Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Можно было бы сказать, что философия - это все единесущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью.

Содержание работы

Введение 3
1. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы 5
2. Иммануил Кант о бытии и познании 7
3. Теория этики Канта 10
4. О человеке в философии И. Канта 14
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Именно в “Антропологии  с практической точки зрения” сказана знаменитая фраза: “…работа - лучший способ наслаждаться жизнью”. Чем больше ты сделал, тем больше ты жил. Единственное средство быть довольным судьбой - заполнить свою жизнь деятельностью. И. Кант пишет эти строки, когда ему идёт семьдесят пятый год.

 

 

Заключение

кант мораль самоценность личность

Философию ХIХ века, в  частности немецкую философию, называют классической. В это время философия  получила мощный импульс развития от немецкого идеализма Иммануила  Канта. Философ выдвинул принцип  самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества.

Вся концепция Канта  направлена на человека, его связь  с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо отметил  Фридрих Шиллер: " О смертном человеке пока ещё никто не сказал более  высоких слов, чем Кант, что и  составляет содержание всей его философии - " определи себя сам". Эта великая идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой".

Канту удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый  ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования. Вообще, мораль не сводится к “внутренней механике” душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер, то есть вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним по их содержанию, а не по психологическому облику, эмоциональной окраске, душевному настрою и т. п. В этом прежде всего и состоит объективно-долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Этим методологическим разграничением “логики чувств” и “логики морали” Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания в конфликте долга и склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений. Долг по Канту - односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам.

Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия  морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Кант обратил внимание на роли личного самосознания и самопонуждения в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума.

Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.

Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник- 3-е изд., переработан. и дополнен. - М.: ПРОСПЕКТ: Издательство московского университета, 2007.
  2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Фролов И.Т. и др./- 3-е изд., переработан. и дополнен.- М.: Республика,- 2005. 623с.
  3. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие для сред. спец. заведений- ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. — 288 с.
  4. История философии: учеб. для вузов. / ответст. ред. Кохановский В.П., Яковлев В.П. / изд.5-е .- Ростов-на-Дону: Феникс,- 2007.-731с.
  5. Философия: Учеб./ Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П./-3-е изд., перераб. и доп., М.: ЮНИТИ-ДАНА,- 2006.-317с.
  6. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учеб. для вузов. / Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х./- М.:ИНФРА-М,- 2008.-518с.
  7. И.С. Андреев, Б.Т. Григорьян “Философия Канта и современный идеализм”, М.: Наука,- 2007. 272 с.

 

 

 


Информация о работе Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы