Теория физического мира Ньяя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Раскрыть понятие теории физического мира ньяя, используя разные литературные источники.
Основателем ньяи считается автор Ньяя-сутр Готама (III - II вв. до н. э.). К базовым философским сутрам создан огромный комментаторский массив, в котором новым богатым содержанием выделяется комментарий Уддьотакары (7 в.). В истории школы выделяется два этапа: древняя ньяя и новая ньяя. Становление школы происходило в острой полемике с будистами.

Файлы: 1 файл

философия древнего востока.docx

— 47.53 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО  МИРА НЬЯЯ.

Цель  работы: Раскрыть понятие теории физического мира ньяя, используя разные литературные источники.

ПОНЯТИЕ НЬЯЯ.

Основателем ньяи считается автор Ньяя-сутр Готама (III - II вв. до н. э.). К базовым философским сутрам создан огромный комментаторский массив, в котором новым богатым содержанием выделяется комментарий Уддьотакары (7 в.). В истории школы выделяется два этапа: древняя ньяя и новая ньяя. Становление школы происходило в острой полемике с будистами.

В центре интересов школы - методология мышления, развившегося позже в логику. В соответствии с фундаментальными реалистическими установками находится теория вывода и учение о формах силлогизма. Силлогизм в ньяе пятичленен.

В области онтологии ньяя в основном принимает точку зрения вайшешики. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.

В системе традиционного  образования ньяя считается одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философским тексты.

Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. логиком Гангешей. Его основной труд - Таттва-чинтамани (Самоцвет категориального мышления). Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.

ПОНЯТИЕ ПРАМЕЙИ.

Прежде всего, к теории физического мира ньяя относится изучение прамейи, (ПРАМЕЯ (санскр. prameya — измеряемое) — вторая из 16 категорий тли, предмет познания, совокупность сфер приложения источников знания — праман. В “Ньяя-сутрах” прамея представляет собой набор обязательных топиков философского познания, включающих Атмана, тело, индрии, их объекты, познавательную способность, ум-манас, деятельность, дефекты (доша), перевоплощение, “плоды” действий, страдание и освобождение. Предмет познания — величина релятивная: то, что в одном контексте является “измерением”, в другом может быть “измеряемым”, подобно весам, которые также могут быть взвешены на других весах. Ведется полемика с буддистами, настаивающими на том, что познание прамей невозможно в любом случае: если оно предшествует им, следует за ними и симультанно им. Отстаивается также “право” несущего быть прамеей — через отсутствие в нем признака сущего. Принадлежащие буддистам сравнения предметов и источников знания со сновидениями, мистификациями и миражем отвергаются на основании реальной практики и реальной подоплеки даже этих нереальных объектов. Ватсьяяна доказывает, что все 14 категорий ньяи кроме праманы могут быть включены в прамеи, но сохраняют свой независимый статус по причинам практического порядка. 12 названных прамей выделены, по его мнению, потому, что их познание ведет к конечной цели — освобождению от сансары, а еще ранее он выделяет в качестве предметов познания, имеющих “экзистенциальное” значение, Атмана, страдание, деятельность, пороки, перевоплощение и освобождение. Помимо них прамеями могут быть 6 категорий вайшешики — “субстанция”, “качество”, “действие”, “общее”, “особенное” и “присущность” и их бесчисленные разновидности, но они “вторичны”, как не имеющие указанного “практического” значения. Начиная с этого уточнения, были намечены пути синтеза ньяя и вайшешики — посредством введения категорий вайшешики в прамею как вторую категорию ньяи.)

 

ТЕОРИЯ.

Все объекты физического  мира в ньяйе систематизируются в 12 основных категорий:

