Тождество бытия и мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 13:06, доклад

Описание работы

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей.

Файлы: 1 файл

гегель фил.docx

— 24.21 Кб (Скачать файл)
  1. Тождество бытия и мышления.

 

 Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по  Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но  и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей.

Абсолютная идея - это:

• единственно существующая подлинная реальность;

• первопричина всего окружающего  мира, его предметов и явлений;

• Мировой  дух, обладающий самосознанием и  способностью творить. Абсолютное должно быть понято не только  как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития "абсолютной  идеи" составляет "абсолютный дух" - человечество, человеческая история.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: • окружающего мира; • природы; • человека; • а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

• творение материи из воздуха;

• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; • искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

• целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;

• познает себя через познавательную деятельность человека;

• творит — в виде результатов  материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая  от человека  и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как

субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно  провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную  идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более  высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало,  но и развивающееся содержание всего мирового процесса.

Мышление по сравнению  с чувственными  восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее).

Чувственные восприятия непосредственно  связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно.

Мышление и наука  познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной   идеи, т.е. Бога. Разумное,  божественное,  действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.

Мышление отражает объективную  реальность, и, поскольку оно правильно  ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и  то,  что отражается, - объективную реальность. Это тождество  мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в  себе все многообразие действительности,  и называется им "абсолютной  идеей".

Основной формой  мышления является понятие. Поскольку  Гегель абсолютизирует мышление,  он неизбежно обожествляет и понятие.  Оно,  по его учению, "есть начало всякой жизни" и  представляет  собой "бесконечную творческую форму, которая  заключает  внутри  себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником".   Выступая  против материалистического  учения о  понятии как  высшей форме  отражения объективной действительности, Гегель ставит действительное отношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.

 

  1. Философия истории Гегеля.

Сфера истории - это сфера  объективного духа, по терминологии Гегеля. 
Объективный дух выступает в форме права, морали и нравственности, а нравственность, в свою очередь, объективируется через семью, гражданское общество и государство. Понятие "всемирной истории" впервые появляется у Гегеля как один из моментов в характеристике государства. 
Высшей ступенью познания истории Гегель считает философское её постижение. Философское - значит разумное. Разум правит в мире, а значит и в истории. Реальный исторический процесс разумен. Лишь приняв эту установку, мы сможем адекватно постичь тайну истории.  
Сущность истории Гегель выявляет в схеме целесообразной деятельности: "цель - средство - результат" Она сложна и реализуется на трех уровнях:  
 
* История как сфера индивидуальной человеческой деятельности.  
* История как национально-историческая форма жизнедеятельности людей.  
* Собственно всемирная история.  
 
Всемирная история совершается в сфере духа. Дух, в противоположность природе, - это свобода. Поэтому история есть прогресс в сознании свободы. Что бы в истории не происходило, что бы индивиды ни делали, свобода есть та конечная цель, к которой направляется работа всемирной истории.  
Начало истории, по Гегелю, характеризуется деятельностью индивидов, которые руководствуются интересами, страстями и т.п. Но поскольку история разумна, она все эти аффектные действия пытается оразумить и для этого выбирает в качестве орудия великих личностей. Гегель называет имена Александра Македонского, Цезаря, Лютера.  
Первый взгляд на историю как арену деятельности великих личностей не дает ответа на многие вопросы, в частности, на вопрос о разумности истории. Поэтому, Гегель предлагает второй, более конкретный уровень рефлексии.  
На этом уровне центральным понятием является понятие "народного духа". Свобода здесь понимается в контексте национальных особенностей. Средством реализации свободы выступает государство.  
И, наконец, третий уровень исторической рефлексии - история как всемирная история. Орудием истории выступает не отдельная личность, а всемирно исторические народы. Гегель выделяет три этапа мировой истории:  
 
* Период погружения духа в естественность.  
* Период сознания свободы.  
* Период возвышения свободы до её чистой всеобщности.  
 
"Философия истории" Гегеля - первое произведение, в котором философия и история не просто соединены, а взаимно раскрывают друг друга.


Информация о работе Тождество бытия и мышления