Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:22, реферат
Конец 15в. представлял собой наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса накопления капитала. В Англии зарождаются новые общественные отношения – капиталистические, появляются новые классы, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютные.
1.Эпоха Томаса Мора
2.Биография Томаса Мора.
3. «Утопия»
4. Критика «Утопии»
5. Заключение.
6. Список литературы.
Государственное бюджетное образовательное
высшего профессионального
образования «Красноярский государственный медицинский университет
имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Минздравсоцразвития России
Кафедра философии и социально-
Дисциплина: Философия.
Реферат
Томас Мор и его «Утопия»
Выполнила: студентка
группы 201 фарм.
Нечваль Людмила Александровна
Проверил:
Доцент, кандидат философских наук
Филимонов Владимир Васильевич
План:
1.Эпоха Томаса Мора
2.Биография Томаса Мора.
3. «Утопия»
4. Критика «Утопии»
5. Заключение.
6. Список литературы.
Эпоха Томаса Мора.
Конец 15в. представлял собой
наступление нового времени.
В Италии уже в 14-15вв., а в других странах Европы с конца 15 – начала 16 века наступает эпоха Возрождения – развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время появляются идеологические течения гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формой проявления и гаммой общественно-политических идей.
Подавляющее большинство гуманистов эпохи Т.Мора были людьми умеренно прогрессивных взглядов. Они призывали к развитию просвещения, искоренению лихоимства и невежества в государственном аппарате, смягчению жестокостей в законах и нравах, но не более. Однако возникали и более радикальные учения. Автором одного из них явился Т.Мор – выдающийся английский гуманист 16в. Его политико-правовые взгляды не просто отразили появление новых общественных и политических отношений, но, прежде всего, вскрыли присущие им внутренние противоречия.
В Англии того времени первоначальное накопление капитала в невиданных размерах вызвало разорение мелких товаропроизводителей, – как ремесленников, так и крестьян. Особенно сильно пострадали крестьяне – люди лично свободные, но владевшие своей землей временно, по «копиям» – средневековым документам, продление действия которых после установленного срока целиком зависело от феодального собственника земли. В связи с развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в сырье для нее, что повлекло в конце 15 – начале 16 века стремительный рост овцеводства. В стране шло массовое превращение принадлежавших крупным землевладельцам пахотных земель в пастбища. Феодалы резко расширили практику так называемого «огораживания» – захвата и огораживания общинных земель, в которые входили и исконные крестьянские наделы. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость.
Одновременно английское государство установило так называемые законы о бродяжничестве, которые получили в истории наименование «кровавого законодательства».
Учение Т.Мора об идеальном государстве возникло в эпоху, когда противоречия буржуазных общественных отношений уже начинали сказываться, несмотря на сохранение основ феодализма, но вопрос о правильном устройстве общества еще не мог быть тогда решен.
Биография Томаса Мора.
Томас Мор родился в Лондоне 7 февраля 1478г. Томас был вторым из шести детей Джона Мора, но старшим из сыновей, и отец предназначал его к юридической карьере. Общее образование Томас получил в одной из лучших в ту пору лондонских средних классических школ, находившейся при монастыре Св. Антония.
После школы, согласно обычаям его среды, юный Томас служил в качестве пажа в доме архиепископа (впоследствии кардинала) Мортона и по его совету был отдан в Оксфордский университет, где проучился менее двух лет, так как отец не был склонен превращать сына в ученого.
В 1502г. он получает звание королевского адвоката.
Он овладевает лучшими
достижениями предшествующей и современной ему философской,
политической, исторической, правовой
мысли, становится знатоком
В последние годы пребывания в Линкольнсинне и в начале адвокатской практики у Т.Мора устанавливаются тесные дружеские отношения с выдающимся нидерландским гуманистом Эразмом Роттердамским.
Процесс
складывания мировоззрения Т.
Политическая деятельность Т.Мора началась в 1504г., когда он был избран в палату общин парламента.
В
1510г. Т.Мор был второй раз избран в палату
общин и вскоре назначен одним из помощников
лондонского шерифа, став судьей по гражданским делам.
На этом посту он пробыл около 7 лет, приобретя славу
справедливого и гуманного
Ко времени создания «Утопии» Т.Мор достиг значительного для своей среды уровня успеха. Казалось, ничего не связывало его с низшими слоями общества. И, тем не менее, такая связь существовала. Он проявлял глубокое сочувствие трудящимся и угнетенным. Это сочувствие, с одной стороны, и глубокое для того времени проникновение в суть общественных и политических отношений – с другой, явились теми главными причинами, которые привели Т.Мора к мыслям о необходимости переделки общества, государственной власти, изменения законов.
В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией». По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств», ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.
Но, как и всех талантливых и крайне заметных людей того времени, Томаса Мора не миновал гнев «сильных мира сего». Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Римский папа. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины. В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви. Томас Мор, будучи ревностным католиком, был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн и отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. Томас Мор был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.
«Утопия»
Томас Мор известен всему миру благодаря своему произведению – «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
В широком смысле «утопия» - это — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Впервые в значении «модель идеального
общества» это слово встречается в книге
В произведении Томаса Мора Утопией называется всего лишь остров и одноимённое государство, расположенное на нём.
«Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ведётся от лица вымышленного героя – Гитлодея. Книга делится на две части – в первой Автор критикует современные порядки и устои, а во второй – описывает государство «Утопию», как пример того, к чему следует стремится.
Осуждая
политическую тиранию и противопоставляя
ей свой идеал государя, Мор решительно
отвергал идею якобы о божественном происхождении
власти короля и развивал мысль о происхождении королевской
Томас Мор искренне
верил в возможность
Европейскому обществу XVI столетия, основанному на социальном неравенстве, Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную схему общественного строя, при котором нет частной собственности, ведь именно в частной собственности автор видел корень всех проблем. Все материальные блага должны принадлежать большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан. Государство в лице сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества. В отличие от некоторых древних утопий, например государства Платона, главное внимание уделявших общественному потреблению и провозглашавших общность потребления, Томас Мор основное значение придавал поиску справедливой системы организации производства. В Утопии изобилие всех материальных благ. Каковы же его источники? Прежде всего - производительный труд обязателен для всех. Здесь нет бездельников: кроме земледелия, которым заняты все, каждый изучает какое-либо специальное ремесло, а иногда даже и несколько. Таким образом, в Утопии совсем нет людей, которые бы вели паразитический образ жизни.
Поскольку в Утопии
все население занято
Большое внимание Мор
уделял организации труда в совершенном обществе,
специально рассматривая проблему
В своём же произведении Мор
устанавливает шестичасовой
Итак,
проектируя новую организацию труда,
В концепции Т. Мора
технический прогресс не