  • индивид (атман) это «Я», отличное от ума (манас) и тела. Связь «Я» с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть и т. п., т. е. то, что заставляет «Я» действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и грез, а правильное познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов, а не как состояние счастья. Освободившееся «Я» выступает как чистая субстанция, уже не связанная с сознанием.
  • тело (шарира) понятие индийской философии, обозначающее тело, точнее тела, поскольку признаются несколько телесных образований, различаемых по степени своей материальности и близости к духовному началу индивида.
  • 5 органов чувств (индрия) общеиндийский термин, обозначающий внементальные способности индивида, нередко смешиваемые в текстах с соответствующими органами как локализациями этих способностей. В буддизме 5 способностей восприятия – зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная.
  • объекты чувственного познания (артха) (санскр. artha—цель, смысл, польза, выгода)— многозначный термин индийской культуры, означающий и одну из четырех целей человеческого существования, признаваемую всеми индийскими философами и включавшую прежде всего материальное благоустройство, богатство и прибыль, но также эрудицию и успех в мирской жизни в широком смысле.
  • понимание (буддхи) — бодрствовать, пробуждать, замечать, воспринимать, понимать, познавать, в индийской философии общее обозначение познавательных способностей; интеллект, ум, способность различения, восприятие, суждение; тонкая субстанция всех умственных процессов.
  • ум (манас) в индийской философии обозначение психической способности координации и синтезирования деятельности моторных и сенсорных органов (индрий); манас также отвечает за то, чтобы чувственные данные поступали к субъекту познания в определенной последовательности и чтобы психомоторые желания последнего без промедления передавались соответствующим “исполняющим органам”. Манас часто выступает как ядро психической индивидуальности, определяющий специфический способ познания и действия личности.
  • деятельность (правритти) проявление, деятельность; активная жизнь. Наслаждение мирской жизнью, олицетворяет все то, что называется миром, понятие «Я» и «Мое». Противоположность правритти - нивритти или отречение.
  • умственные недостатки (доша)
  • перерождение (претйабхава) переход, повторное рождение или сансара.
  • результаты (пхала) воздаяние; следствие или результат причин.
  • страдание (дукха) одно из центральных понятий буддизма, составляющее основу четырех благородных истин. В широком смысле дукха означает физический и душевный дискомфорт, боль, особенно проистекающие из страсти и желания. Они могут быть преодолены только в надлежащем следовании Благородному восьмеричному пути. В более глубоком смысле дукха является одним из Трех свойств бытия (трилакшана)
  • свобода от страданий (апаварга) или свобождение от повторных рождений.

