Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:57, доклад
В периодизации истории человечества традиционное общество занимает самый большой отрезок времени. В нем различают три исторические эпохи:
первобытность (охотничье-собирательская, пастушеская и земледельческая стадии развития);
рабовладельческую античность;
средневековый феодализм.
Традиционное общество
В периодизации истории человечества традиционное общество занимает самый большой отрезок времени. В нем различают три исторические эпохи:
Типологическое единство традиционного общества собирает под своей крышей все доиндустриальные реалии истории. "Традиционное" и "доиндустриальное" для исторической науки - синонимы. Можно, впрочем, первобытно-традиционное общество называть архаическим.
Традиция и традиционность
Ключ к пониманию
Строго говоря, традиция имеет дело не
просто с умениями и знаниями, а с их образцами
- образцовыми умениями и знаниями. Как
образец традиция отсекает и пресекает
всякие новшества и улучшения, всякую креативную или продуктивную
деятельность, однозначно оценивая все
эти инициативы как вредное отклонение
от того, чему по определению нужно только
следовать. Скажем мягче: все новое, если
оно там, в традиционном обществе,
вообще появляется, подается и воспринимается
как переоткрытие старого, возвращение
к истокам, "старому доброму времени".
Традиция является очень своеобразным
способом принятия решений. Здесь не нужно
мучительно выбирать, взвешивать все "за"
и "против". Достаточно просто согласиться,
принять, положительно отнестись к тому,
что предлагает исторический опыт, что
достигнуто и открыто в его границах. Остается
только наложить прошлое на настоящее
и, возможно, уточнить что-то в деталях.
Традиция есть нечто вроде социального
инстинкта, т.е. исторически унаследованной
способности совершать действия (целесообразные
и не очень) по безотчетному побуждению.
Это некий автоматически работающий механизм,
окруженный почетом и уважением, как правило,
религиозно освященный.
Традиция накладывает свою печать на все,
с чем соприкасается, что попадает в орбиту
ее влияния. Традиция задает статусно-центрированный
образ жизни. Это означает, что не личность
определяет статус, а, наоборот, статус
- личность, что функции или роли, выполняемые
людьми, находятся в зависимости от таких
предписанных, вещей, как возраст, пол,
принадлежность к той или иной (родовой,
семейной, клановой, территориальной и
т.д.) общине. Усилия, направленные на изменение
этой ситуации, к успеху, как правило, не
приводят. Чаще всего они и не предпринимаются.
Люди принимают как должное сложившийся
социальный порядок. Социально-статусная
предопределенность человека практически
сводит на нет все его самоопределения.
Традиционность обеспечивает известную
комфортность бытия. Правда без тех острых
ощущений, которые может принести с собой
только контраст изменений. Но зато прочную,
надежную и, главное, долгую. Хотя и не
бесконечную. Расширение круга знаний,
рост общей культуры, накопление, пусть
и медленное, производственного опыта,
рост населения, климатические изменения
- словом, усложнение жизнедеятельности
людей подтачивает со временем и традиционалистские
бастионы бытия. Они устают отвечать на
вызовы времени, становятся исторически
неадекватными. Исчезновение многих древних
народов, некогда цветущих государств
и цивилизаций является тому убедительнейшим
подтверждением.
"Закрытость" традиционного общества
Традиционное общество - общество
закрытого типа. "Закрытость" тут
просматривается практически по
всем направлениям. Укажем только на некоторые
из них.
Отсутствие или резкое ограничение социальной
мобильности - пожалуй, самая яркая форма
традиционной закрытости общества. Человек
в таком обществе не имеет возможности
активно перемещаться в рамках сложившейся
социальной структуры, подниматься по
социальной лестнице, менять (повышать)
свой социальный статус, расти в зависимости
от личных успехов и достижений. Конкретные
примеры - кастовая и сословная системы стратификации(одно из основных понятий социологии,
обозначающее систему признаков и критериев
социального расслоения, положения в обществе;
социальную структуру общества; отрасль
социологии.).
Сословие представляет собой
общественную группу с наследственными
правами и обязанностями, закрепленными
обычаями или/и законами. Феодальное
общество средневековой Европы, в частности,
делилось на три основных сословия: духовенство
(символ - книга), рыцарство (символ - меч)
и крестьянство (символ - плуг). В России
до революции 1917 г. было шесть сословий:
духовенство, дворяне, купцы, мещане (мелкие
домовладельцы, торговцы, ремесленники),
крестьяне, казаки (особое военное сословие).
Регламентирование сословного бытия было
на редкость жестким, вплоть до мелких
обстоятельств и незначительных деталей.
