Томас Мор и его «Утопия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:22, реферат

Описание работы

Конец 15в. представлял собой наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса накопления капитала. В Англии зарождаются новые общественные отношения – капиталистические, появляются новые классы, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютные.

Содержание работы

1.Эпоха Томаса Мора
2.Биография Томаса Мора.
3. «Утопия»
4. Критика «Утопии»
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

rehcjdfz Word.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального

образования «Красноярский государственный  медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Министерства  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации

ГБОУ  ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Минздравсоцразвития России 

 

 

 

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук. 

 

Дисциплина: Философия.

Реферат

Томас Мор  и его «Утопия» 

 

Выполнила: студентка

группы 201 фарм.

Нечваль Людмила Александровна

Проверил:

Доцент, кандидат философских наук

Филимонов Владимир Васильевич 

 

 

  

 

 

 

План:

1.Эпоха Томаса Мора

2.Биография Томаса Мора.

3. «Утопия»

4. Критика «Утопии»

5. Заключение.

6. Список литературы. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Эпоха Томаса Мора.  

 Конец 15в. представлял собой  наступление нового времени. Тенденции  экономического развития этого  периода обусловили начало процесса  накопления капитала. В Англии  зарождаются новые общественные  отношения – капиталистические,  появляются новые классы, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютные. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится тем местом, где разгорается битва против феодализма, порабощения человека церковью.

В Италии уже в 14-15вв., а  в других странах Европы с конца 15 – начала 16 века наступает эпоха  Возрождения – развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время  появляются идеологические течения  гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формой проявления и гаммой общественно-политических идей.

Подавляющее большинство  гуманистов эпохи Т.Мора были людьми умеренно прогрессивных взглядов. Они  призывали к развитию просвещения, искоренению лихоимства и невежества в государственном аппарате, смягчению жестокостей в законах и нравах, но не более. Однако возникали и более радикальные учения. Автором одного из них явился Т.Мор – выдающийся английский гуманист 16в. Его политико-правовые взгляды не просто отразили появление новых общественных и политических отношений, но, прежде всего, вскрыли присущие им внутренние противоречия.

В Англии того времени первоначальное накопление капитала в невиданных размерах вызвало разорение мелких товаропроизводителей, – как ремесленников, так и  крестьян. Особенно сильно пострадали крестьяне – люди лично свободные, но владевшие своей землей временно, по «копиям» – средневековым документам, продление действия которых после  установленного  срока целиком  зависело от феодального собственника земли. В связи с развитием  английской суконной промышленности резко  возросла потребность в сырье  для нее, что повлекло в конце 15 – начале 16 века стремительный  рост овцеводства. В стране шло массовое превращение принадлежавших крупным  землевладельцам пахотных земель в  пастбища. Феодалы резко расширили  практику так называемого «огораживания» – захвата и огораживания общинных земель, в которые входили и  исконные крестьянские наделы. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость.

Одновременно английское государство установило так называемые законы о бродяжничестве, которые  получили в истории наименование «кровавого законодательства».

Учение Т.Мора об идеальном  государстве возникло в эпоху, когда  противоречия буржуазных общественных отношений уже начинали сказываться, несмотря на сохранение основ феодализма, но вопрос о правильном устройстве общества еще не мог быть тогда  решен. 

 

Биография Томаса Мора.

Томас Мор родился в  Лондоне 7 февраля 1478г. Томас был вторым из шести детей Джона Мора, но старшим из сыновей, и отец предназначал его к юридической карьере.  Общее образование Томас получил в одной из лучших в ту пору лондонских средних классических школ, находившейся при монастыре Св. Антония.

После школы, согласно обычаям  его среды, юный Томас служил в  качестве пажа в доме архиепископа (впоследствии кардинала) Мортона и по его совету был отдан в Оксфордский университет, где проучился менее двух лет, так как отец не был склонен превращать сына в ученого.

В 1502г. он получает звание королевского адвоката. 

Он овладевает лучшими  достижениями предшествующей и  современной ему философской,  политической, исторической, правовой  мысли, становится знатоком античности. Т.Мор исследует общественно-политические  порядки многих стран и народов,  глубоко изучает политическую  историю Англии, проявляет интерес  к теологической литературе, где  главными для него становятся  творения отцов христианской  церкви. В них он старается  найти рациональный смысл и  позитивное общественное значение.

В последние годы пребывания  в Линкольнсинне и в начале адвокатской практики у Т.Мора устанавливаются тесные дружеские отношения с выдающимся нидерландским гуманистом Эразмом Роттердамским.

Процесс складывания мировоззрения Т.Мора проследить трудно из-за отсутствия необходимых  исторических документов. Критическое  отношение к окружающему миру он проявляет уже в 25-26 летнем возрасте, когда пишет свои первые произведения, эпиграммы, политические стихотворения.

Политическая деятельность Т.Мора началась в 1504г., когда он был  избран в палату общин парламента.

В 1510г. Т.Мор был второй раз избран в палату общин и  вскоре назначен одним из помощников лондонского шерифа, став судьей по гражданским делам. На этом посту  он пробыл около 7 лет, приобретя славу  справедливого и гуманного судьи.

