Техника философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии техники" вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и добре" (1898 год.) также посвятил "философии техники".

Файлы: 1 файл

Сурс философия.docx

— 18.54 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии техники" вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и добре" (1898 год.) также посвятил "философии техники". В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века" (1898 год.). Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров "Техника и культура" в 30-е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования.

 

Таким образом, философия  техники уже сравнительно давно  выделилась в самостоятельную область  философского исследования.

 

Предмет философии техники 

 

На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия  техники по сравнению с другими  дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой  сама техника.

 

Смысл сущности понятия техники 

 

Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных  дисциплин как технических, так  естественных и общественных, как  общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин  возрастает в наше время с поразительной  быстротой, поскольку не только различные  отрасли техники, но и разные аспекты  этих отраслей становятся предметом  их исследования. Всё возрастающая специализация в технике стимулирует  противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они — и частные, и общие — концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах" техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естествен-нонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

 

Таким образом, философия  техники, во-первых, исследует феномен  техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место  в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако, если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: Что же такое сама техника?

 

Каждый здравомыслящий человек  укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни — дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемый ими видов техники. Но все это — лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "нетехникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

 

Технические знания воплощаются  не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках  и так далее., поскольку без  налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое  техническое развитие в нашем  современном обществе было бы невозможно.

 

Это отчетливо понимал  уже в конце XIX века немецкий инженер  Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией "Техника и культура": "Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшества... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе".[1] Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств — оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, "где весь отличный европейский материал приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому бесполезным перед правильным нападением..." западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы "закупки" на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

 

Техника относится к сфере  материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных  поприщах. Так определяет технику  на рубеже XIX— XX столетий П. К. Энгельмейер: "Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса".[2] Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

 

Итак, техника должна быть понята

 

- как совокупность технических  устройств, артефактов — от  отдельных простейших орудий  до сложнейших технических систем;

 

- как совокупность различных  видов технической деятельности  по созданию этих устройств  — от научно-технического исследования  и проектирования до их изготовления  на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов  технических систем до системного  исследования и проектирования;

 

- как совокупность технических  знаний — от специализированных  рецептурно-технических до теоретических  научно-технических и системотехнических  знаний.

 

Сегодня к сфере техники  относится не только использование, но и само производство научно-технических  знаний. Кроме того, сам процесс  применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. "Приложение состоит не в простом  приложении наук к специальным целям, — писал немецкий инженер и  ректор Берлинского политехникума  А. Ридлер. — Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность".[3] Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

 

Заключение 

 

ХХI век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.

 

Современная философия техники  рассматривает развитие техническое  познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

 

Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких  конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время  преодолела ранее свойственные ей иллюзии  в создании универсального метода или  системы методов, которые могли  бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую  рациональность. Современная философия  техники показала, что сама техническая  рациональность исторически развивается  и что доминирующие установки  технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых  объектов и под влиянием изменений  в культуре, в которые техника  вносит свой специфический вклад.

 

Философия техники не нужна  ремесленнику, не нужна при решении  типовых и традиционных задач, но подлинная творческая работа, как  правило, выводит на проблемы философии  и методологии. Именно этим задачам  и служит философия техники.

 

Список литературы

 

1. Лебедев О. Т. Научно-техническая  революция и философские проблемы  формирования инженерного мышления. М., Высшая школа, 1973.

2. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. Л., 1970.

3. Волков Г. Н. Истоки  и горизонты прогресса. М., 1979.

4. Стёпин В. С., Горохов  В. Г., Розов М. А. Философия  науки и техники. М., 1995.


Информация о работе Техника философии