Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:43, контрольная работа
Политическая карьера Макиавелли складывалась довольно успешно. Во многом этому способствовало то, что итальянец был независим в своих гражданских симпатиях и политических взглядах.
Он жил в довольно неспокойные для Италии времена. В 1494 году Флоренция восстановила Флорентийскую Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет, сторонником которых Макиавелли не являлся.
ВВЕДЕНИЕ 3
О ТРАКТАТЕ «ГОСУДАРЬ» 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
произведения, приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения.
Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким»1. Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им.
Именно последний пункт позволил обвинить Макиавелли в призыве к жестокости и тирании. Между тем, автор не был пропагандистом жестокости, лицемерия и неоправданного насилия. Наоборот, он считал, что насилие ни в коем случае не должно быть самоцелью, оно должно исправлять, а не разрушать. В той же главе автор пишет: «Однако новый государь не должен
быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив»2.
При этом, как идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя.
Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя. Много внимания уделяет Макиавелли и отношениям нового государя с народом.
Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием. Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.
Среди многих практических проблем в "Государе" Макиавелли рассматривает вопрос обороны государства от внешних и внутренних врагов. Против первых Макиавелли предлагал только два оружия: удачные политические союзы и сильная армия. Что касается внешней политики, Макиавелли советует государю опираться не только на ум и силу, но и на "звериную" хитрость, как было сказано ранее. Именно на внешнеполитическом поприще ему должно пригодиться умение быть не только "львом", но и "лисом". Неразумного или неосторожного политика, по утверждению Макиавелли, подстерегает множество смертельных опасностей; опасно слишком доверять союзникам, слишком полагаться на них, потому что ни один человек не будет отстаивать твои интересы так же рьяно, как свои собственные; опасно безоговорочно верить данным тебе обещаниям - мало кто из людей сдержит слово, если его нарушение сулит большую выгоду, а ведь в политике ставками в игре являются судьбы государств, опасно и неразумно держать собственное обещание, если, не сдержав его, ты приобретаешь что-то для себя, но также опасно прослыть лжецом; таким образом, необходимо соблюдать меру и во лжи, и в правде. Опасны слишком сильные союзники, так как, допустив сильного союзника в сферу своих интересов, можно в один прекрасный момент обнаружить, что при разделе трофеев тебе достался неожиданно маленький кусочек, а то и вовсе не досталось ничего. Именно на эту ошибку указывает Макиавелли многим своим современникам (например, неправильными он считает действия французского короля, допустившего в Италию испанцев в качестве своих союзников). Также крайне опасно неправильно оценивать расстановку политических сил и действовать во благо своим врагам. Фактически, этим Макиавелли проповедует принцип "разделяй и властвуй". В качестве примера многочисленных политических ошибок Макиавелли приводит действия Ватикана в так называемых Итальянских войнах, происходивших в ту эпоху. Пытаясь объединить под своей властью всю Италию, Рим призвал себе на помощь войска короля Франции, что уже явилось ошибкой, так как французская армия была много сильнее собственных войск Рима, но, мало того, далее собственными руками Рим помог уничтожить единственного реального противника Франции на Аппенинском полуострове - Венецианскую республику.
Таким образом, для успеха во внешней политике государь должен быть умён, хитёр, изворотлив, он должен уметь предвидеть последствия каждого сделанного им шага, должен отбросить в сторону все принципы чести и понятия морали и руководствоваться исключительно соображениями практической выгоды. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью. Таким примером удачливого и умного политического и государственного деятеля опять же является для Макиавелли мрачно известный Цезарь Борджиа, практически все шаги, которого по завоеванию Романьи Макиавелли признал правильными и ведущими к достижению поставленной цели.
Но удачные политические союзы мало чего стоят для обороноспособности государства без сильной армии. Во времена Макиавелли армии великих держав являлись по преимуществу наемными, то есть состояли из разного рода "искателей приключений, а то и просто разноязычного сброда со всех концов Европы, которому не нашлось места в их родных краях. Именно против укоренившейся практики использования наёмных войск Макиавелли и выступал с неизменной активностью. Он писал, что «наёмные и союзнические войска бесполезны и опасны; никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наёмное войско, ибо наемники честолюбивы, распущены, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы; поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ; в мирное время они разорят тебя не хуже, чем в военное - неприятель. Объясняется это тем, что не страсть и не какое-либо другое побуждение удерживают их в бою, а только скудное жалование, что, конечно недостаточно для того, чтобы им захотелось пожертвовать за тебя жизнью. Им весьма по душе служить тебе в мирное время, но стоит начаться войне, как они показывают тыл и бегут»3.
Другими словами, главным недостатком наемного солдата является то, что он почему-то всегда оказывается не «там, где стреляют».
В качестве альтернативы наемным войскам Макиавелли предложил использовать собственные регулярные войска государства и отряды милиции. Ему даже удалось сделать попытку создания таких войск во Флоренции, но эти войска были разбиты наемниками короля Франции. Несмотря на неудачу, Макиавелли не потерял веры в правильность своей идеи, и даже намного позже этого поражения, во время работы над "Государем" лейтмотивом мысли Макиавелли является создание собственных войск, опора на собственные силы. Сильное, объединенное новое государство должно иметь армию из своих собственных граждан, которые могли бы в любое время встать на защиту свободы и независимости своей родины. Только собственные войска, собственная регулярная армия могут верой и правдой служить государству. Причем, решая чисто практические задачи, связанные с повышением боеспособности армии, Макиавелли советует набирать солдат преимущественно из крестьян, как наиболее пригодных к военной службе людей; затем уже идут кузнецы и остальные ремесленники, чьи навыки и сила могут быть полезны и на военной службе.