Проще говоря: я; тело, в котором происходят органические превращения, испытываются чувства удовольствия и боли; чувства - обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха; их объекты, то есть ощущаемые качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука; познавательная способность, тождественная познанию и пониманию; ум как внутреннее чувство, состоящее из внутренних восприятий удовольствия, боли и т. п. и ограничивающее нашу познавательную способность некоторой единицей в каждый данный момент времени, ум, подобный атому, единый в каждом теле; активность, которая может быть хорошей или плохой, бывает трех родов - звуковой, умственной и телесной; умственные недостатки, как, например, привязанность, ненависть и безумное пристрастие к кому-либо или чему-либо, составляющие корни наших хороших или дурных действий; новое рождение после смерти, вызываемое нашими хорошими или плохими поступками; переживания удовольствия и боли как результат действий, вытекающих из умственных недостатков; страдание, которое, как тяжелое и болезненное переживание, известно каждому; освобождение, или свобода от страданий, означающее абсолютное прекращение всех страданий, без какой бы то ни было возможности их повторения. Не все эти объекты познания находятся в физическом мире, потому что он включает только те, которые либо являются физическими (бхутами), либо тем или иным образом принадлежат к физическому миру. Так, я со своим атрибутом познания и манас вовсе не являются физическими, а время и пространство суть такие субстанции, которые хотя и отличаются от физических, но, тем не менее, относятся к физическому миру. Физический мир состоит из четырех физических субстанций: земли, воды, огня и воздуха. Первичные составные части этих четырех субстанций – это вечные, неизменные атомы земли, воды, огня и воздуха. Субстанции земли, воды, света и воздуха бывают двух видов: вечные (нитья) и невечные (анитья). Атомы земли, воды, света и воздуха вечны потому, что они не имеют частей и не могут быть ни созданы, ни разрушены. Всякий же другой вид земли, воды и т.п. не может считаться вечным, ибо он образован рядом атомов и подвержен поэтому распаду и разрушению. В обычных условиях воспринять атом невозможно. О его существовании мы узнаем посредством вывода вроде следующего. Обычные сложные предметы, как, например, кувшины, столы и кресла, состоят из частей. Все, что произведено, должно состоять из частей, ибо произвести вещь – значит скомбинировать определенные части в определенном порядке. Далее, если мы начнем дробить данную вещь на составляющие ее части, она будет все больше уменьшаться, пока наконец не станет настолько малой, что далее ее нельзя будет делить. Эти оставшиеся неделимые мельчайшие частицы и называются атомами (параману). Нерасчленимый, не имеющий частей атом не может быть создан, ибо создавать – это значит комбинировать части. Равным образом атом не может быть и разрушен, так как разрушить вещь – значит разбить ее на составные части, а атом не имеет частей. Таким образом, несозданные, а равно и неразрушимые атомы – или самые мельчайшие частицы вещи – вечны. Имеется четыре рода атомов, каждый из которых обладает своим особым качеством. Хотя душа и ум вовлечены в физический мир, они сами не состоят из этих первоначал, так же, как пространство и время. Пространство и время не есть вещественные субстанции, но они “физические” в том смысле, что благодаря времени и пространству происходит субъектно-объектное взаимодействие. Пространство и время, подобно эфиру, также являются не воспринимаемыми субстанциями, каждая из которых едина, вечна и всепроникающа. О существовании пространства мы узнаем из имеющихся различий между "здесь" и "там", "близко" и "далеко". Время является причиной сознаваемых нами различий между "прошлым", "настоящим" и "будущим", "старшим" и "младшим". Хотя эфир, пространство и время едины и неделимы, ввиду ограничивающих наше познание условий (упадхи) мы обычно говорим о них как о субстанциях, имеющих части. Таким образом, выражения: "эфир, имеющийся в кувшине (или в доме)", "заполненное и пустое пространство", "восток и запад", "минута, час и день" – появляются в результате видимых различений, вызванных определенными условиями; в действительности же существуют единый эфир, единое пространство и единое время. Согласно ньяйе имеются также такие объекты, как акаша, или эфир, кала – время, дик – пространство представляют собой вечные, бесконечные субстанции, каждая из которых представляет единое целое или физическая субстанция, которая не является причиной, производящей чего-либо, дравья (субстанция), гуна (качество), карма (движение), саманья (всеобщность), вишеша (особенность), самавая (отношение присущности) и абхава (не существование).

Объектами познания прамея выступают в Ньяя как материальные, так и духовные явления. То есть различие между внутренними и внешними не совпадает с различием между субъективными и объективными, так как желание писать на бумаге является в такой же мере объектом непосредственного восприятия, как и сама бумага. Отношение познания будет совершенно одинаково, независимо от того, является ли объект внешним предметом, как например бумага, или внутренним, как желание. Объект в первом случае познается так же прямо и непосредственно, как и во втором. Объекты бывают различных видов. Листик травы есть субстанция, его зеленый цвет есть качество, и поскольку качества присущи субстанциям, они не могут быть восприняты отдельно от последних. Субстанции и качества, как роды, не имеют самостоятельного существования и воспринимаются только через восприятие их субстрата. Контакт между органом чувств и субстанцией есть соединение, или саньйога, тогда как отношение между субстанцией и ее качеством, или родом и индивидом, есть отношение присущности, или самавая. Например, глаз входит в соединение с субстанцией непосредственно, а с цветом, которой присущ этой субстанции, только опосредованно, и еще более опосредованно с классом понятий, к которому относится цвет видимого глазом объекта. Согласно физической теории существование всех вещей, объектов мира совершенно независимо от всяких умов смертных и бессмертных, человеческих или божественных. Идеализм же, наоборот, утверждает, что вещи, объекты могут существовать лишь постольку, поскольку они связаны с некоторым умом. Идеалисты считают, что, подобно тому как чувства и сознание существуют лишь постольку, поскольку они имеются в некотором уме, так и объекты мира существуют лишь постольку, поскольку они действительно воспринимаются или, по крайней мере, мыслятся нами или богом. Отсюда можно видеть, что ньяя представляет собой реалистическую философию, так как она утверждает, что объекты внешнего мира существуют независимо, помимо всякого познания или опыта.

НЬЯЯ И ВАЙШЕШИКА.

