Термин «философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:53, реферат

Описание работы

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это – мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда – смысл и цель философии.

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 21.88 Кб (Скачать файл)

1.Введение

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в  VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии.

С развитием общества знания накапливались  и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее время идёт разделение наук (например: из генетики выделяется такая самостоятельная наука, как генная инженерия), в то же время идёт и обратный процесс – интеграция наук (например: биофизика, биохимия), происходит объединение философии с математикой, медициной и т.д. Самые серьёзные открытия делаются на стыке различных наук.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это – мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.

В настоящее время философия  сама является наукой о наиболее общих  законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда – смысл и цель философии.

 

 

 

 

 

2.Предмет философии

Термин  «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости, а с  древнеиндийского – видение истины.

Слово «философ» впервые употребил  греческий математик и мыслитель  Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному  знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в  европейской культуре термина «философия»  связано с именем Платона.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки  – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия в своём зарождении мыслилась  не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как  такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.

Возникновение философии в VI до нашей эры означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием  эпохи (Гегель, Маркс).

Существует много понятий «философии». Приведём некоторые из них:

Философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём.

Философия – это различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге.

Философия – это совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Философия – это теория, всякое теоретическое знание.

Философия – это особая форма общественного сознания, которая действует наряду с другими формами общественного сознания: религией, искусством, моралью, наукой и т.д.

Философия – это какие-то туманные, беспредметные, оторванные от жизни рассуждения.

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

В чём же своеобразие  философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются  процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и её предельным основанием.

В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует  ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.

Философия всегда включала в себя рассмотрение так называемых мировоззренческих  вопросов: как устроен мир? Имеет  ли он начало и конец? Какое место  занимает человек в мире? Предназначение человека. Что такое истина? Достижима  ли она? Есть ли Бог? В чём заключается  смысл и цель жизни? Каковы отношения  между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Мимо этих и подобных вопросов не может пройти ни один человек. Философия всегда помогала людям искать ответы на эти вопросы, выполняя при этом мировоззренческую функцию.

 

3. Основные функции

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции  философии: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединительную.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, проявляется характер взаимоотношения философии с другими науками. Философия с одной стороны опирается на те данные, которые получают все науки, с другой стороны философия передаёт всем наукам общие методы, приёмы, способы получения истинного знания. Сама философия выступает в отношении других наук, общим методом познания.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX – начала XX в. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Общекультурная функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то её общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: её роль в жизни общества непрерывно возрастала.

Тем более это справедливо для  нашего времени. Без преувеличения  можно сказать, что философия  является сегодня важнейшим элементом  духовной культуры человечества. Философия  согласовывает и синтезирует  достижение всех видов человеческого  опыта (практического, научно-познавательного, ценностного). Она также выступает  конструктором принципиально новых  идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения, выявляя их «рациональное зерно».

Практическая функция. До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, ещё и действует. Русский философ П.Л. Лавров подчёркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Поистине, в своём миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действует, реализует своё миропонимание. В отличие от животного, он действует именно таким образом, а не иначе. В своих действиях человек символизирует философию, она воплощается в объекты, в творения человека. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к совершенству, свобода, справедливость.

Нравственная функция заключается в том, что философия культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,

сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга.

Философия консолидирует общество вокруг идей либо ради идей, выполняя при  этом объединительную функцию.

 

 

4.Специфика философского  знания

Философское знание — это культура разумного мышления. 
Что это значит? Это мышление основательное, научное, но и не допускающее произвола, насилия, умеющее отстаивать свою правоту и мышление свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным. 
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего  с научным знанием – предмет,  методы, логико-понятийный аппарат;

2.однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что  философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия  обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над  ним.

Философские проблемы могут успешно  решаться, обсуждающиеся только в  том обществе, где допускается  критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание  различных позиций по одному и  тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает  онтологию, гносеологию, логику  и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический  характер;

3. содержит базовые, основополагающие  идеи и понятия, которые лежат  в основе иных наук;

4. во многом субъективно –  несёт отпечаток личности и  мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием  научным, вместе с тем нередко  выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как  знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного  знания и ценностей, нравственных  идеалов своего времени, испытывает  на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет  познания, но и механизм самого  познания;

8. имеет качество рефлексии –  обращенности мысли на саму  себя, то есть знание обращено  как на мир предметов, так  и само на себя;

9. испытывает на себе сильное  влияние доктрин, вырабатываемых  прежними философами;

10. в то же время динамично  – постоянно развивается и  обновляется;

11. опирается на категории –  предельно общие понятия;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными  способностями человека (познающего  субъекта), имеет неразрешимые, «извечные»  проблемы (происхождение бытия, первичность  материи или сознания, происхождение  жизни, бессмертие души, наличие  либо отсутствие Бога, его влияние  на мир), которые на сегодняшний  день не могут быть достоверно  разрешены логическим путём. Философские  проблемы находят своё решение  для данных людей и в данное  время, но потом приходят другие  люди, другое поколение и опять  сталкиваются с этими же вопросами.

Философия – это знание личностное, так как идеи, которые высказывает  мыслитель нельзя отделить от его  личности.

 

 

5. Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда – смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам  философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения  является мифология. Философия и  религия выходят из мифа, они походят  тем, что решают мировоззренческие  вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск  истины.

Философия включает в себя философию  морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Информация о работе Термин «философия»