Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:12, реферат
Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагире на северо-западном побережье Эгейского моря. Отцом Аристотеля был Никомах — придворный медик Аминты III, царя Македонии. Аристотель рано остался без родителей. Воспитывался он в Атарнее у Проксена, своего родственника. В восемнадцать лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался вплоть до смерти Платона (около 347 до н. э.). За время пребывания в Академии Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. Возможно, что именно в этот период его творчества и были созданы работы по логике.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Типология различных «уровней» души…………………………………………………….4
2. Энтелехия……………….………………………………………………………………….....5
3. Душа, ум и тело……………………………………………...…...…………………...……...6
4. Душа и движение…………………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………………………8
Список литературы……………………...………………………………………………............8
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
Факультет психологии, связей с общественностью,
рекламы
Кафедра психологии развития личности
УЧЕНИЕ аристотеля
О ДУШе
Реферат
Руководитель
к. псих. наук, доцент кафедры
ПРЛ
_________Е.П. Молчанова
Выполнила
студентка 832М группы
___________Ю.И. Охлопкова
Томск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… |
|
1. Типология различных
«уровней» души………………………………………… |
|
2. Энтелехия……………….…………………………………… |
|
3. Душа, ум и тело……………………………………………...… 4. Душа и движение………………………………………………………… Заключение…………………………………………………… Список литературы……………………...…… |
Введение
Для начала следует рассказать
о жизненном пути великого философа,
чтобы посмотреть, какое он оказал
влияние на его научные взгляды.
Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе
Стагире на северо-западном побережье
Эгейского моря. Отцом Аристотеля был
Никомах — придворный медик Аминты III,
царя Македонии. Аристотель рано остался
без родителей. Воспитывался он в Атарнее
у Проксена, своего родственника. В восемнадцать
лет он отправился в Афины и поступил в
Академию Платона, где оставался вплоть
до смерти Платона (около 347 до н. э.). За
время пребывания в Академии Аристотель
изучил философию Платона, а также ее сократические
и досократические источники и многие
другие дисциплины. По-видимому, Аристотель
преподавал в Академии риторику и другие
предметы. Возможно, что именно в этот
период его творчества и были созданы
работы по логике.
Около 348–347 до н. э. преемником Платона
в Академии стал Спевсипп, с которым у
Аристотеля были напряженный отношения,
поэтому ему пришлось покинуть Академию.
С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой
Азии, под покровительством тирана города
Атарнея Гермия. Последний предоставил
ему прекрасные условия для работы. Через
три года философ уезжает в Митилену на
остров Лесбос. Это произошло незадолго
до или же сразу после смерти Гермия, предательски
захваченного персами и распятого.
Гермий был союзником македонского царя
Филиппа II, отца Александра, так что, возможно,
именно благодаря Гермию Аристотель в
343 или 342 до н. э. получил приглашение занять
должность наставника юного наследника
престола, которому было тогда 13 лет. Аристотель
принял предложение и переехал в столицу
Македонии Пеллу. О личных отношениях
двух великих людей известно мало. Судя
по сообщениям, которыми мы располагаем,
Аристотель понимал необходимость политического
объединения мелких греческих полисов,
но стремление Александра к мировому господству
ему не нравилось. Когда в 336 до н. э. Александр
взошел на престол, Аристотель возвратился
на родину, в Стагиру, а год спустя вернулся
в Афины.
За это время характер мышления Аристотеля,
его идеи претерпели некоторые изменения.
Часто его идеи вступали в прямое противоречие
со взглядами преемников Платона в Академии
и некоторыми положениями учения самого
Платона. Этот критический подход выразился
в диалоге «О философии», а также в ранних
разделах работ, которые дошли до нас под
условными названиями «Метафизика», «Этика»
и «Политика». Чувствуя свое идейное расхождение
с господствующим в Академии учением,
Аристотель предпочел основать в северо-восточном
предместье Афин новую школу – Ликей.
Целью Ликея, как и целью Академии, было
не только преподавание, но и самостоятельные
исследования. Здесь Аристотель собрал
вокруг себя группу одаренных учеников
и помощников.