Так, по "Жалованной грамоте городам"
1785 г. российские купцы первой гильдии могли ездить
по городу в карете, запряженной парой
лошадей, а купцы второй гильдии - только
в коляске парою. Сословное деление общества,
как, впрочем, и кастовое, освящалось и
закреплялось религией: у каждого своя
судьба, свой удел, свой угол на этой земле.
Оставайся там, куда поместил тебя Бог,
возвышение - проявление гордыни, одного
из семи (по средневековой классификации)
смертных грехов.
"Закрытым" в традиционном обществе
было и мировоззрение.
Цикличность и эсхатологичность(система религиозных взглядов
и представлений о конце света, искуплении
и загробной жизни, о судьбе Вселенной
и её переходе в качественно новое состояние.
Также отрасль богословия, изучающая эту
систему взглядов и представлений в рамках
той или иной религиозной доктрины.)
- две основные формы такой закрытости.
Нам трудно сейчас представить, но древний
грек, например, жил с сознанием того, что
все лучшее уже позади. В этом его убеждал
миф о золотом веке. Миф о том, что когда-то,
в самом начале мира люди жили в радости,
равенстве и братстве, не знали ни изнурительной
работы, ни болезней, ни горя-печали. За
золотым веком, однако, с необходимостью
следует серебряный, затем медный и железный.
Это фактически скольжение по наклонной
плоскости зла и порока. "Железный"
конец есть подведение черты под этой
циклически неизбежной деградацией. Он
обычно представлялся в виде мирового
пожара или потопа (иногда последовательно
того и другого), после которого все начиналось
сначала, время вступало в новый цикл.
Эсхатология разрывае
Отношения личной зависимости
Отношения и связи между
людьми в традиционном обществе были
насквозь пронизаны личной преданностью
и зависимостью. При том уровне
технологического развития (во всех областях
общественной жизни) только непосредственные
контакты, личная причастность, индивидуальная
вовлеченность могли обеспечить
движение знаний, навыков, умений от учителя
к ученику, от мастера к подмастерью.
Движение это, отметим, имело форму
передачи тайн, секретов, рецептов. Решалась
тем самым и определенная социальная
задача. Так, присяга, которой в средние
века символически-ритуально скреплялись
отношения между вассалами и сеньорами,
по-своему уравнивала участвующие стороны,
придавая их взаимосвязи оттенок простого
покровительства отца сыну.
Продолжая эту линию, скажем, что впоследствии,
на стадии индустриального развития, личная
зависимость сменилась вещной, а та в свою
очередь, уже в условиях постиндустриального развития,
начала постепенно трансформируется в
коммуникативно-личностную.
Первенство и верховенство общего блага в традиционном обществе
Традиционное общество холистич
Значимым субъектом действий выступает
здесь не отдельный человек, индивид, а
их совокупность - тот или иной коллектив.
В одном отношении эта коллективная совокупность
механическая: выбывший индивид легко
восполняется другими или замещается
другим, во всяком случае, без ощутимых
потерь для целого. А в другом - органическая:
несамостоятельные, частичные индивиды
сливаются (слипаются) в единое целое,
и только его существование считается
по-настоящему значимым. Органической
эту совокупность можно назвать еще и
потому, что индивид в ней представляет собой хоть и частичное,
но нечто, а вне ее он сущее ничто, или нечто бесхарактерное
и безвольное.
Целое (общество, коллектив как целое)
представляет собой социально-онтологическую
В античности общее благо отождествлялось
с потребностями и тенденциями развития
полиса. Полис - это город или общество-государство.
Человек и гражданин в нем совпадали. Полисный
горизонт античного человека был одновременно
и политическим и этическим. За его пределами
ничего интересного уже не предполагалось
- одно варварство. Грек, гражданин полиса,
воспринимал государственные цели как
свои собственные, видел в благе государства
собственное благо. С полисом, его существованием
он связывал свои надежды на справедливость,
свободу, мир и счастье.
В Средние века в качестве общего и высшего
блага выступает Бог. Он - источник всего
благого, ценного и достойного в этом мире.
По образу и подобию его создан сам человек.
От Бога и вся власть на земле. Бог - конечная
цель всех человеческих устремлений. Высшее
благо, на которое способен по земному
грешный человек, - любовь к Богу, служение
Христу. Христианская любовь - любовь особая:
богобоязненная, страдательная, аскетически-смиренная.
В ее самозабвении много презрения к самому
себе (личному "Я"), к мирским радостям
и удобствам, достижениям и успехам. Сама
по себе земная жизнь человека в религиозной
ее интерпретации лишена всякой ценности
и цели.
Течение времени в традиционном обществе
Историческое бытие традиционно