Теория суперсистем культуры П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:03, реферат

Описание работы

Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968). Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец - русский. До приезда в Санкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме.

Содержание работы

Биография
Теория суперсистем П. Сорокина
1) Идеациональный тип культуры
2)Чувственный тип культуры
3)Промежуточный тип культуры
а.Идеалистический тип культуры
б.Эклектичный тип культуры
3. Причины смены типов культур
4. Исторические данные, доказывающие теорию П. Сорокина на примере Греции, Рима, Европы
5. Предсказания П.А. Сорокина
5.1 Кризис
5.2 Катарсис
5.3 Харизма и Воскресение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Сорокин П.А..docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

9. Чувственная  суперсистема нашей культуры  будет все больше напоминать "место  культурного демпинга", наполненное  беспорядочной массой элементов, лишенных единства и индивидуальности. Превратившись в такой базар, она окажется жертвой случайных  сил, делающих из нее скорее "исторический  объект", нежели самоуправляемый  и живой субъект.

10. Продолжится  увядание творческого потенциала  культуры. На смену великому христианству  придет множество самых отвратительных  небылиц, состряпанных из фрагментов  науки, обрывков философии, настроенных  на примитивной мешанине магических  верований и невежественных суеверий. Конструктивные технологические  изобретения будут постепенно  заменяться деструктивными.

11. В условиях  растущей моральной, умственной  и социальной анархии и деградации  творческие способности чувственной  ментальности, а также производство  материальных ценностей будут  убывать; участятся депрессии; материальный  уровень жизни снизится.

12. По этим  же причинам уменьшится безопасность  жизни и имущества, а, значит, покой  в душе и счастье станут  редкостью. Самоубийства, психические  расстройства и преступления  будут расти. Скука поразит все  более широкие слои населения.

5.2 Катарсис

На этом пути неминуемы банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека. С исчезновением материального комфорта, ликвидацией свобод, с увеличением страданий спокойствие, безопасность, счастье превратятся в миф; достоинство и ценность человеческой личности будут безжалостно растоптаны, творческая способность чувственной культуры ослабнет; некогда построенный великолепный чувственный дом развалится; повсюду воцарится разруха; города и царства исчезнут с лица земли; человеческая кровь насытит добрую землю; все чувственные ценности будут развеяны в прах, и все чувственные грезы улетучатся. В этих условиях ничто уже не сможет помешать тому, чтобы у людей Запада открылись глаза на пустоту уходящей чувственной культуры. Они перестанут строить иллюзии на сей счет, будут все больше отворачиваться от этой культуры и дарить свою преданность идеациональным или идеалистическим ценностям. Очистившись трагедией, страданием и распятием, люди снова обратятся к разуму, к вечным непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям. На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей. Чувственные ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических. Главную предпосылку чувственной культуры и чувственную суперсистему вытеснят интегралистская или идеациональная предпосылка и суперсистема. Эту перемену произведут лучшие умы западного общества, которые превратятся в новых апостолов Павлов, святых Августинов, великих религиозных и нравственных лидеров. За ними пойдут массы. С достижением состояния катарсиса кризис закончится.

5.3 Харизма и Воскресение

Западному обществу, очищенному огнем пережитой катастрофы будет ниспослана новая благодать (харизма), а вместе с ней - воскрешение и высвобождение новых творческих сил. Народы Запада войдут в конструктивный период новой - более интегралистской - суперсистемы, и новое благородное общество взрастет не на иссохших корнях чувственной культуры, а на более крепких и здоровых корнях интегрализма. Таким образом, начнется новая эра западной культуры.

Кризис-катарсис-харизма-воскресение - это способ, посредством которого была преодолена большая часть предыдущих великих кризисов. В Древнем Египте - в конце Древнего, Среднего и Нового Царств и позднее еще два кризиса в саисский и эллинистический периоды; в Вавилоне - кризис около 1200 г. до н.э. Несколько великих кризисов индийской культуры завершались или возрождением индуизма, или возникновением буддизма. В Китае кризис VI в. н.э. увенчался появлением даосизма и конфуцианства, по той же схеме были преодолены и несколько более поздних катастроф. В иудейской культуре кризисы, происходившие с IX по III в-до н.э., заканчивались с появлением пророческих религиозных учений Илии и Елисея, Амоса, Осии и Исайи, Иезекииля и Иеремии - вплоть до Ездры и его преемников. Завершает этот далеко не полный перечень великий кризис чувственной греко-римской культуры, конец которого ознаменовался зарождением и распространением христианства и великой христианской культуры средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. - М.: Наука, 1997. - 351 с.

2. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - С.427-504.

3. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций  социально-исторического процесса // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С.3-14.

4. "Сорокин Питирим. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., комментарии и статья В.В. Сапова. - СПб. Ж РХГИ, 2000. - 1056 с."


Информация о работе Теория суперсистем культуры П.А. Сорокина