Аристотель и его ученики сделали множество
существенных наблюдений и открытий, которые
оставили заметный след в истории многих
наук и послужили фундаментом для дальнейших
исследований. В этом им помогали образцы
и данные, собранные в дальних походах
Александра. Однако глава школы уделял
все большее внимание фундаментальным
философским проблемам. Большая часть
из дошедших до нас философских произведений
Аристотеля написана в этот период.
В 323 до н. э. внезапно умер Александр, и
по Афинам и другим городам Греции прокатилась
волна антимакедонских выступлений. Положение
Аристотеля было поставлено под угрозу
из-за его дружбы с Филиппом и Александром,
а также недвусмысленно выражавшихся
им политических убеждений, которые приходили
в противоречие с патриотическим энтузиазмом
городов-государств. Под угрозой преследований
Аристотель покинул город, чтобы, как он
говорил, не дать афинянам совершить преступление
против философии во второй раз (первым
была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду
на острове Эвбея, где находилось доставшееся
ему от матери имение, где, после непродолжительной
болезни, умер в 322 до н. э.
Следует сказать, что Аристотель является
не только основоположником собственно
научной философии. Он изучал практически
все проблемы развития природы и общества,
ввел терминологию, которая до сих пор
не утратила своего значения. Его можно
назвать основоположником большинства
наук, в том числе и психологии, где ему
принадлежит первая целостная теория
психических явлений.
Воспитываясь в семье врача, и самостоятельно
занимаясь медициной, Аристотель, однако,
не стал профессиональным врачом. Но медицина
осталась для него на всю жизнь настолько
родной и понятной областью, что впоследствии
в своих труднейших философских трактатах
он дает пояснения на примерах из медицинской
практики.
Сочинения Аристотеля сохранились, можно
сказать, чудом. После смерти философа
они перешли к Теофрасту, а затем к его
ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали
в подземном книгохранилище, а затем попали
в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах.
Затем они оказались в Риме, где и были
изданы главой тогдашних перипатетиков
Андроником Родосским.
Типология различных «уровней души»
Аристотель внёс огромнейший
вклад в науку о душе. Учение
о душе, по существу, занимает центральное
место в мировоззрении
В своем трактате: "О душе" Аристотель
определяет душу в системе понятий своей
метафизики - сущности, формы, возможности,
сути бытия. Душой может обладать только
естественное, а не искусственное тело.
Это естественное тело должно обладать
возможностью жизни.
Считая душу началом жизни, он дает типологию
различных “уровней” души, выделяя растительную,
животную и разумную души. Два типа принадлежат
к физической психологии, поскольку они
не могут существовать без материи. Третья
метафизична. В своем минимуме душа есть
везде, где есть жизнь. А чтобы быть живым,
достаточно обладать способностью к питанию,
к росту и т.д., т. е. быть растением. Способность
к питанию - критерий растительной души.
В своем же максимуме душа есть там, где
есть ум.
По Аристотелю, чтобы быть живым, достаточно
обладать хотя бы одним из таких признаков,
как ум, ощущение, движение и покой в пространстве,
а также движение в смысле питания, упадка
и роста. Так, чтобы быть животным, достаточно
чувства осязания: "животное впервые
появляется благодаря ощущению". Способность
к осязанию - критерий наличия животной
души, так же как способность к питанию
- растительной. В свою очередь, способность
к ощущению (а осязание - его минимум) влечет
за собой удовольствие и неудовольствие,
приятное и неприятное, а тем самым желание
приятного. Кроме того, некоторым живым
существам присуща способность к движению
в пространстве. Так как способности к
ощущению не может быть без растительной
способности, то животные обладают не
только животной, но и растительной душой.
Таковы две низшие, "физические" души.
Вторая выше первой и включает ее в себя.
Где есть животная душа, там есть и растительная,
но не наоборот. Поэтому животных меньше,
чем растений.
Наконец, мышление осуществляется как
деятельность разумной души - она принадлежит
человеку. Люди, обладая способностью
к рассуждению и размышлению, обладают
как животной, так и растительной душой.
Отсюда следует, что высшие функции, а
соответственно души, не могут существовать
без низших, тогда как последние без первых
могут.
Бог же обладает лишь разумной душой. Человек
- и растение, и животное. Бог - только бог.
