Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:14, доклад
Родился в Калабрии в семье сапожника, денег на обучение в семье не было и Джованни, влекомый жаждой познания в ранней молодости, вступил в доминиканский орден, где в 15 лет принял имя Томмазо (Фома — в честь Фомы Аквинского). Он много читает, изучает труды античных и средневековых философов.
Томмазо Кампанелла | |
Tommaso Campanella | |
Дата рождения: |
5 сентября 1568 |
Место рождения: |
Калабрия |
Дата смерти: |
21 мая 1639 (70 лет) |
Место смерти: |
Париж |
Направление: |
гуманизм, утописты |
Период: |
Возрождение |
Значительные идеи: |
утопический социализм |
Оказавшие влияние: |
Джордано Бруно, Телезио Бернардино |
Томма́зо Кампане́лла
(итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Жизнь
Родился в Калабрии в семье сапожника, денег на обучение в семье не было и
Джованни, влекомый жаждой познания в
ранней молодости, вступил в доминиканский
орден, где в 15 лет принял имя Томмазо (Фома —
в честь Фомы Аквинского). Он много читает, изучает труды античных
и средневековых философов. Он сам пишет
труды на философские темы. Ещё будучи
юношей он с блеском выступает на богословских
диспутах. Однако в стенах монастыря он
впервые встречается и с доносами завистников.
Против него было сфабриковано дело за
то, что он пользовался монастырской библиотекой
без разрешения, его арестовывают и отправляют
в Рим. И хотя его вскоре отпускают — подозрения
остались. Началась пора скитаний: Флоренция (
В своих странствиях он сталкивается
с притеснениями и страданиями
народа. Он приходит к выводу, что
призван изменить существующий порядок
и организовывает заговор с целью освобождения Калабрии от испан
Последние годы Кампанелла жил во Франции, где кардинал Ришелье назначил ему пенсию. Последним произведением Кампанеллы стало латинское стихотворение в честь рождения дофина, будущего Людовика XIV.
Творчество
Большая часть сочинений Кампанеллы написана им в тюрьме и издана впоследствии стараниями его ученика, Тобиаса Адами (нем. Tobias Adami). Свои политические и экономические взгляды Кампанелла излагает в «Civitas solis», «Questiones sull' optima republica» и «Philosophia realis». Их отличительная черта — смесь фантастического элемента со здравым, реальным представлением о жизни. «Civitas solis» изображает в форме романа идеальную страну — город Солнца.
Город Солнца
Население этого города-государства
ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая
и жен. С уничтожением собственности уничтожаются
в городе Солнца и многие пороки, исчезает
всякое самолюбие и развивается любовь
к общине. Управляется народ верховным
первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших
граждан. В подмогу ему учреждентриумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет
трёх подчиненных Метафизику руковод
Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причём никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть ещё сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые Кампанелла прозревал в будущем: так, например, он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей г. Солнца — это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).
См. R. von Mohl, «Geschichte u. Literatur der Staatwissenschaften» (I); Sudre, «Histoire du communisme»; Reyband, «Réformateurs ou socialistes modernes» (т. I); Villegardelle, «La cité du soleil» (1841; перевод, с вступительной статьей); Amabile, «Fra T. Campanella, la sua congiura, i suoi processi е la sua pazzia» (1882); статья проф. Лексиса в «Handwörterbuch der Staatswissenschaften».
Философия
Мировоззрение Кампанеллы удивительным
образом совмещает в себе все
три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое
и мистическое, которые в раздельном виде
выступили у его младших современников Бэкона, Декарта
Подобно Бэкону, Кампанелла задается «восстановлением
наук» (instauratio scientiarum, ср. Instauratio magna Бэкона), то есть созданием новой универсальной
науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он
признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная
точка познания есть ощущение. Сохраняемые памятью и
воспроизводимые воображением
Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно:
недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом);
недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом).
Но если наши ощущения и весь основанный
на них чувственный опыт не свидетельствует
о действительном существовании
данных в нём предметов, которые
могут быть сновидениями или га
Внутреннее чувство, свидетельствуя
о нашем существовании, вместе с
тем открывает нам и основные
определения или способы
Из идеи Бога выводится затем
дальнейшее содержание философии. Все
вещи, поскольку в них есть положительное
бытие в виде силы, знания и любви,
происходят прямо из Божества в трёх
его соответственных
При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически, причастны единству Божию, а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта «симпатическая» связь вещей, или естественная магия, предполагает в основе всего творения единую мировую душу — универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание. В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе.
Приложение религиозно-
Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт.