Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:37, реферат
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.
Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы
Одним из величайших умов человечества,
основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии,
но и в конкретной науке Кант был глубоким,
проницательным мыслителем.
Человек, этика и право— вот главные темы
философского учения Канта.
Кант считал, что решению таких проблем
философии, как проблемы бытия человека,
души, морали и религии, должно предшествовать
исследование возможностей человеческого
познания и установление его границ. Необходимые
условия познания заложены, согласно Канту,
в самом разуме и составляют основу знания.
Они-то и придают знанию характер необходимости
и всеобщности. Но они же суть и непереходимые
границы достоверного знания. Отвергая
догматический прием познания, Кант считал,
что вместо него нужно взять за основу
иной — метод критического философствования,
состоящий в исследовании приемов самого
разума, в расчленении общей человеческой
способности познания и в исследовании
того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые
человеком явления вещей и вещи, как они
существуют сами по себе. Мы познаем мир
не так, как он есть на самом деле, а только
так, как он нам является. Нашему знанию
доступны только явления вещей (феномены),
составляющие содержание нашего опыта:
мир познается нами только в своих явленных
формах.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике:
противоречие рассматривалось им как
необходимый момент познания. Но диалектика
для него — лишь гносеологический принцип,
она субъективна, так как отражает противоречия
не самих вещей, а только противоречия
мыслительной деятельности. Именно потому,
что в ней противопоставляются содержание
знаний и их логическая форма, предметом
диалектики становятся сами эти формы.
В логическом аспекте теории познания
Кант ввел идею и термин «синтетическая
сипа суждения», позволяющую осуществлять
синтез рассудка и данных чувственного
восприятия, опыта.
Кант ввел воображение в теорию познания,
назвав это коперниканским переворотом
в философии. Наши знания — не мертвый слепок
вещей и их связей. Это духовная конструкция,
возведенная воображением из материала
чувственных восприятий и каркаса доопытных
(априорных) логических категорий. Помощь
воображения человек используег в каждом
звене своих рассуждений. К своей характеристике
человека Кант добавляет: это существо,
наделенное продуктивной способностью
воображения.
В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.
Согласно Канту, мы познаем только явления
— мир вещей самих по себе нам недоступен.
При попытке постигнуть сущность вещей
наш разум впадает в противоречия.
Скрупулезно разрабатывая свою концепцию
о «вещах в себе», Кант имел в виду, что
в жизни индивида, в нашем отношении к
миру и человеку есть такие глубины тайн,
такие сферы, где наука бессильна. По Канту,
человек живет в двух мирах. С одной стороны,
он часть мира явлений, где все детерминировано,
где характер человека определяет его
склонности, страсти и условия, в которых
он действует. Но с другой, помимо этой
эмпирической реальности у человека есть
иной, сверхчувственный мир «вещей в себе»,
где бессильны привходящие, случайные,
непостижимые и непредвидимые ни импульсы
у самого человека, ни стечение обстоятельств,
ни диктующий свою волю нравственный долг.
Информация о работе Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы