Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:50, реферат
Кроме того, он разработал концепцию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества. Естественное состояние человечества — война всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудничеству. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо, которое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рамках общества.
Томас Гоббс и теория общественного договора
Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, некоторое время проработавший в качестве секретаря у Ф. Бэкона.
Гоббс разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию, изучающую природные законы, и гражданскую философию, изучающую так называемые искусственные тела, то есть человеческое общество. Гоббс был первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека.
Кроме того, он разработал
концепцию общественного
Гоббс выделял три типа правления:
Ø демократию,
Ø аристократию,
Ø монархию.
В книге «Левиафан или материя, форма и
власть государства церковного и гражданского»
(1651 г.) он представляет общество как:
Ø государство;
Ø «смертного бога Левиафана»;
Ø материальную субстанцию, «искусственное
тело», состоящее из более мелких тел –
людей, которые одновременно суть и искусственные
тела (в качестве граждан общества-государства)
и естественные (как организмы, представители
живого мира).
В связи с этим Т. Гоббс различает естественное,
то есть догосударственное состояние
людей и искусственное. В естественном
состоянии люди равны друг другу в физическом
и умственном отношениях, имеют равные
желания, способности и права к захвату
одних и тех же вещей. Поэтому естественное
состояние людей – это война «всех против
всех», право каждого делать все для самосохранения
(вплоть до убийства другого человека).
Такое состояние никому не желательно,
так как грозит взаимоуничтожением. Ради
установления всеобщего мира и порядка
люди вынуждены идти на взаимное ограничение
своих естественных прав, то есть заключение
своеобразного договора, гарантирующего
взаимную безопасность, мир и порядок.
О реальности этого договора свидетельствуют
нормы нравственности, традиции, обычаи,
а также право. Результатом этого общественного
договора является переход людей в искусственное
состояние гражданства, превращение в
социальное существо, образование общества.
«Общественный договор, - пишет Т. Гоббса,
- больше, чем согласие или единодушие.
Это реальное единство, воплощенное в
одном лице посредством соглашения, заключенного
каждым человеком с каждым другим таким
образом, как если бы каждый человек сказал
каждому другому человеку: я уполномочиваю
этого человека или это собрание лиц и
передаю ему право управлять собой при
условии, что ты таким же образом передашь
ему твое право и будешь санкционировать
все его действия».
Не трудно заметить, что взаимосогласие
(договор) людей об ограничении своих естественных
прав должно вести к созданию государства
с монархическим политическим устройством
и именно монарх, по мнению Гоббса, имеющий
неограниченные права, может гарантировать
права граждан.
Гоббс отрицал объективный характер качественного
многообразия природы, считая его лишь
продуктом человеческих восприятий, в
основе которых лежат механические различия
вещей. В учении о знании он критиковал
теорию врожденных идей Декарта. Выводя
все идеи из ощущений, развил учение о
переработке идей сравнением, сочетанием
и разделением. Утверждая, что опыт, или
знание единичных фактов, дает лишь вероятные
истины о связях вещей, признавал все же
возможность достоверного общего знания,
обусловленного языком, то есть способностью
имен становиться знаками общих идей.
В учении о праве и о государстве Гоббс
отбросил теории божественного установления
общества и защищал теорию общественного
договора. Лучшей формой государства он
считал абсолютную монархию. Его идея
- не монархический принцип как таковой,
а неограниченный характер буржуазной
по своей политике государственной власти.
Права государственной власти, по Гоббсу,
вполне совместимы с интересами тех классов,
которые осуществили в середине XVII века
в Англии буржуазную революцию. В теории
общества и государства Гоббса были зародыши
материалистического понимания общественных
явлений.
Создается государство в результате договора
каждого с каждым, таким образом, конструируется
некая общая власть. «Это реальное единство,
— пишет Гоббс, — воплощенное в одном
лице посредством соглашения, заключенного
каждым человеком с каждым другим таким
образом, как если бы каждый сказал другому:
я уполномочиваю этого человека или это
собрание лиц и передаю ему мое право управлять
собой при том условии, что ты таким же
образом передашь ему свое право и санкционируешь
все его действия.
Если это совершилось, то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой.
В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты»[6].
В «Гражданине» Гоббс кроме термина «civitas» использует также термины «гражданское общество» и «гражданское лицо», а в «Левиафане», кроме того, «общее благо» — английский аналог латинского слова «республика». Гоббс, различая понятия народа и толпы, отождествляет народ и государство: «Народ есть нечто единое, обладающее единой волей и способное на единое действие»[7]. Представляет же народ-государство суверен — носитель верховной власти, и именно он реализует все права, необходимые для поддержания мира и безопасности, он олицетворяет единство воли. В этом смысле понятия суверен и народ у Гоббса совпадают. Однако одновременно с народом, воля которого выражается сувереном, в каждом государстве продолжает существовать и толпа, масса. Вот как это объясняет сам Гоббс: «Народ правит в каждом государстве, ибо и в монархическом государстве повелевает народ, потому что там воля народа выражается в воле одного человека. Масса же — это граждане, то есть подданные. При демократии и аристократии граждане — это масса, но собрание — это уже народ. И при монархии подданные — это толпа, а, как это ни парадоксально, царь есть народ»[8]. Поэтому для Гоббса государство, по сути, представляет собой систему отношений между сувереном (народом), носителем абсолютной власти, и массой — подданными, обязанными беспрекословным подчинением.
Информация о работе Томас Гоббс и теория общественного договора