Теория физического мира Ньяйи, касающаяся тех или иных проблем, аналогична теории вайшешики. Теорию вайшешики, более детально рассматривающую физический мир, наяйики считают общей теорией систем ньяйи и вайшешики, хотя в интерпретации ряда вопросов (напр., причинности), они расходятся между собой. Ранние источники Ньяя не упоминают бога, утверждая вечность и несотворенность души и материи. Старая Ньяя, хотя обсуждала и логические вопросы, но не ради их самих. Труды джайнских и буддистских мыслителей внесли изменения в ее воззрения. Новая ньяя, с ее исключительным интересом к теории познания, забывает близкую связь логики с жизнью. Древний наяйик имел более правильное представление об отношении между логикой и метафизикой. Логика может устанавливать нормативные формы мышления только по отношению к содержанию мысли. Новый наяйик уделяет большое внимание прамане, или средствам познания и теории определения, и совершенно опускает вопрос о прамеях, или объектах познания. Ньяя и вайшешика берут обычный состав понятий традиционной философии, как-то: пространство, время, причина, материя, сознание, душа и познание,- исследуют их значение для опыта и представляют результаты своего исследования в форме теории мироздания. При этом преобладающими вопросами являются вопросы логики и физики. Ньяя и вайшешика исследуют соответственно мир внутренний и мир внешний. Ньяя пространно описывает механизм познания и упорно борется со скептицизмом, который заявляет, что нет ничего достоверного. Вайшешика своей главной целью берет анализ опыта. Она (то есть система вайшешика) формулирует общие понятия, которые относятся к вещам, познанным при помощи чувства, логического вывода или авторитета. Неудивительно, что с этих позиций системы ньяя и вайшешика отстаивают веру в индивидуальную душу как в субстанциональное бытие, взаимодействующее с системой окружающих его вещей. Обе системы долго трактовались как части одного целого. Иногда считают, что они обособились как две независимые друг от друга ветви какого-то самостоятельного учения, исследовавшего мир познанных вещей и средства познания. По этому вопросу трудно сказать что-либо определенное. Позднейшие работы рассматривают эти системы как самостоятельные части одной дисциплины. Даже в «Ньяя Бхашья» Ватсьяяны системы не различаются. Вайшешика используется как дополнение к ньяйе. «Ньяяварттика» Уддьйотакары пользуется доктриной вайшешики. Якоби замечает, что «слияние этих двух школ началось рано и было, по-видимому, полным, когда была написана «Ньяяварттика». Многие сутры ньяйи предполагают основные положения вайшешики. Они называются саманатантра, или дружественными системами, поскольку обе верят в множественность душ, в личного бога, в атомистическую вселенную и используют много общих аргументов. Но хотя и не может быть сомнения, что обе эти системы слились очень рано, все же различие в положении центра тяжести исследования на логической и физической стороне проблем отличает их друг от друга. В то время как ньяя исследует процессы и методы рационального познания объектов, вайшешика развивает атомистическую теорию вещей, которую ньяя принимает без особых возражений.

ИТОГ.

В итоге получается, что согласно всему учению, ну и самую малость это проведенной работы, Ньяя разработала оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания. Среди основных это «Я» (атман), отличное от ума (манас) и тела. Связь «Я» с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть и т. п., т. е. то, что заставляет «Я» действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и грез, а правильное познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов, а не как состояние счастья. Освободившееся «Я» выступает как чистая субстанция, уже не связанная с сознанием. А собственно мир состоит из четырех видов атомов – атомов земли, воды, огня и воздуха – и представляет собой совокупность этих атомов, их качеств и отношений, включая органические тела, чувства и чувственные, качества вещей. К нему относятся также физическая субстанция – акаша, нефизические – время и пространство наряду с их различными отношениями и несомненными видоизменениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Сатисчандра  ЧАТТЕРДЖИ, Дхирендрамохан  ДАТТА“ ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ” Перевод с английского под редакцией В.И.КАЛЬЯНОВА, Москва 1954.
  • Гостеева Е. И. Философия вайшешика. Ташкент. Издательство АН УзССР, 1963.
  • Щербатский Ф.И. Буддистская логика. Ленинград, 1932.
  • Радхакришнан - Индийская философия. Том 1.
  • Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001

 


Информация о работе Теория физического мира Ньяя