Аристотель рассматривает материю, тело
как нейтральный субстрат, служащий основой
для более высоких форм жизни. Сам разум,
однако, согласно Аристотелю, не зависит
от тела. Этот высший разум Аристотель
называет деятельным, созидательным и
отличает его от пассивного разума, только
воспринимающего. Последний главным образом
присущ человеку, тогда как деятельный
разум - лишь в очень малой степени. Пытаясь
разрешить трудность, возникшую у Платона
в связи с учением о “трех душах” и вызванную
стремлением объяснить возможность бессмертия
индивидуальной души, Аристотель приходит
к выводу, что в человеке бессмертен только
его разум: после смерти тела он сливается
с вселенским разумом.
Энтелехия
Немаловажным является также
понятие энтелехии.
Энтелехия (греч. entelecheia - имеющее цель
в самом себе) по Аристотелю - целеустремленность,
целенаправленность как движущая сила.
Каждый предмет природы имеет внутреннюю
причину, которая есть источник движения
от низших форм к высшим.
Понятие Аристотеля об энтелехии можно
пояснить так. Вещи существуют или энтелехиально,
как нечто осуществленное и завершенное,
или потенциально, в возможности. В движущем
имеется как возможность, способность
изменятся, так и внутренняя тенденция
к завершению, т.е. цель, заложенная в самой
вещи и выступающая ее внутренней движущей
силой, поскольку она способна к изменению.
И, следовательно, всякое явление подразумевает,
по Аристотелю, возможность изменения,
цель, к которой направлено изменение,
и энтелехию как осуществленность данной
цели, лежащую в вещи.
Говоря иначе, энтелехия - это «программа»
изменения. Если для тел, создаваемых искусством
цель и «программа» лежат вне изменяемой
вещи и вносятся в нее мастером, то в природных
вещах они имеются в ней в той мере, в какой
вещь имеет в себе «начало движения», т.е.
способны к самодвижению.
Душа, ум и тело
Аристотель отвергает
орфико-пифагорейско-
Растительная и животная компоненты человеческой
души неотделимы от тела так же, как души
растений и животных. Ведь "в большинстве
случаев, очевидно, душа ничего не испытывает
без тела и не действует без него, например,
при гневе, отваге, желании, вообще при
ощущениях. По-видимому, все состояния
души связаны с телом: негодование, кротость,
страх, сострадание, отвага, а также радость,
любовь и отвращение; вместе с этими состояниями
души испытывает нечто и тело".
Аристотель приводит примеры, доказывающие,
что эмоции - функции не только души, но
и тела. Если тело не придет в возбуждение,
то большое несчастье не вызовет должной
эмоции, поэтому люди часто "каменеют",
дабы защититься от страдания. Итак, делает
вывод Аристотель, "состояния души имеют
свою основу в материи". Так же и вообще
"способность ощущения невозможна без
тела", без которого совершенно невозможна
деятельность и растительной души.
Однако разумная душа - не энтелехия тела.
Ведь "ничто не мешает, чтобы некоторые
части души были отделимы от тела, так
как они не энтелехия какого-либо тела".
Таков ум: если способность ощущения невозможна
без тела, то "ум ... существует отдельно
от него". Хотя Аристотель и замечает,
что относительно ума и способности к
умозрению еще не очевидно, существуют
ли они отдельно и независимо от тела или
же нет, но ему все же "кажется, что они
- иной род души и что только эти способности
могут существовать отдельно, как вечное
- отдельно от преходящего".
Аристотель не находит убедительного
основания для утверждения того, что ум
соединен с телом. Аристотель утверждает,
что ум не имеет своего органа. В этом,
конечно, была его ошибка. Ведь органом
мышления ещё до Аристотеля считался мозг.
Аристотель, как уже было сказано выше,
считается, в сущности, основоположником
психологии как науки о душе. В трактате
“О Душе” он систематизировал существовавшие
взгляды на природу психического, выведя
на их основе собственную теорию.
Аристотель отвергает и материалистические
учения о Душе (душа как разновидность
материи) и идеалистические (душа–бестелесная
сущность).
