Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:11, контрольная работа
Крупнейший философ европейского Средневековья, создавший систему, вобравшую в себя все достижения схоластики, - Фома Аквинский (1225 -1274).
Философия Фомы Аквинского представляет собой предельную систематизацию христианского аристотелизма с целью установить гармонию веры и разума.
1. ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 6
3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 12
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Вместе с
тем, Августин отчетливо сознает
ту важную роль, которую играют рациональные
средства воздействия. Поэтому он считает необходимым
усилить веру доказательствами разума,
ратует за внутреннюю связь веры и знания.
Врачевание души, по его словам, распадается
на авторитет и разум.
Авторитет требует веры и подготавливает
человека к разуму. Разум приводит к пониманию
и знанию. Хотя разум не составляет высшего
авторитета, познанная и, уясненная истина
служит высшим авторитетом. Послушный
религии разум и подкрепленная разумными
доводами вера - таков идеал августиновской
апологетики. Однако следует отметить,
что представленная Августином теория
о гармонии веры и разума не допускает
и возможности, хотя бы в какой-то степени,
поставить веру в зависимость от разума.
Решающее значение в его системе, без всякого
сомнения, отдается откровению.
Августин создавал свою теорию гармонии веры и разума в IV-V вв. в ранний период христианской истории. В XI-XII вв. в борьбе за идейное господство в обществе начинает оказывать все возрастающее влияние, зародившееся в недрах феодальной культуры свободомыслие. Появление средневекового свободомыслия - связано с рядом объективных факторов: выделение из крестьянского хозяйства ремесла и развитие на этой основе городов, которые постепенно становятся существенным фактором средневековой жизни. В городах начинает формироваться светская культура. Одним из важнейших следствий этого фактора является то, что церковь перестала быть абсолютным носителем образования и образованности. В связи с развитием ремесла и торговли среди городского населения возрастает потребность в знании права, медицины, техники. Возникают частные юридические школы, которые находятся под контролем церкви, городского управления.
В период упадка
средневековой схоластики возникает
так называемая теория «двух истин»,
согласно которой вера и разум
оказываются двумя независимыми
областями, различия между которыми
столь радикальны, что никогда не могут
быть преодолены. Для сторонников этой
теории, Сигера
Брабантского (ок. 1240 - 1281), Уильяма Оккама
(ок. 1300 - ок. 1350), разграничение веры и разума
является фактически требованием эмансипации
философии, освобождения ее из-под контроля
религии.
В XI-XII вв. большинство
схоластов были «реалистами» - Иоанн
Скотт
Эриугена, Ансельм Кенггерберийский (1033
- 1109), Фома Аквинский. Будучи неоднородным,
данное направление проявлялось в ряде
концепций. Так, крайние реалисты
придерживались платоновского учения
об идеях, суть которого сводилась к тому,
что есть общее (т. е. Идеи), существующее
до единичных вещей и вне их. Например,
сначала появляется и существует идея
стола, а потом уже создаются конкретные
столы; сначала идея добра, а потом уже
- конкретные добрые дела, и т. п. К тому
же до сотворения мира эти общие идеи,
или «универсалии», как их называли средневековые
авторы, находятся в
Божественном Разуме. Природа же, по их
мнению, представляет собой последовательность
ступеней проявления Бога, который по
«универсалиям», как по образцам, творит
мир. В конечном счете, первоначальным,
подлинным бытием, с точки зрения крайних
реалистов, обладает не реальный (физический)
мир, а мир общих понятий, идей.
3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Для средневекового
сознания весь смысл жизни человека
заключался в трех словах: жить, умереть
и быть судимым. Каких бы социальных
и имущественных высот человек
ни достиг, перед Богом он предстанет нагим.
Поэтому не о суете мира сего нужно заботиться,
а о спасении души.
Средневековый человек считал, что на
протяжении всей жизни против него накапливаются
улики - грехи, которые он совершил и в
которых не исповедался и не раскаялся.
Исповедь же требует столь характерной
для Средневековья раздвоенности - человек
выступал одновременно в двух ролях: в
роли обвиняемого, ибо держал ответ за
свои дела, и в роли обвинителя, поскольку
сам должен был произвести анализ своего
поведения перед лицом представителя
Бога - исповедника. Свою завершенность
личность получала только тогда, когда
давалась окончательная оценка жизни
индивида и содеянного им на всем ее протяжении:
«Судебное мышление» средневекового человека совершало свою экспансию и за пределами земного мира. Бога, Творца понимали как Судью. Причем если на первых этапах Средневековья Его наделяли чертами уравновешенной суровой непреклонности и отцовской снисходительности, то в конце данной эпохи это уже беспощадный и мстительный Господь. Почему? Чрезвычайное усиление проповеди страха перед грозным Божеством философы позднего Средневековья объясняли глубоким социально-психологическим и религиозным кризисом переходного периода.
