Тело и душа в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:50, доклад

Описание работы

В античном представление понятие души играет существенную роль на всех уровнях: от метафизики до философии природы, от космологии до антропологии, от морали до политики, от гносеологии до религии.
У Гомера "психэ" соотносится
1) с "психо" (дыхание жизни, последнее дыхание в ситуации смерти), и
2) с призраком-тенью, неким фантазмом, который после смерти отправляется в Аид. Он лишен сознания и познания, выражая лишь нечто негативное. Это, скорее, тело без души, чем душа без тела, нечто безжизненное и бессильное.

Файлы: 1 файл

Готовое (психэ и сома).docx

— 10.94 Кб (Скачать файл)

Душа и тело 
 
В античном представление понятие души играет существенную роль на всех уровнях: от метафизики до философии природы, от космологии до антропологии, от морали до политики, от гносеологии до религии.  
У Гомера "психэ" соотносится  
1) с "психо" (дыхание жизни, последнее дыхание в ситуации смерти), и  
2) с призраком-тенью, неким фантаз-мом, который после смерти отправляется в Аид. Он лишен сознания и познания, выражая лишь нечто негативное. Это, скорее, тело без души, чем душа без тела, нечто безжизненное и бессильное. Противоположную гомеровской позицию мы находим в орфизме, где психэ совпадает с демоном и, как нечто божественное, душа бессмертна. Она поселяется в теле в результате падения, отбывая в нем наказание. В орфизме мы находим одну из первых дуалистических концепций, где сома (тело) ассоциируется с трупом. В орфизме нет совпадения души с разумом и познанием, напротив, она тем самодостаточнее, чем менее активна, пребывая как бы во сне, и освобождается, лишь покинув тело.  
 
Начиная с Фалеса, понятие души входит в контекст проблематики физиса, интеллектуального и морального я. 
 
Теории досократиков

 

Фалеса считают первым философом Древней Греции. Фалес был натурфилософом. В досократическое время это свойственно абсолютно всем философам, началом всего, по его мнению, была вода, и все состояла из воды, Фалес отмечал отличие тела от души – это две противоположные субстанции. Его ученик, Анаксимандр говорил, что началом всего является первоначальное субстанция, которое не похоже ни на воду, на воздух, на землю или огонь. Это особый вид субстанции, который называется "апейрон", что значит лишенное границ. И Анаксимандр доказывал, почему выше перечисленные элементы не могут быть преобладать, потому что один из них обязательно поглотит остальные, и они перестанут существовать, а это невозможно.  Душу, он считал бессмертной.

Анаксимен, ученик Анаксимандра говорил, что началом всего является воздух. С воздухом Анаксимен отождествлял абсолютно все: душу, тело, божество и мир. Но выше всего трактовалась кȯϲмическая душа. Душу, как и Фалес, считал бессмертной. Кстати огонь он считал разряженным воздухом, а если он наоборот сгущается, то он становится водой, затем землей, а под конец камнем. Дыхание и воздух связанны друг с другом, но не только между собой, но и весь мир дышит воздухом. Как душа дает жизнь нашему телу, так воздух обнимает, а дыхание одушевляет весь мир. Душа воздушна, ее космическая роль - быть прародительницей сущего.

У Гераклита космос состоит из огненной субстанцией, а душа часть это субстанции и тоже имеет огненную природу. Чем больше божественного огня, тем больше души. он тесно связан с Логосом, понятием рациональности, основанием космической гармонии. У Гераклита миром руководит война противоположностей и эту войну Гераклит называет матерью всего сущего. Причем это война одновременно и мир. 
 
У Гераклита космос состоит из огненной субстанцией, а душа часть этой субстанции и тоже имеет огненную природу. Он говорит, что началом всего огонь, все вышло из огня и все в огонь войдет. Вселенная держится благодаря смертям, разрушениям, противоречиям и противоположностям. И этот круговорот бесконечен. Вселенная конечна и мир один, который, в конце концов, тоже будет уничтожен в огне, и возродится из огня. 
Основная черта всего сущего, у Гераклита - движение, а огонь, совершенный образ движения, в нем воплощены неприрывное изменение и гармония контрастов. 
 
Душа - огненная субстанция, душа бесконечна и непостежима, он называет души смертными-бессмертными. Как таковые одни души живут смертью других,а  умирая они дают жизнь другим. Процветание тела - чревато смертью, а смерть тела иногда дают новую жизнь душе. После смерти, говорил он, нас ждет нечто невообразимое и совершенно неожиданное. Для души опасна вода, ибо эта низшая материя, которая может осквернить высшую материю, т.е. божественный огонь. Гераклит усмотрел возрастное соотношение огня и мудрости. Чем человек старше, тем душа его суше и мудрее, а молодость – глупа, ибо душа мокра, как у выпившего человека, который не отличается разумностью.

