Тема любви в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 02:44, реферат

Описание работы

Тема любви вечна. Вопросом о сущности любви задавались как в античные времена, так и в наши дни. А что, собственно, мы хотели бы знать о ней? Если мы ждем, чтобы нам описали, какая она бывает, – это одно дело, с которым лучше обратиться к поэзии. Именно поэзия говорит о любви самым подобающим языком – образным. Но даже поэзия не всесильна: никогда даже самое верное, гениальное слово не может в совершенстве выразить переживания любви. А уж тем более бессильны выразить любовь некоторые молодежные песенки, в которых однообразные повторения слов «любовь» только обозначают, но совсем не раскрывают реального переживания человека.

Файлы: 1 файл

ТЕМА ЛЮБВИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА ЛЮБВИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть»


А.П.Чехов

Тема любви вечна. Вопросом о сущности любви задавались как в античные времена, так и в наши дни. А что, собственно, мы хотели бы знать о ней? Если мы ждем, чтобы нам описали, какая она бывает, – это одно дело, с которым лучше обратиться к поэзии. Именно поэзия говорит о любви самым подобающим языком – образным. Но даже поэзия не всесильна: никогда даже самое верное, гениальное слово не может в совершенстве выразить переживания любви. А уж тем более бессильны выразить любовь некоторые молодежные песенки, в которых однообразные повторения слов «любовь» только обозначают, но совсем не раскрывают реального переживания человека.

В статье рассмотрено, как к этой теме относились в античные времена и как относится современная молодежь к ценностям любви. Чтобы понять, что такое любовь, можно обратиться к науке или философии. Наука может многое – изучить условия, при которых любовь приходит или проходит, обобщить факты и выявить закономерности, но и ее возможности ограничены: сама любовь как человеческое отношение и переживание не может быть измерена никакими научными средствами.

А что может философия? Полного объяснения любви она, в конечном счете, тоже не дает, но только проясняет значение этого феномена. Мы рассмотрим идеи, в которых отобразились типичные философские представления той или иной эпохи, и особое внимание уделим античной философии,  в частности на примере произведения Платона «Пир» [1].

Начнем с темы любви в античной философии, как о ней размышляли философы того периода. Любовь для древних греков не более загадочна, чем все остальное, разве что притягательнее многих иных вещей. Свои представления о любви литераторы и философы античности выражали обычно посредством мифологических образов.

Те многообразные значения, которые в русском языке охватываются одним словом «любовь», язык древних греков выражает разными словами: эрос, филия, сторге, агапэ. В этом есть определенное преимущество; может быть, у древних греков было меньше поводов для недоразумений, чем сегодня у нас, когда кто-то говорит о любви и его с пониманием выслушивают, а в конце концов, выясняется, что один из собеседников думал при этом о любви к ближнему, а другой об эротике.

Эрос у древних греков – это  половая, страстная любовь. Мифологическим олицетворением эроса является бог Эрот, или Эрос.

Филия – это привязанность к самым разнообразным вещам. Это и любовь к родителям, к детям, и любовь к родине, и любовь к товарищам (дружба), и эротическая любовь, и любовь к познанию, и прочее.

Агапэ – еще более мягкая любовь, жертвенная и снисходящая к ближнему. Именно такое понимание любви восхваляло христианство в период заката языческой культуры.

Сторге – любовь-привязанность семейная.

В Древней Греции любовь была представлена в образах нескольких мифологических существ – прежде всего Афродиты и Эрота, а в Риме соответственно – Венеры и Амура. Это человеческое чувство и влечение переносилось греками на весь мир, принимало вид безличной силы, существующей самостоятельно.

Гесиод задал вопрос, что возникло первым? Сначала зародился хаос, а потом множество богов и между ними прекраснейший Эрос. Таким образом, Эрос представляется как одна из первых сил, появившихся в мире. Под его влиянием и продолжается цепь порождений.

Парменид объясняет происхождение богини любви Парменид. Он говорит, что в центре космоса находится богиня любви, которая  
посылает соединиться мужскому с женским.  
Богиня любви влияет на взаимное влечение существ, связывает земной и небесный миры.

Эмпедокл отводил важнейшую роль в существовании мира филии. Он говорил, что в мире есть четыре основных элемента – земля, вода, воздух и огонь, а сочетание их находится под действием двух сил – Вражды и Любви. Эти силы по очереди господствуют в мире. Эмпедокл считал, что существование одной лишь Любви было бы гибельно для космоса.

Понятием любви как безличной силы пользовались пифагореец Филолай, атомист Демокрит, софисты Горгий, Продик, Критий.

Более подробно философия любви была рассмотрена на примере величайшего произведения Платона «Пир». [1]

Рассмотрим для начала миф об андрогинах. В древнегреческой мысли сформировали миф об андрогинах, рассказанный одним из персонажей диалога Платона «Пир». Согласно этому мифу, были когда-то на земле двойные люди, имевшие четыре руки, ноги, два лица, глядевшие в разные стороны. Андрогины были трех полов: мужского – от Солнца, женского – от Земли, а также обоеполого – от Луны, поскольку Луна совмещает оба началаЗевсу пришла идея: разделить каждого андрогина пополам, чтобы уменьшить их силу. И с тех пор каждый ищет соответствующую ему половину. То есть если мужчина был раньше частью двуполого андрогина, его влечет к женщине, и соответственно женщину, отделенную от мужской половины, – к мужчине. Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому... Когда же двоим, удается повстречать друг в друге именно свою половину, обоих охватывает удивительное чувство привязанности, близости и любвиТаким образом, миф об андрогинах объясняет любовь, как жажду целостности и стремление к ней.

