Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:11, лекция
Человек у Аристотеля понимается как «общественное животное», сферу жизни которого составляет семья, общество, государство. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, писал Аристотель в своей работе «Политика».
Учение Аристотеля о человеке и государстве.
Человек у Аристотеля понимается как «общественное животное», сферу жизни которого составляет семья, общество, государство. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, писал Аристотель в своей работе «Политика». Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Аристотель разделяет добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычке. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие.
Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потребление материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля является стремление найти среднюю линию поведения. «Середина – принадлежности добродетели».
Так же как и у Платона,
аристотелевское учение направлено
на то, чтобы поставить на службу
государству личность. Согласно Аристотелю,
человек есть политическое животное.
Человек родился политическим существом
и носит в себе инстинктивное
стремление к «совместному сожительству».
Поскольку Аристотеля занимали, прежде
всего, добродетели, применяемые и
осуществляемые в общественной жизни,
постольку центральное место
он отводит понятию
Учение о государстве
Аристотеля изложено им главным образом
в его работе «Политика». Аристотель
определяет государство, как «форму
общежития граждан, пользующихся известным
политическим устройством», политическое
же устройство – как порядок, который
лежит в основании
Классифицируя виды политического
устройства, философ делит их по
количественному, качественному и
имущественному признакам. Государства
различаются, прежде всего, тем, в своих
руках власть – у одного лица,
у меньшинства или у
Монархия - древнейшая форма политического устройства. Аристотель утверждает, что человек, превосходящий всех людей, как бы приподнимается над законом, он бог между людьми, он сам закон и пытаться подчинить его закону смешно.
Однако в целом аристократия предпочтительнее монархии, ибо при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством.
При политии (республике) государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ, единственная общая им добродетель – воинская, поэтому «республика состоит из людей носящих оружие».
Таковы правильные формы правления. Аристотель в какой-то мере признает их все. В пользу третьей формы он также находит довод, ставя вопрос о том, обладает ли преимуществом большинство перед меньшинством, и отвечает на него положительно в том смысле, что хотя каждый член меньшинства лучше каждого члена большинства, в целом большинство лучше меньшинства, ибо хотя там каждый обращает внимание лишь на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все.
Что касается неправильных
форм политического устройства, то
Аристотель резко осуждает тиранию,
утверждая, что «тираническая власть
не согласна с природою человека». При
олигархии правят богатые, атак как
в государстве большинство
Из неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной, но при условии, что власть в руках закона, а не толпы (охлократия).
Политическое учение философа – не только описание того, что есть, как он это понимал, но и набросок должного. Цель государства не только в том, чтобы выполнять экономические и юридические функции, не позволяя -людям учинять друг другу несправедливость и помогая им удовлетворять свои материальные потребности, а в том, чтобы жить счастливо. Аристотель – последовательный сторонник государства. Оно для него – «совершеннейшая форма жизни», «среда счастливой жизни». Государство, далее, якобы служит «общему благу». Но это относится только к правильным формам.
Итак, критерием правильных форм является их возможность служить общему благу. Аристотель утверждает, что монархия, аристократия и полития служат общему благу, тирания, олигархия и демократия – лишь частным интересам соответственно одного лица, меньшинства, большинства. Например, «тирания есть та же монархия, но имеющая в виду только выгоду одного монарха».
В чем состоят сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.
В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое3. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности не в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»4. Еще один отличительный признак человека – его разумность, «человек, по Аристотелю, - это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность – две основные характеристики, отличающие его от животного.
У Платона человек определяется как существо, «восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». По Платону, именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем – душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчивая к знанию, а это является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.
Платон создает первую в истории человечества теорию идеального государства. Им признается три его формы: монархия, аристократия и демократия. Каждая из этих форм выступает в свою очередь в двух видах: законной и незаконной, или насильственной. Предпочтительнее первый вид, считает Платон.
Аристотель назвал «три хороших» и «три дурных» формы. К первым он относил те, в которых власть служит обществу: монархию, аристократию, «политию», т. е. власть среднего класса. К последним – тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию5.
Говоря о наилучшем политическом устройстве, Аристотель различает абсолютно наилучшую и реально возможную формы. Но идеальное государство Платона Аристотель не относит к этим формам. Против этой доктрины Платона Аристотель выдвинул три главных соображения:
Итак, делает вывод Аристотель, «все мысли Платона хотя чрезвычайно изысканы, остроумны, оригинальны и глубоки, но при всем том трудно сказать, что были верны.
Информация о работе Учение Аристотеля о человеке и государстве