Божий Суд имел двойственный характер, ибо один, частный, суд происходил, когда кто-нибудь умирал, другой. Всеобщий, должен состояться в конце истории рода человеческого. Естественно, что это вызывало огромный интерес философов к постижению смысла истории.
Философия истории
Самой сложной проблемой, порой непонятной современному сознанию, была проблема исторического времени.
Средневековый человек жил как бы вне времени, в постоянном ощущении вечности. Он с охотой сносил повседневную рутину, подмечая лишь смену суток да времен года. Ему не нужно было время, ибо оно, земное и суетное, отвлекало от работы, которая сама по себе была лишь отсрочкой перед главным событием - Божьим Судом.
Теологи утверждали, линейное течение исторического времени. В концепции сакральной истории (от лат. sacer - священный, связанный с религиозными обрядами) время течет от акта Творения через страсти Христовы к концу света и Второму Пришествию. В соответствии с этой схемой строились в XIII в. и концепции земной истории (например, Винцента из Бове).
Философы пытались
разрешить проблему исторического
времени и вечности.
А проблема эта была не проста,
ибо, как и всему средневековому сознанию,
ей тоже свойственен определенный дуализм:
ожидание конца истории и одновременно
признание ее вечности. С одной стороны
- эсхатологическая установка (от греч.
eschatos - последний, конечный), то есть ожидание
конца света, с другой - история представлялась
как отражение сверхвременных, надысторических
«священных событий»: «Христос однажды
родился и больше родиться не может».
Большой вклад в разработку этой проблемы внес Августин Блаженный, которого нередко называют одним из первых философов истории. Он попытался объяснить такие категории времени, как прошлое, настоящее и будущее. По его мнению, действительно только настоящее, прошлое связано с человеческой памятью, а будущее заключено в надежде. Все вместе раз и навсегда соединено в Боге как Абсолютной Вечности. Такое понимание абсолютной вечности Бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира надолго стало основой христианского средневекового мировоззрения.
Августин занимается «судьбой человечества», руководствуясь, однако, библейской историографией, утверждающей, что предреченное пророками за много столетий сбывается в установленные сроки. Отсюда вытекало убеждение, что история, даже при уникальности всех ее событий, принципиально предсказуема, а, следовательно, наполнена смыслом. Основание этой осмысленности заключено в Божественном Промысле, провидении, Божественной опеке человечества. Все, что должно произойти, служит реализации изначального Божественного плана: наказанию людей за первородный грех; испытанию их способности сопротивляться человеческому злу и испытанию их воли к добру; искуплению первородного греха; призванию лучшей части человечества к построению священного сообщества праведников; отделению праведников от грешников и окончательному воздаянию каждому по его заслугам. В соответствии с задачами этого плана история делится на шесть периодов (эонов). Августин, как правило, воздерживается говорить о временной продолжительности каждого из периодов и считает все библейские эсхатологические сроки чисто символическими.
В противоположность
своим христианским предшественникам
и средневековым последователям
Августин больше интересуется не хронологией,
а логикой истории, чему и был
посвящен его главный труд - «De civitafe Dei»
(«О граде Божьем»). В книге речь идет о
всемирном сообществе людей, сообществе
не политическом, а идеологическом, духовном.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.А. Канке.
Философия. Исторический и
2. А.А. Радугин. Философия. Курс лекций.
М.: «ЦЕНТР» 1999 г. – 269 с.
3. Ю.В. Тихонравов. Философия. Учебное пособие.
М.: ЗАО «Бизнес-школа
«ИНТЕЛ-СИНТЕЗ»»,
1998 – 304 с.
4. Основы философии: Учебное пособие для вузов. /под ред. Попова
Е.В./. –
М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 320 с.
5. Философия: учебник для высших учебных
заведений. – Ростов н/Д.:
«ФЕНИКС», 1999 –
576 с.
6. История философии: Учебное пособие
для вузов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев и др.;
под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова.
– М.: «Издательство
ПРИОР», 1997. – 464 с.