Началом всего у Пифагора является единица, и все элементы можно разделить на числа. Единице принадлежит неопределенная двоица. "Из единицы и двоицы выходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плȯϲкие фигуры; из плȯϲких – объемные фигуры; из них чувственно-вȯϲпринимаемые тела, в которых четыре ȯϲновы – огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный", – такое логическое представление о мире Пифагора дает нам Диоген Лаэртский.

Душа, – по представлениям Пифагора, – некий отрывок эфира, как теплого, так и холодного. Кто обладает теплом, значит это существо живое, но ни каждое живое существо обладает душой.

Душа человека разделяется на три части: ум, рассудок и страсть. Ум и страсть есть и в других живых существах, но рассудок существует только у человека. Рассудок и ум находятся в мозге, а страсть в сердце, поэтому душа безгранично управляет от мозга до сердца, ибо в них находится три души. Но есть, так называемые "струи", которые отходят от этих душ, они и являются чувствами. Разумная часть души бессмертно, остальное все смертно. Бессмертная душа двигается по кругу, проживая одну жизнь за другой. Питается душа кровью тела.

Прочтение теории Пифагора дает представление об уважение к телу. Три души находятся в отдельных физиологических органах, и уже оттуда идет управление самим телом. Душа питается кровью, а кровь в теле. Значит, тело поддерживают силы души для управления им самим.

Мозг выделяет семя, которое проходит весь организм и попадает в матку, производя там ихор. При этом в семени содержится горячий пар. Из влаги и крови образуется тело, а из пара – душа и чувства. Душа и чувства эквиваленты, это значит, что тело не виновато в страстях. Теория Пифагора чем-то схожа с теорией Аристотеля, особенно взаимодействие тела и души. Это здоровое сотрудничество. Число душ тоже сходится, и каждый из них считает, что душа разумная бессмертна, а все остальные смертны. Хотя Аристотель смеется над Пифагором, потому что тот называет душу числом, но их теории схожи по мотивам, что душа без тела ничто, и тело без души. 
 
Демокрит один из самых сильных материалистов Древней Греции. Он считается основателем этого течения.

Согласно представлениям Демокрита душа – это высшая материя, состоящая из круглых мелких подвижных атомов, предположительно из таких же атомов, что и огонь. Душу часто сравнивают с огнем, и это делает не только Демокрит. Тело состоит тоже из атомов, как и все материальное, и они отличаются от души только плотностью и весом. Атомы души находятся в постоянном движении, и считаются самыми подвижными, тем самым они заставляют двигаться тело, ощущать и воспринимать. Нужно отметить, что атомы неделимы и неуничтожимы.

Дыхание есть одно из составляющих души. Именно оно позволяет держать атомы в том количестве, в котором нужно для поддержания движения и энергии тела. Как это происходит? Очень просто. В воздухе содержатся атомы такие же, что и в душе. С каждым принятием воздуха в легкие, мы обновляем душу, и с выдохом выбрасываем часть души. Прекращением этого процесса, душа растворяется в воздухе, поэтому душа оказывается смертна. Не даром слово "дух", пошло от слова дышать, и с прекращением этим процессом приходит конец жизнедеятельности человека. Надо заметить, что Демокрит считал, что и даже у трупа существует душа, только в незначительном количестве. При болезни тоже происходит уменьшение огненных атомов, от чего человек начинает недомогать.

Все вокруг – материально, и состоит из атомов, значит, в разных количествах они имеют атомы духа, после смерти структура атомов рассыпаются, тем самым душа смертна. Тело и душа неделима – смертно тело, смертна и душа.

 Теория Сократа 
 
"Познай самого себя", – так можно охарактеризовать девиз Сократа. Он сделал границу между добром и злом. Добро – это нравственность, а нравственность – это знания, значит знания – это добром. К положительной энергии он относил душу, которую считал божественным началом. Зло, Сократ четко говорит, это нечто иное, как невежество и мракобесия. Но зачем человеку нужно знать, чем отличается добро и зло? А именно потому, что пока ты не поймешь основы этих двух сил, будет невозможно познать самого себя. А это самая главная мысль Сократа.

Душа, по Сократу, бессмертна и полностью отличается от тела. Тело – материальное, а душа – духовная и невидимая. Душа всегда подчиняет к себе тело, значит, и управляет его поступками. И самое основное отличие это то, что душа разумна и является божественным началом.

По сократу, человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. А под "душой" Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. "Благодаря этому открытию, Сократ создал моральную и интеллектуальную традицию, которая питает Европу по настоящее время" (Taylor). "Слово "душа" для нас, благодаря потокам, проникавшим сквозь толщу веков, звучит всегда с этическим и религиозным оттенком, как слова "раб божий" или "попечение о душе". Но этот возвышенный смысл слово приобрело впервые в устах и проповедях Сократа" (Jaeger).

 

Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. "Что это - повеление Бога, - читаем мы в "Апологии", - я убежден, и не мог бы большей услуги оказать я своему городу, чем приняв эту обязанность, возложенную на меня Богом. Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства".

