Тема любви в произведениях Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:44, доклад

Описание работы

В истории мировой культуры Платон - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, учёный, писатель - принадлежит всему человечеству.
Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, о любви и о воспитании.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 21.49 Кб (Скачать файл)

В истории мировой культуры Платон - великое явление. Он жил  в древнегреческом обществе, но как  деятель - философ, учёный, писатель - принадлежит  всему человечеству.

Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о  человеке, и о душе человека, и  о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, о любви и о  воспитании.

Человек стремится познать  мир. Но как познать то, что постоянно  меняет свой облик? Как дойти до сути изменчивых вещей? Платон дает свой ответ  на этот вечный вопрос. Он говорит о  двух мирах: изменчивом чувственном  и умопостигаемом мире идей, существующем вне времени и пространства. Именно в познании мира идей Платон видит  единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает  не вовне, а в самом человеке. Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости - позволяет душе подниматься  к миру идей, схватывая суть вещей. Сила же, ведущая нас по этому  пути, - Эрос, любовь, дающая крылья.

 

Духовные  основы любви в философии Платона

 

Существенную роль в учении Платона играет тема любовного влечения (эроса). За заслугу в отношении  философии любви он был назван даже "философским первоапостолом Эроса".  Действительно, Платон, пожалуй, больше всех занимался вопросом любви. Существует и мнение о том, что "любовная аналитика - едва ли не самое впечатляющее из всего написанного Платоном".

Само понятие любви  в античную эпоху редко становилось  предметом исследования (хотя таковое  и случалось). Но по поводу того, какая  она бывает, была построена целая  классификация. Для античных философов  любовь как космическая сила была фундаментом, объясняющим все миросоздание и мироустройство. Это находит отражение в мифологических образах, прежде всего, Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура).

Платон выступает с  разоблачением телесной любви, которая  существенно суживает кругозор и  стремится во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода - безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь.

В самой простой форме  она выражается в страсти к  прекрасному человеку и желании  бессмертия, достигаемого рождением  детей вместе с этим человеком. Более  высокая форма любви предполагает духовный союз и стремление к возвышенности, созданию общественного блага. Наивысшая  форма платонической любви - любовь к мудрости.

Любовь помогает быстрее  пройти первые шаги на философском  пути:

здесь мы испытываем то самое  удивление (оно ведь начало философии), которое заставляет остановиться и  узнать в каком-то человеке, одном  из многих, неповторимого и единственного;

она помогает узнать, почему глубокое чувство и личное переживание  не могут быть выражены словами, или, во всяком случае, обыденными словами;

она учит тому, что значит стремиться к любимому предмету, думая  только о нем и считая это самым  важным, забывая о всем прочем.

Эти уроки чувственной  любви во всяком случае помогают лучше понять философские метафоры Платона, связанные с истинным познанием, устремлением, сосредоточением на главном и отрешении от неважного.

Платон утверждает, что  в любви реализуется не поиск  половинки, а стремление к благу  и бессмертию, сохранение себя в  вечности через продолжение рода. Причем речь идет не только о деторождении как таковом. Кроме "беременных телом" Патон специально выделяет "беременных духовно", т.е. рождающих добродетели, открытия, творения. Вот именно такое "потомство" и является бессмертным.

Платон, считая земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая "низший эрос" (и не только теоретически. Афиней, например, восклицал: "У Аристотеля (ученика Платона) был сын Никонах от гетеры Герпеллиды, и он любил ее до самой смерти, поскольку, как говорил Гермипп, он находил у нее полное удовлетворение своих нужд, и разве красивый Платон не любил Арханассу, гетеру из Колофона..."

Одна из трудных задач  платоновского философского взгляда - увидеть в мире единый принцип, который есть именно благо, решается по аналогии с темой личной любви человека к человеку. Но, по Платону, трагедия личной любви всегда будет в том, что она часто заслоняет главное: тело заслоняет душу, отдельный человек и его красота - красоту истины и бытия.

Правда же любви всегда будет в том, чтобы пройти путем  любви как путем философии  и видеть за телом душу, за преходящей красотой - непреходящую красоту добродетели  и идеи, что в свою очередь не может не привести к благу и  богу.

Идеи Платона о любви  не могли не оказать на общество сильного влияния. Оно проявляется  в понятии возвышенной любви, столь популярной у трубадуров раннего  Средневековья. Некоторые даже склонны  видеть в понимании Платоном эроса  ранний набросок шокирующих сексуальных  фантазий Фрейда.

Сегодня платоническая любовь сведена до очень узкого смысла, означающего почти исчезнувшую  форму влечения между противоположными полами.

 

2.2 Тема  любви в произведениях Платона

"Пир" Платона принадлежит  к жанру застольных бесед и именовался "речами о любви". Тема диалога - восхождение человека к высшему благу, которое есть не что иное, как воплощение идеи небесной любви. Как истинные грехи они говорят не о любви самой по себе, а о той, что своим существованием обязана одному из богов. Имя его - Эрот.