Ко времени создания «Утопии» Т.Мор достиг значительного для  своей среды уровня успеха. Казалось, ничего не связывало его с низшими слоями общества. И, тем не менее, такая связь существовала. Он проявлял глубокое сочувствие трудящимся и угнетенным. Это сочувствие, с одной стороны, и глубокое для того времени проникновение в суть общественных и политических отношений – с другой, явились теми главными причинами, которые привели Т.Мора к мыслям о необходимости переделки общества, государственной власти, изменения законов.

В 1510-е годы Мор привлёк  к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе  посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся  против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём  Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр»  — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией». По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств», ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Но, как и всех талантливых  и крайне заметных людей того времени, Томаса Мора не миновал гнев «сильных мира сего». Особого внимания заслуживает  ситуация с разводом Генриха VIII, которая  привела Мора к возвышению, затем  к падению и в конечном итоге  — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор.  К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Римский папа. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины. В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви. Томас Мор, будучи ревностным католиком, был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн и отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. Томас Мор был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

«Утопия»

Томас Мор известен всему  миру благодаря своему произведению – «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

В широком смысле «утопия» - это — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Впервые в значении «модель  идеального общества» это слово  встречается в книге путешествий  английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (1613). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

В произведении Томаса Мора Утопией называется всего лишь остров и одноимённое государство, расположенное  на нём.

«Утопия» написана в форме  рассказа о путешествии, который  ведётся от лица вымышленного героя  – Гитлодея. Книга делится на две части – в первой Автор критикует современные порядки и устои, а во второй – описывает государство «Утопию», как пример того, к чему следует стремится.

Осуждая политическую тиранию  и противопоставляя ей свой идеал  государя, Мор решительно отвергал идею якобы о божественном происхождении  власти короля и развивал мысль о  происхождении королевской власти от народа. На этом основании Мор  считал не только возможным, но и необходимым  ставить вопрос об ответственности  государя перед народом, утверждая, что "народ своей волей дает власть и отнимает ее"*. 

Томас Мор искренне  верил в возможность осуществления  идеала просвещенной монархии. Для  Мора добрая воля просвещенного  монарха при тогдашних условиях  представлялась наиболее приемлемым  и наиболее реальным средством  к осуществлению разумного переустройства  общества на основе гуманистических  принципов.

Европейскому обществу XVI столетия, основанному на социальном неравенстве, Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную  схему общественного строя, при  котором нет частной собственности, ведь именно в частной собственности автор видел корень всех проблем. Все материальные блага должны принадлежать большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан. Государство в лице сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества. В отличие от некоторых древних утопий, например государства Платона, главное внимание уделявших общественному потреблению и провозглашавших общность потребления, Томас Мор основное значение придавал поиску справедливой системы организации производства. В Утопии изобилие всех материальных благ. Каковы же его источники? Прежде всего - производительный труд обязателен для всех. Здесь нет бездельников: кроме земледелия, которым заняты все, каждый изучает какое-либо специальное ремесло, а иногда даже и несколько. Таким образом, в Утопии совсем нет людей, которые бы вели паразитический образ жизни. 

Поскольку в Утопии  все население занято общественно  полезным трудом, там изобилие  продуктов, необходимых "для  жизни и ее удобств"*, и действует справедливый принцип распределения всех материальных благ - по потребностям. 

Большое внимание Мор  уделял организации труда в  совершенном обществе, специально  рассматривая проблему продолжительности  рабочего дня. Последнее всегда  имело большое значение для  мелкого крестьянского хозяйства.  Особенную остроту приобретает проблема рабочего времени в период появления капиталистической мануфактуры и фермерства. Мастера стремились, как можно больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников отработать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12-15 часов в сутки. 

  В своём же произведении Мор  устанавливает шестичасовой рабочий  день. Должностные лица, наблюдающие,  чтобы "никто не сидел в  праздности"*, следят также и  за тем, чтобы никто "не  работал с раннего утра до  поздней ночи" и не утомлялся  "подобно вьючному скоту"*. Все свободное время дозволяется каждому проводить по своему усмотрению, причем большинство предпочитает свой досуг наукам. 

Итак, проектируя новую  организацию труда, рассматриваемого  как обязанность каждого гражданина, Мор утверждал, что такая система  трудовой повинности, как в Утопии, отнюдь не превращает труд  в тяжкое бремя, каковым он был для трудящихся всей тогдашней Европы. Напротив, подчеркивал Мор, "власти" в Утопии отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним трудам. Поэтому, когда нет надобности в шестичасовой работе, а в Утопии это бывает довольно часто, государство само сокращает "количество рабочих часов". Система организации труда как всеобщей трудовой повинности преследует "только одну цель: насколько позволяют общественные нужды, избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. Ибо в этом ... заключается счастье жизни"*. 

В концепции Т. Мора  технический прогресс не является  определяющим. Будучи утопистом,  Мор верил, что изобилие материальных  благ может быть достигнуто  уничтожением социального паразитизма  и системой всеобщей трудовой  повинности. Однако низкий уровень  техники, на которой основывалась  вся хозяйственная жизнь Утопии (где преобладал ручной труд), не позволил бы полностью удовлетворить  потребностей даже такого "идеального  общества", о котором мечтал  Мор. 

Информация о работе Томас Мор и его «Утопия»