Традиции и новации в динамике культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

У культуры, как и у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются «устойчивая» – консервативная, и развивающаяся – новаторская сторона. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция.

Файлы: 1 файл

Традиции и новации в динамике культуры.docx

— 19.75 Кб (Скачать файл)

                             Традиции и новации в динамике культуры

    У культуры, как и у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются «устойчивая» – консервативная, и развивающаяся – новаторская сторона. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция. Традиционное действие и отношение направлено на достижение определенной цели  и на реализацию специальной зафиксированной нормы (но не полное повторение прошлого образца!) Традиция – элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в культурах. По существу, традиция – память культуры, но культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. Одним словом, традиция – актуализированная культура прошлого.  Традиция – устойчивость, код культуры, который сохраняет все позитивное, накопленное предыдущими поколениями. Традиции функционируют в самых различных областях общественной жизни (право, искусство, мораль, религия и т.д.), хотя значение их в разных сферах неодинаково: например, в религии значение традиции достигает своего максимума, в науке – большее значение имеет новация.

    Традиция в культуре выполняет ряд важнейших функций:

  • во-первых, непосредственно обеспечивает трансляцию социально-культурного опыта, т.е. обеспечивает преемственность в культуре,
  • Во-вторых, дает возможность диалога культур (на основе изучения и уважения традиций разных культурных обществ, как представляющих «лицо» культуры),
  • в-третьих, обеспечивает целостность и национальную определенность культур (традиция проявляет ее национальную самобытность, специфичность, связь с предшествующими этапами развития).

    Жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями. Каждое поколение с необходимостью усваивает ряд традиций, вместе с которыми транслируется многовековой опыт и знания человечества, однако, каждое последующее поколение осмысливает и принимает традицию не механически, а осуществляя выбор наиболее значимого и приемлимого для своего общества. Культивирование слепого поклонения традиции может породить застой культуры (например, так называемые «традиционные общества» характеризуются закрытостью, «законсервированностью», где время словно бы остановило свой бег, а общество – развитие).  Насаждение традиционности директивным путем приводит к неприятию ее в обществе (например, течение хиппи в различных областях культуры первоначально озвучивалось как  «вызов» традиции, устоям, косности). Пренебрежительное отношение к традициям создает условия для нарушения преемственности, утраты ценных достижений человечества.

 В различных сферах человеческой  деятельности механизмы передачи  накопленного опыта через традицию  различны. Так, развитие науки  происходит диалектически: знания  и истины, накопленные наукой, существуют  на новых этапах ее развития  не в аутентичной, а в снятой  форме. Многие научные тексты, технологии и пр. «снимаются» на последующих этапах развития научного знания и это происходит таким образом, что можно и не подозревать об их существовании (не знакомясь с историей науки): «старые» научные истины и теории «анонимно» как стадии движения мысли, ведущие к определенному теоретическому результату, вливаются в новое, преобразованное знание. В истории науки, скажем физики или биологии, почти не встречается целостное, «неснятое» функционирование научных ценностей. В искусстве же и философии процессы функционирования традиции несколько отличаются. С одной стороны, здесь идет сходный процесс исторического снятия (напр., нормы виргилиевского стихосложения и отменяются и сохраняются, т.е. снимаются в точной рифме классической поэзии.). С другой стороны,  специфика наследования традиции в художественной культуре и философии выражается в том, что наследуются в качестве актуальных ценностей и ориентиров для творчества настоящего времени не отдельные компоненты художественного языка или содержательных мотивов и конструкций, а целостные художественные произведения и философские системы. (Так, для художественной традиции равноценен вклад Данте и Шекспира, для философской – Платона и Канта, которые отнюдь не перекрывают друг друга.) Культура без традиции существовать не может. Во-первых потому, что именно традиция передает из поколения в поколение основные программы социокультурной деятельности, а во-вторых именно традиция формирует менталитет, нравы, обычаи, художественные предпочтения народов, создавая тем самым их национальные культуры.

   Новация происходит от лат. Novatio (обновление и изменение), вне этого процесса культура не может развиваться и совершенствоваться. Плодотворное продолжение традиция находит именно в новации как критическом анализе и переработке старых, а так же продуцировании новых ценностей.

 ХХ век можно рассматривать  как время новаций во всех  областях жизни, зачастую здесь  даже господствует новация ради  новации, распространяются попытки  полностью отвергнуть традицию  как нечто косное, тормозящее  культурное развитие. Попытки отказа  от традиции в современном  обществе можно наблюдать   на примере некоторых политических  событий XX века: например, история  России, когда на заре советской  власти попробовали отказаться  от преемственности и старых  традиций. В художественной культуре  этого периода возникло целое  течение, лидеры которого хотели  построить новую «пролетарскую»  культуру на основе полного  отрицания и разрушения предшествующей, якобы всецело чуждой для интересов  народа. Это течение стало называться  «пролеткультом». Во многих случаях  оно привело к невосполнимым  потерям в культурной сфере,  даже разрушению ее материальных  памятников. Подобная же ситуация  – попытка отказа от культурной  традиции  - создалась в Китае  в 60-е годы, когда была провозглашена  так называемая «великая культурная  революция». Негативные последствия  ее до их пор ощутимы для  китайского общества. Нельзя забывать, что быть свободным от традиции  в культуре невозможно. Можно  освободиться от жестких предписаний,  обычаев и даже норм, но от  своего внутреннего «я», которое  как раз и сформировано определенной  культурной традицией освободиться нельзя. Кроме того, отказ от традиции связан с опасностью утраты отработанного за века равновесия между традицией и новацией. Постсовременная культура говорит сегодня о постмодернизме, который добивается «пересечения» традиции и новации: культура постмодерна в искусстве и философии провозглашает себя «культурой кавычек», цитируя и перефразируя лучшие достижения общественной мысли прошлого.

Характер соотношения традиций и новаций в культуре не только отражает основные ориентации и ценностный установки культуры, но и является основой ее исторической динамики; задает ее направленность и содержательную размерность.

 Культура как целостность  в своём развитии не укладывается в схематизм прямолинейного восхождения по ступеням, когда каждая последующая ступень «снимает» предыдущую, вбирает лучшее и развивается дальше. Жизнь культуры, ее динамика как целостности характеризуется одновременностью и диалогичностью всех входящих в нее образований, которые существуют в сопряжении и одновременно во взаимодействии.


Информация о работе Традиции и новации в динамике культуры