Весь диалог представляет собой рассказ о пире, устроенном по случаю победы трагического поэта  Агафона в афинском театре. Рассказ ведется от лица Аристодема, который пришел вместе с Сократом и присутствовал на пире.

Композиция "Пира весьма легко поддается анализу ввиду  того, что несложно проследить ее структуру: между небольшим вступлением  и таким же заключением в диалоге  содержится семь речей, в каждой из которых трактуется тот или иной аспект одной и той же темы - темы любви.

Прежде всего, обращает на себя внимание необычная логическая последовательность как в пределах каждой из семи речей, так и в соотношении  всех речей.

Первый и самый очевидный  вывод из платоновского "Пира" - утверждение связи любви и  познания. У Платона любовь - это  процесс движущегося, поднимающегося со ступени на ступень знания. Поэтому  диалектика любви у Платона представляет собой диалектику знания, платонический  эрос - это эрос познания.

Второй очень важный вывод, содержащийся в "Пире", - связь  эротического знания с красотой. В  конце концов любовь есть познание высшей формы красоты. Здесь философия любви у Платона органично перерастает в эстетику, любовь оказывается стремлением к прекрасному, к эстетическому переживанию красоты. Этот аспект платонической теории любви прекрасно раскрывает А.Ф. Лосев.

Подводя итог идеям, содержащимся в рассматриваемом диалоге Платона, с необходимостью приходишь к  выводу о богатстве теоретического содержания этого сочинения, о его  неисчерпаемости. Художественная структура "Пира", отсутствие в нем замкнутой  логической системы позволяют давать ему самые различные истолкования.

Так оно и было в истории. Одни авторы обращали внимание на идею о двух типах любви, соответствующих двум типам Афродиты-вульгарной и небесной (речь Павсания), другие - на миф об андрогинах ("мужеженщинах"), существах обоего пола, которых Зевс расчленил на отдельные половины, заставив их вечно искать друг друга (речь Аристофана), третьи - на космологическое значение любви, на идею ее разлитости в природе (речь Эриксимаха).

Все это действительно  есть в диалоге, и подобная неисчерпаемость  послужила причиной того, что "Пир" был и остается самым, пожалуй, важным источником по теории любви во всей европейской литературе.

Теме любви посвящен и  диалог Платона "Федр". В нем, правда, нет такой сложной диалектики, как в "Пире", зато здесь раскрываются некоторые новые стороны любви, о которых речь не идет в "Пире".

В диалоге "Федр" Платон углубляет синтетическое понимание  любви как соединяющей силы, связывая его с теорией воспоминания. Душа, как мы уже знаем, в своей первоначальной жизни, во всем следуя Богам, видела Гиперуранию, т.е. мир идей. Затем, потеряв крылья и обретя тело, она все забыла. Но, с усилиями поднимаясь над собой, в размышлениях мало-помалу душа припоминает уже виденное. Специфика идеи Прекрасного состоит в том, что воспоминание о ней "чрезвычайно наглядно и восхитительно сладостно". Это свечение идеальной Красоты в живом теле воспламеняет душу, пробуждая в ней желание полета, неистребимую волю вернуться туда, где ей не суждено было остаться. Это и есть работа Эроса с его тоской по сверхчувственному, возвращающего душам их древние крылья, влекущего в занебесные дали. Любовь платоническая - это ностальгия по Абсолюту, запредельное влечение к метаэмпирическому, сила, возвращающая нас к изначальному бытию среди Богов.

В "Федре" Платон прославляет  божественное вдохновение (mania). Чтобы раскрыть природу этой божественной силы, он прибегает к сравнению души с колесницей, запряженной двумя конями, добрым и злым, тянущими душу в разные стороны. Души людей, которые стремятся ввысь для созерцания истины, воспаряют на крыльях, те же души, которые не способны подниматься ввысь, роняют крылья и падают на землю (Федр, 246 с).

Душа, которая помнит о  прекрасных формах, созерцаемых в  мире божественных истин, оперяется, рождение крыльев вызывает мучительную сладость. "Она неистовствует и от исступления  не может она ни спать ночью, ни днем оставаться на одном месте. В  тоске бежит она туда, где думает увидеть обладателя красоты" (Федр 251 e).

Так рождается Эрос, который  вызывает в душах неистовство, экстаз и чувство блаженства.

В целом "Пир" и "Федр", сочинения, относящиеся примерно к  одному и тому же времени, прекрасно  дополняют друг друга и дают представление  о платоновской философии любви.

"Пир" Платона - замечательный  и неумирающий памятник европейской  мысли, а в более широком  смысле, и европейской культуры. Она постоянно возвращалась к  нему, создавала все новые комментарии  и дополнения, черпая из него  новый философский смысл, получая  эстетическое и интеллектуальное  наслаждение.

Теория любви Платона  создала особый тип любви, который  получил название "платоническая  любовь".


Информация о работе Тема любви в произведениях Платона