По своему предмету психология (в физической
ее части) совпадает с биологией (хотя
в отличие от нее изучает не материальные,
а целевые, движущие причины живого). По
Аристотелю идейное богатство мира скрыто
в чувственно воспринимаемых земных вещах
и раскрывается в прямом, опирающемся
на опыт, общении с ними. Таким образом,
здесь возможно наблюдение, описание и
анализ конкретных жизненных проявлений
и у животных и у человека, что составляет
опытный объективный метод изучения. Однако
вместе с тем Аристотель замечает, что
добиться чего-то достоверного в изучении
души (особенно нематериальной ее части)
очень сложно, на многие вопросы ответить
почти невозможно. Исследовать природу
можно путем наблюдения и опытов, которые
приводят к обобщению знания. Поэтому
психологическое учение Аристотеля строится
на обобщении биологических фактов. Петровский
пишет, что это обобщение привело к преобразованию
главных объяснительных принципов психологии:
организации, развития и причинности.
Само понятие “душа” Аристотель рассматривает
с точки зрения своего учения о категориях:
все вещи есть сочетание материи (вещества)
и формы (вечной сущности вещи), которые
первоначально представляли собой не
связанные друг с другом возможности,
в единстве же составляют действительность.
И живое существо тоже “составляет сущность”,
состоящую из материи (тело) и формы (душа).
В трактате “О душе” Аристотель определяет
это понятие так: “Душа необходимо есть
сущность в смысле формы естественного
тела, обладающего в возможности жизнью.
Сущность же (как форма) есть энтелехия;
стало быть, душа есть первая энтелехия
такого тела… Душа есть суть бытия и форма…такого
же естественного тела, которая в самом
себе имеет начало движения и покоя”.
Аристотелем впервые в истории человеческой
жизни была выдвинута идея о неразделимости
души и живого тела. Душа по Аристотелю,
неотделима от тела, она представляет
собой нечто принадлежащее ему, а поэтому
пребывает в соответствующем ей теле (а
не в разных). Как энтелехия тела, душа
смертна вместе с ним. По мнению Петровского,
тезис Аристотеля о неразделимости души
и тела сразу делает бессмысленными все
вопросы, стоявшие в центре учения Платона
о прошлом и будущем души.
Душа и движение
Аристотель понимал душу,
как движущее начало, но утверждал,
что сама душа не может двигаться.
Аристотель различал четыре вида движения
(изменения):
1) возникновение и уничтожение;
2) качественное изменение, т.е. изменение
свойства;
3) количественное изменение, т.е. увеличение
и уменьшение (рост, убыль);
4) перемещение, перемена места.
Собственно к движению он относит изменения
вида 2, 3 и 4, поскольку изменение вида 1
есть скорее просто измерение, состоящее
в переходе одной вещи в другую. Между
тем, утверждает философ, возникновение
и уничтожение совершаются относительно
сущности; для нее же “нет движения, так
как ничто существующее ей не противостоит”.
Так как имеется четыре вида движений,
то душа должна иметь или одно из этих
движений, или несколько, или все. Если
душа движется не привходящим образом,
то движение должно быть ей присуще по
природе. Но если сущность души заключается
в том, что она сама себя движет, то движение
ей будет присуще не привходящим образом.
Если движение присуще душе от природы,
то она могла бы быть приведена в движение
и посторонней силой, а если бы и посторонней
силой, то и от природы. Так же обстоит
дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится
от природы, там же она и от природы находится
в покое. И точно так же: куда вещь движется
под действием посторонней силы, там же
она под действием посторонней силы находится
в покое. Аристотель не мог точно объяснить
движение души в состоянии ее покоя под
действием посторонней силы.
Заключение
Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. И вся жизнь Аристотеля состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира. В своих зоологических трактатах Аристотель устанавливает и характеризует более 400 видов животных. Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств. Вся V книга его основного трактата "Метафизика" специально посвящена философской терминологии, и каждый термин у него выступает в 5 - 6 значениях. Аристотель был сильным человеком. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как до этого с Сократом он, как можно предполагать, принял яд. Так кончилась жизнь Аристотеля. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия
Список литературы
Ярошевский М.Г. «История психологии от
античности до середины ХХ в. М., 1996.