Типы мирооззрений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации В.П. Кохановский. Философия.- Ростов н/Д.: Феникс,1997. - С. 27..

Содержание работы

Введение 2
Типы мировоззрения 5
Заключение 11
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

фил.docx

— 32.86 Кб (Скачать файл)

Художественное (поэтическое) мировоззрение можно мыслить как некую парадигму, которая является одной из составляющих картин мира, а подчас именно типы поэтического мировоззрения подготавливают путь метафизике и науке, будучи посредниками между ними и обществом. Таким образом, новое знание может возникнуть вначале в русле искусства, а затем оно, уловленное и подхваченное метафизикой, а так же другими разнообразными формами культуры, в частности отдельными науками, будучи усвоенным и пропагандируемым ими, становится достоянием всего общества.

Наблюдается эволюция методов познания, которая привела к соединению в современных парадигмах познания научных и вненаучных подходов. Возникла проблема создания целостного творческого мировоззрения, которая самым непосредственным образом оказалась связанной с изучением художественного мировоззрения, стремящегося стать его неотъемлемой частью, поскольку неполнота нашего знания о мире возможно сможет компенсироваться многообразием дополнительных языков описания, одним из которых является художественный.

Близость художественного освоения мира научному более всего обнаружилась после того, как была признана роль антропологического фактора, который предусматривает, что познавательный процесс не сводится к подражательным процедурам получения чувственного образа как «слепка вещи», но предстает сегодня как процесс творчески-проективный, интерпретирующий деятельность субъекта. При этом учитывается, что эта деятельность опосредована различными по природе знаковыми и предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность, квинтэссенцию социального и культурного опыта. И если влияние всех этих факторов признавалось ранее лишь в трактовке художественного мировоззрения, то только в ХХ веке они получили свое расширительное толкование, и стали учитываться в анализе любой человеческой деятельности.

Центральной темой всех размышлений о современном искусстве становится тема соотносимости произошедших в нем изменений с новыми представлениями о картине мира. Понятие «открытое произведение», введенное У. Эко в одноименной книге, стало метафорой в объяснении отношения человека не только к произведениям искусства, но и к познанию мира. Оно вполне соотносимо с понятием «открытая система», используемое синергетикой.

Взаимосвязь научного, художественного и философского мировидения, их зависимость друг от друга, взаимное сближение и взаимовлияние -- симптом нашего времени. В настоящий период ставится задача возрождения и обогащения методологии гуманитарного знания, как для дальнейшего развития философской науки, так и для расширения методологических приемов естественных наук, ибо проблемы постсовременного мира требуют для своего осмысления совершенно иных подходов. В постмодернистской художественной практике, заявившей о себе во второй половине ХХ века, как раз и содержится та методология, применение которой оказывается продуктивной не только в новейшем искусстве, но и в науке В.М. Дианова. Художественное и научное освоение мира: современное состояние проблемы. Материалы научной конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999 - С. 33-35..

 

Заключение

Общие представления о мире, обществе и человеке создаются «идеологами», «теоретиками» и закрепляются в различных формах идеологии. Наиболее общие идеологии - религия и философия. Они описывают мир как целое и человека как часть мира, формулируют наиболее общие программы.

Мировоззрение – это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису.

Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Каждый человек в процессе жизни осваивает различные программы действий, общие и частные. Программы (мировоззрения, идеологии) - это, собственно, представления о цели деятельности и способах ее достижения. Индивидуальное мировоззрение - конкретное сочетание различных «программ» общего и частного характера, имеющих статус ценностей. Оно или активно создается человеком, или пассивно воспринимается им. Первое характерно для философии, второе - для религии. Можно сказать, что философия входит в человека через разум, религия - через чувство. Религия и философия - формы мировоззрения, которые различаются способом обоснования своих идей

«Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.

Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.

Основными функциями мировоззрения являются: интегративно-систематизаторская, интегративно-оценочная, интегративно-номативная, интегративно-ориентировочная и интегративно-эвристическая.

Таким образом, научное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему и вместе с тем “означает” понимание природы такой, какая она есть. 

Список использованной литературы

1. Философский энциклопедический  словарь/ Отв. ред. Л.Ф. Ильичев. - М.: Советская энциклопедия,1983.

2. Философия/ Отв. ред. В.П. Кохановский - Ростов н/Д.: Феникс,1997.

3. Введение в философию: в 2-х частях / Отв. ред. И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989.

4. Философия для технических  вузов/ В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

5. В.С. Соловьев. Сочинения: в 2 т. - М.: "Мысль", 1988. - Т. 2.

6. В.М. Дианова. Художественное и научное освоение мира: современное состояние проблемы. Материалы научной конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999.

 

 

 


Информация о работе Типы мирооззрений