 

Одно из фундаментальных обоснований этого тезиса Сократа состоит в следующем: одно дело - это инструмент, который используют, но совсем другое - "субъект", который пользуется инструментом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструмен-тальность, средство, которым является телец стало быть, на вопрос "Что есть человек?" невозможен ответ, что "это тело", скорее, это "то, чему служит тело". Но то, чему служит тело, есть душа (понимающая, интеллигибельная), "psyche". Вывод неизбежен: "душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя". Такова критическая рефлексия Сократа, из которой логически вытекают все следствия, что мы и увидим. 
 
Платон. 
 
Платоновская концепция человека основана на разнопорядковой природе души и тела. Тело - темница души, отсюда постоянная тема бегства от всего телесного и мирского, мотив уподобления божественному. Смерть тела, по Платону, открывает новую жизнь душе. Корень всех зол, нездоровых страстей, неприязни, невежества, безумия Платон усматривает в телесном. Душа бежит от тела и настоящий философ не имеет мирских привязанностей, истиная философия - упражнение в смерти. Философ - тот, кто стремится к подлинной жизни в духе, но найти дух - значит потерять тело. смысл избавления от телесного - в уподоблении богу, мере всех вещей, и обретении идеального бытия через добродетель и познание. 
 
Человеческая душа имеет способность улавливать неподвижное и вечное. Однако для такой способности душе необходимо иметь сходную природу, иначе восприятие вечного невозможно. Стало быть душа так же неизменна, как и ей знакомая вечность. 
 
Концепция  Аристотеля

Аристотель был учеником Платона, и расходился с ним во многих аспектах, которые касались души. Аристотель говорит, что душа является формой живого органического тела, и присуще всем живым существам, включая и растения. Душа делает телом живым. Именно этот факт основывается на том, что именно благодаря душе, тело проявляет "живые" качества, как дыхание, мышление, чувства, восприятия и т.д. Душа есть сущность естественного тела. Сущность есть энтелехия. Значит, душа есть энтелехия.

По Аристотелю, энтелехия имеет двоякий смысл: 1) знания и 2) созерцание. Душа есть знания для тела, тем самым она может управлять телом и противодействовать агресϲᴎвной окружающей среде. И еще одно неотъемлемое качество души это созерцание. Созерцание подразделяется на бодрствование и сон. Бодрствование – это активное созерцание, а сон – это пасϲᴎвное созерцание.

Аристотель, как никто другой ценил тело и душу одинаково. Например, возьмем глаз. Само глазное яблоко – это тело, а зрение – это душа. И согласно, этому рассуждению, душа и тело – это единая структура, единый организм и, что одно немыслимо без другого. Именно душа делало тело живым. Тело – это инструмент для души, без которого никак не обойтись. Душа – это сущность естественного тела. Тело и душа существует гармонично. Чтобы выжить в окружающей среде, им нужно соединить свои усилия. Отсутствие одного из этих компонентов, приведет к катастрофе все живое. Душа имеет три начала у Аристотеля, а тело одно. И кажется тело более сложный механизм, чем душа.

Заключение 
 
Взаимодействие тело с душой, кажется очень важным вопросом, потому что от этого взаимодействия у человека происходят конфликты, болезни и всякие неприятные состояния. Все от того, что эти два разных начала находятся в конфронтации друг перед другом. Только у радикальных материалистов, душа живет в гармонии с телом, потому что смертно, и ей все равно. И у радикальных идеалистов, где душа постоянно борется с телом, потому что только от нее почти все беды. У большинства философов античности душа бессмертная, после смерти тела, всегда возвращается в Мировую душу, или летает в воздухе, или бродит по проклятой земле, но она снова может, вернутся в тело.

 Древнегреческие философы были очень смелые в предположениях и созданий теорий о душе. Но это давала большой толчок к философии, психологии и другим наукам. Хотя была и обратная сторона медали, что нельзя было объяснить закономерностью и логическим путем некоторые явления, появлялся мистицизм, который пытался выдавить все теоретические измышления. Тем более древние философы пытались изучать то, что эмпирическим путем просто невозможно изучит в то время, это в том числе относится к душе.

Два течения материализм и идеализм живут до сих пор уже почти более двух тысяч лет, которые совершили революцию в гуманитарных науках, и, наверное, не только в них.

Материализм пытался удачно объяснить, что происходит вокруг нас в мире, но не удачно объяснил душу, ибо она смертна, а если она смертна, то это еще одно тело и все.

Идеализм непродуктивно объяснял окружающий мир, но прекрасно разъяснял душу. И многие доводы, и точки зрения, существуют в христианской религии.

Аристотель, который удачно объяснял все, относился к материалистам и идеалистам, возьмите любой раздел психологии, и можно сказать у Аристотеля это есть. Объединил все, что можно объединить, он постарался быть предельно объективным. Так и с религией, которые многие верят, надо максимально стараться объективно относится к окружающей среде, и максимально объективно и бережно относится к душе, т.е. к психике. Если сможешь объединить эти две силы в одну, то останется гармония в душе и максимально объективный взгляд на окружающий мир.

 

 

 


Информация о работе Тело и душа в античной философии