Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:59, доклад
Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли, "метафизической", проблематики.
ТРАДИЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли, "метафизической", проблематики.
Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению "метафизических" проблем.
Специфическая проблематика западноевропейской
философии XVII-XVIII вв. возникает как
результат столкновения двух разных
начал: традиционной "метафизики"
и новой механико-
Д. Юм доводит односторонний эмпиризм
до логического конца и создает
субъективно-идеалистическую, феноменалистскую
и агностическую философскую
концепцию, которая не только противостояла
рационалистической философии XVII-XVIII вв.,
но и решительно порывала с современным
ей естествознанием (Д. Юм отрицал объективно
обусловленные необходимые
Французский материализм вел борьбу
с рационалистической философией XVII
в. во имя науки: его приверженцы
критиковали идеалистические
С задачей критики "метафизики" пыталась справиться и немецкая классическая философия. Кант, выступив против рационалистической, аналитической философии XVII-XVIII вв. и вместе с тем против основных критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и "метафизических" утверждений, по существу, предложил вместо "метафизики вещей" "метафизику знания" - априористскую и формалистическую "трансцендентальную философию".
Гегель противопоставил "отрицательной
метафизике" XVII-XVIII вв. строго научное
знание, совпадающее, по его мнению,
с диалектичностью мышления. Вместе
с тем Гегель считал, что диалектика
и есть "положительная", или "разумная",
метафизика. На практике реализация тезиса
о "разумной метафизике" приводила
к философской спекуляции. Из философской
системы Гегеля (в значительной мере
это относится и к
Актуальность темы
В современном мире все сложнее
становится найти ответ на такой,
казалось бы, простой вопрос: «что такое
искусство?». Классические теории искусства
не в состоянии объяснить
Современная эстетика, в связи с изменениями в художественной теории и практике, столкнулась с необходимостью поиска ответов на те же самые вопросы, что были поставлены еще при основании эстетической науки. Естественно, что решение этих вопросов предполагает обращение к классической традиции, впервые сформировавшей целостную эстетическую концепцию искусства.
Современное отношение к классической
традиции в философии и эстетике неоднозначно: от
полного ее отрицания до безоговорочного
принятия. Но поиск ответов на те вопросы,
которые систематически разрабатывались
классической философской мысль
Пространство порождения новых смыслов в современной эстетике -между традицией и новацией. Традиция развивается, находясь в непрерывном взаимодействии с современностью, непременным условием ее актуализации является понимание в том смысле этого слова, который вкладывал в него Х.-Г.Гадамер. Понимание как непрерывное приращение смысла превращает традицию в богатейший материал для осмысления.
Проблематика «конца искусства» тесно связана с такими ключевыми вопросами эстетической науки, как понятие искусства, его природа и назначение. О конце искусства говорят, прежде всего, в связи с девальвацией классического понятия искусства: классическое определение искусства и современная арт-практика противоречат друг другу, бунт против традиции выражается в отрицании тех характеристик, которые прежде составляли основу самоидентичности искусства. Посредством культа безобразного искусство отказывается от основополагающей для классики категории прекрасного. Воспроизводимость, репродуцируемость современного искусства отрицает ценность подлинности и уникальности. Подчиняясь процессу функционализации, искусство становится технократичным; превращаясь в вещь, в факт, искусство теряет свое сакральное значение.
Проблема «конца искусства» в XX веке сводится к утверждению «смерти искусства» и входит в круг таких важных тем современности, инициированных ситуацией постмодерна, как «смерть Бога», «смерть субъекта», «смерть автора». Причина повышенного внимания к этим сюжетам в философии XX века — крушение метафизики, отрицание линейного детерминизма, лежащего в основе классической культуры.
Теоретическая актуальность темы данного
исследования обусловлена тем
Практическая актуальность исследования
состоит в возможности