Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 07:50, реферат
По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ 5
3. Душа и тело. Виды души 7
2. Разумная часть души человека 9
АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО УЧИТЕЛЬ ПЛАТОН - ДВА ВЗГЛЯДА НА ПРИРОДУ ДУШИ. 11
ВЛИЯНИЕ АРИСТОТЕЛЯ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУШЕ И ПСИХИКЕ. 15
Заключение 17
Список литературы 18
Аристотель, как самостоятельный философ, преодолел многие воззрения своего учителя, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела (Демокрит) и бестелесные идеи (Платон), но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, - не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.
Учение Аристотеля о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до 17 века являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики.
Многие достижения современной психологии (понятия, методология) уходят корнями в аристотелевские представления о душе и психике.
По Аристотелю идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом, опирающемся на опыт, общении с ними. По своему предмету психология (в физической ее части) совпадает с биологией (хотя в отличие от нее изучает не материальные, а целевые, движущие причины живого). Таким образом, здесь возможно наблюдение, описание и анализ конкретных жизненных проявлений и у животных и у человека, что составляет опытный объективный метод изучения. Однако вместе с тем Аристотель замечает, что добиться чего-то достоверного в изучении души (особенно нематериальной ее части) очень сложно, на многие вопросы ответить почти невозможно. Исследовать природу можно путем наблюдения и опытов, которые приводят к обобщению знания. Поэтому психологическое учение Аристотеля строится на обобщении биологических фактов. Петровский пишет, что это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации, развития и причинности.
Также и учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития - высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития.
Аристотель, следуя данному принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. Им была описана особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств - фантазии, (более известные нам как представления памяти и воображения), которые подчинены механизму ассоциации, как составляющей памяти. Также Аристотель рассматривал и прочие познавательные процессы - ощущение, от которого ведут начало познавательные способности и мышление, которое характеризуется составлением суждений. В учении о чувствах, Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, составной частью учения об аффекта является идея катарзиса - очищения аффектов (термин Аристотель заимствовал из медицины Гиппократа, у которого катарзис - выпускание из организма вредных соков). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере, в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей.
Таким образом, нельзя недооценить вклад Аристотеля в развитие современной психологии.
1) Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.
2) Душа для Аристотеля - не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.
3) Известная картина Рафаэля "Афинская школа" изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля - на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними.
4) Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, причинности (детерминизма).
1. Аристотель, сочинения в 4-х томах, под редакцией В.Ф. Асмуса, т 1, М., Мысль, 1976.
2. Бичко А. К., Бичко І.В., Табачковський В.Г. Історія філософії: Підручник. - К.: Либідь, 2001.
3. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. - М.: Академический проект, 2004.
4. Краткая философская энциклопедия, М., 1994.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. Учебное пособие для вузов, М., 1999.