В то же время
Макиавелли усматривает тесную взаимосвязь
и взаимозависимость между
Что касается внутренней обороны, тут все немного сложнее. Защита от собственных граждан с помощью армии часто не приводит к положительному результату. Таким образом, разумный правитель должен заручиться поддержкой большинства своих граждан. При этом одна из наиважнейших задач правителя - подобрать себе мудрых и благонадежных советников, ведь именно по приближенным государя судят о нем самом, и именно от приближенных во многом зависят окончательные решения правителя. Государь должен поощрять правдивость своих министров и, напротив, очень беспокоиться, если кто-то вдруг солгал бы ему. Но в то же время, соблюдая должную дистанцию, выслушивать правду, государь должен только от своих доверенных лиц и только тогда, когда он сам того пожелает. Но, выбирая себе министра, правитель должен позаботиться о том, чтобы этот человек был верен ему, а для этого необходимо соответствующим образом вознаграждать его: деньгами - чтобы сделать его невосприимчивым к подкупу, реальной властью и почестями - чтобы человек чувствовал себя необходимым и был уверен в завтрашнем дне. Государь должен уметь воспринимать полезные советы своих министров, а для этого он, по крайней мере, не должен быть глупцом. Макиавелли также предостерегает правителя от льстецов.
В вопросе подбора тех, кто ему будет служить, правитель руководствуется интуицией и своим знанием людей, но Макиавелли дает и некоторые общие принципы. Государю проще живется, если его власть в государстве унаследована, и его персона освящена многовековой силой привычки. Это не избавляет государя от необходимости думать, но позволяет жить чуть спокойнее. В новых или завоеванных государствах дело обстоит несколько иначе. В качестве обязательного действия Макиавелли предписывает новому государю издание новых законов - по возможности, конечно, хороших - просто даже для того, чтобы изменить уклад жизни и все стереотипы, связанные с прежними властями. В качестве замечания Макиавелли говорит, что, несмотря на парадоксальность этого утверждения, люди, довольные прежним правительством, имеют очень много шансов стать лояльными гражданами по отношению к новой власти. И, напротив, лица, помогавшие осуществить захват власти и становящиеся поначалу естественными помощниками властителя, особенно опасны впоследствии. Они чувствуют, что находятся в особом положении, требуют привилегий, почестей, наград, что, конечно, может не понравиться государю; но, более того, они самим своим существованием напоминают и государю, и народу о смене власти. То есть такие люди далеко не всегда надежны.
Макиавелли
считал, что для безопасности нового
государства лучше всего
Довольно четко в "Государе" выражена позиция Макиавелли по отношению к религии вообще и по отношению к католическому Риму в частности. Макиавелли всячески подчеркивал огромную значимость религии для жизни государства и огромную пользу, которую может извлечь умный правитель из религиозности людей. Религия именно как общественный, социальный институт абсолютно необходима для построения и функционирования государства. С помощью религий создаются новые государства, объединяются народы и страны, во имя религиозных идеалов люди способны на подвиги и лишения, и задача властителя - повернуть эту энергию религиозного фанатизма на благо себе и государству, сделать ее созидательной.
Таким образом, Макиавелли хорошо видел, чувствовал и сознавал силу религии, ее социальную функцию, консерватизм и власть над умами и сердцами верующих и поэтому призывал всемерно использовать эту силу для общего блага, в особенности для объединения и укрепления государства. Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендует главам республик или царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножать все, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали все это обманом и ложью, то им будет легко сохранить свое государство религиозным, а значит, единым.
Макиавелли
признавал именно практическую
Макиавелли учил не только устанавливать власть, но и придавал большое значение тому, как эту власть сохранить. Почитание и уважение государя подданными – одно из главных условий сохранения им власти в стране. Правитель также должен не колебаться в своих решениях, быть многосторонне развитым человеком, следить за своим окружением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из важнейших заслуг Никколо Макиавелли состоит в том, что он впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал ее автономной, самостоятельной дисциплиной с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология у Макиавелли направлена на достижение определенной политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство. По мнению Макиавелли, сильное влияние на исторический процесс формирования государств оказывают сильные личности, великие люди. Великий человек имеет в своем облике нечто такое, благодаря чему другие повинуются ему вопреки собственной воле. Не ради корыстных выгод самовластья, а во имя спасения гибнущего в пучине усобиц общества Макиавелли готов простить все прегрешения против религии, нравственности и права тому, кто сумеет победить анархию и хаос. Преимущество великого человека состоит в том, чтобы лучше чувствовать и выражать некую абсолютную волю - то, что действительно объективно необходимо в данный момент. Именно благодаря таким людям и их воле создаются государства. Государь по образу Макиавелли может силой изменить положение вещей и вернуть порядок, или прийти к разумному компромиссу с народом.
По моему
мнению, идеи Макиавелли имеют смысл.
Однако в наше время их необходимо
перестроить в соответствии с
принятыми нормами и сложившими