Еще одно объяснение природы любви предлагает сам Платон в том же диалоге «Пир». Он оспаривает мысль, будто любовь – это поиск своей половины. Люди стремятся в действительности не к половинам, а к благу и бессмертию. Люди, смертные по своей природе, стремятся путем рождения детей сохранить себя в вечности, ради этого они и служат Эроту. Многие, беременные телом, просто рожают обычных детей. Но есть и беременные духовно, это – творцы, изобретатели, вынашивающие разум и прочие добродетели. Они тоже испытывают страстное желание родить и особенно радуются, когда встречают человека, наделенного прекрасной и даровитой душой. В соприкосновении с прекрасным рождается на свет то, что давно вынашивалось душой. Дети, рожденные душой, в отличие от обычных детей, бессмертны. Платон не призывает отменить земную любовь. Она – необходимая ступенька, ведущая человека к познанию любви небесной. В молодости человека сначала влечет к прекрасному телу, затем он замечает, что есть и другие прекрасные тела, и все они в этом смысле подобны одно другому.

Это как в наши дни: существуют же некое деление среди современной молодежи. Некоторые  смотрят сразу на  внешность, даже не узнав человека поближе, может он духовно красив. Говорят же первое впечатление складывается именно по внешности, но, тем не менее, душа, характер играет далеко не последнюю роль. Проблема современной молодежи, по моему мнению, состоит в том, что они пытаются найти некий идеал красоты, но в большинстве случаев красоты не душевной или внутренней, а внешней,  которая так изменчива. Даже Платон в своем диалоге «Пир» говорит нам, что те люди, которые предпочитают красоте душевной красоту телесную изменчивы, ибо тело с течением времени стареет, а душевная красота вечна. Тогда человек начинает ценить душевную красоту выше телесной, его влечет к красоте нравов и наук. Постепенно, движимый любовью, человек поднимается над отдельными разновидностями прекрасного и его взору открывается прекрасное в его чистоте, идеальное, вечное, превосходящее все земное. Любовь к высшим ценностям – это и есть так называемая платоническая любовь, причем она не отвергает низшего эроса, а относится к нему как к своей ступеньке. Сам Эрот, ведущий человека в занебесье, – сын бога богатства Пороса и богини бедности Пении, потому он противоречив. Сын своей матери, он – беден и некрасив, но, наследуя черты отца, он храбро и неудержимо стремится к прекрасному и совершенному. Будь он совершенно красив и умен, он не испытывал бы постоянного недовольства собой и не тянулся бы к красоте и мудрости. Эрот – стремление от худшего к лучшему. Так истолковывает миф об Эроте Платон.

Итак,  Платон считает, что у каждого человека своя любовь, и любовь эта бывает разная, она имеет разные ценности и может приносить благо и разрушение. И в наши дни существует множество истолкований любви. Многие люди, например, может быть, сами того не зная, верят в миф об андрогинах, по которому все люди разделены на две части единого целого и каждый ищет свою половину.

В ходе изучения данной темы было проведено анкетирование молодежи, студенческой среды. Было опрошено 50 человек. Целью данного исследования является мнение современной молодежи по данному вопросу, что сейчас больше ценится внешние (тело) или внутренние качества (душа). Безусловно все из опрошенных были когда-то влюблены. В основном, конечно, делается большой акцент на внешности человека, на каких-то качествах поведения, как человек выглядит.  Из 50 опрошенных в ходе анкетирования, 35 были разочарованы в выборе своей второй половины и 15 человек, соответственно остались довольны выбором. При этом, из 50 опрошенных на красоту тела   смотрят  31 человек, и на красоту души, соответственно 19 человек. Выводы напрашиваются сами. Сейчас молодежь делает свой вывод в пользу внешних данных, многие порой даже игнорируют внутренние качества. И в результате многие разочаровываются, все по причине того, что  только по внешности нельзя судить о человеке.

 Ознакомившись с истолкованием античной философии на тему любви, стало понятно, что в древние времена ценности были совсем иные, нежели у современной молодежи. Тогда ценили красоту в гармонии души и тела; красота тела приветствовалась наряду с красотой души, вспомним хотя бы то, какие скульптуры создавались во времена античности. В нынешние дни любовь настоящая встречается редко, ведь любовь это гармония тела и души. А у молодежи идет больший уклон к красоте телесной, так и не познав  красоты душевной. Получается, что человек влюбляется в эту картинку, и дальше ничего не видит, а картинка то меняется, человек стареет, только душа все та же.

 «Я дышу - и, значит, я люблю! Я люблю - и, значит, я живу!» (В. Высоцкий) или «Любви все возрасты покорны...». О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, великое множество философских трактатов, и все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь, который существовал как в античное время, так и в наши дни. Молодежные представления порой разрушительны. Иногда нужно обратиться к представлениям, которые были у той эпохи. Они более нравственно смотрели  на эту тему.  А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова - любовь! Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное.

 

Литература

  1. Платон. Пир / Платон / Пер. с древнегреч. С.К. Апта,  Я.М. Боровского. – Москва, 2007. – 768 с.

Информация о работе Тема любви в античной философии