Учение Будды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Учение Будды дошло до нас в позднейших изложениях и интерпретациях. Основными его источниками являются: буддийская каноническая книга «Типитака» («Три корзины»), составлявшаяся последователями Будды в течение первых трех столетий после смерти учителя и записанная на языке пали в I в. до н.э. на Цейлоне; мифологизированный рассказ о жизни Будды на санскрите «Лалитавистара»; поэма «Буддхачарита» («Жизнеописание Будды») великого классика буддийской санскритской литературы Ашвагхоши, жившего предположительно во II в. до н.э.; существующая в палийской и санскритской версиях книга «Милиндапаньха» («Вопросы Милинды»), представляющая собой беседу о сути буддийского учения между греческим царем Милиндой (Менандром) и буддийским монахом Нагасеной и составленная на рубеже нашей эры.

Содержание работы

Ведение
1. Учение Будды
2. Селенная и её устройство
3. Буддизм религия без божества
4. Преодоление желаний
5. Философские школы буддизма
6. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат СЕА.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам – с верой в Аллаха, то вера в Будду Шаньямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, будд было и будет бесконечное множество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шаньямуни. В ряде течений индийского, китайского и японского буддизма, больше чтут других будд, например Амитабху, Вайрочану или будду будущего – Майтрейю, а в странах Юго-восточной Азии будду Шакьямури почитают скорее как святого и великого мудреца. В позднем буддизме появляется учение об Адибудде – Изначальном Будде, воплотившем сущность всех будд.

Вера в большинстве  буддийских учений считается лишь предварительным  условием вступления на Буддийский путь. «...Вера - это первый шаг на Тайном пути, Ибо Вера – есть путь и одновременно то, как идти...» . Для того, что бы идти по нему, нужны более серьёзные духовные усилия, и прежде всего – медитация. «Поэтому вслед за первым шагом второй шаг – Озарение. Ибо лишь Озарение страхует нас от потери почвы под ногами на истинном пути. С озарением приходит Несомненность. А когда достигнута Исчерпанность Стремления, тогда приходит свобода» . В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих – сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община предлагает своим членам жесткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианских организациях. Сангхой можно назвать как местную общину, так и всех буддийских монахов в мире. Миряне должны подавать монахам – это их обязанность и добродетель: монахи, в свою очередь, учат их правильному поведению и действию.

Возникает вопрос, является ли буддизм религией и что делает его религией? Ведь в нем нет  ни какого бога, как в христианстве, исламе и других монотейстических религиях, ни такой веры в богов, как в полителепических религиях, ни бессмертной души – основы спасения во всех других религиях, нет церкви, как посредника между богом и людьми.

Буддизм – религия прежде всего потому, что содержит веру в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность нирваны (просветления). Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит к человеку в результате его собственных духовных усилий, а так же благодаря помощи будд или бодхисанов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Преодоление желаний (буддизм)

Знаменитым религиозно-философским  направлением в индийской философии  является буддизм. Это учение связано с принцем по имени Сиддхартха Гаутама, который жил в Индии приблизительно в VI в. до н. э. По одной из легенд, он был сыном знатного правителя, жил в роскошном дворце, окруженном великолепным садом, в котором росли необыкновенно красивые цветы и деревья, гуляли экзотические животные, раздавалось чарующее пение птиц, текли прозрачные ручьи с диковинными рыбами и били, сверкая в солнечных лучах, прекрасные фонтаны. Гаутама был молод, здоров и богат. Он проводил дни свои безмятежно и счастливо, гуляя в райском саду и любуясь цветущей природой. Его дворец и сад были совершенно изолированы от всего остального мира, которого он никогда не видел, и потому не знал, что творится в нем. Ему казалось, что его молодость, здоровье и богатство вечны и неизменны, а счастье бесконечно и постоянно.

Но однажды, гуляя по саду, принц подошел к самой его  окраине, преодолел высокое ограждение и, влекомый любопытством, пошел посмотреть, что существует за пределами его прекрасного мира. По дороге он встретил старца с головой белой как снег и с изрезанным глубокими морщинами лицом и понял, что молодость его не вечна и он сам когда-нибудь станет таким же старцем – слабым и беспомощным. Потом он повстречал человека, мучимого тяжелой болезнью, все тело которого было покрыто ужасными язвами, и понял, что здоровье его не вечно и неизвестно, где и когда его тоже может настичь болезнь и принести несчастья. Потом он увидел нищего в грязном рубище, который протягивал к нему костлявую руку за подаянием, и понял, что сам он тоже мог бы быть нищим и влачить жалкое существование, прося милостыню. Ведь сегодня богатство есть, но нет никакой гарантии, что и завтра он будет столь же богат, кроме того, ему просто повезло – он родился в богатой семье, но мог бы быть и сыном бедняка. Гаутама понял, что, живя безмятежно в своем саду и считая жизнь прекрасной, глубоко заблуждался, потому что не видел, какой несчастной и печальной она может быть. Лишь в его маленьком уголке она хороша, но в огромном мире – совсем иначе. Ведь он только сейчас и не по своим заслугам молод, здоров и богат, но мог бы вполне быть стар, болен и нищ. Оказывается, печали в жизни случаются гораздо чаще, чем радости, а счастье, словно черный лебедь, – редкая птица на земле. Жизнь же человеческая по преимуществу наполнена страданиями и несчастьями, и потому тяжело ее бремя.

Он обдумал все это  и открыл истину, которая озарила  его, и он стал «просветленным», или, по-древнеиндийски, Буддой, положив  эту истину в основу своего учения, которое в скором времени стало  знаменитым и нашло многих приверженцев. Ядро буддизма – четыре благородных  канона, то есть четыре основных положения.

Во-первых, жизнь – это  страдание и потому зло. Какой  человек скажет, что жизнь его  счастлива и что у него все  точно так, как ему хотелось бы, а не наоборот? Трудно найти счастливца, зато каждый из нас чем-то недоволен, расстроен, обижен, претерпевает скорее страдания, чем радости, а если последние  и случаются, то печалей, неустроенности, неудовлетворенности все равно  больше.

Во-вторых, надо ответить на вопрос: в чем причина человеческого  страдания и несчастливой жизни? Заключается она в постоянном стремлении человека к чему-либо, что  понимается весьма широко и называется в буддизме жаждой. Человек всегда стремится к чему-то, чего-то хочет, имеет определенные желания и  жаждет их реализовать. Начертите мысленно круг ваших желаний, а потом круг ваших возможностей. И второй окажется меньше и будет располагаться внутри первого. Неудивительно, что мы хотим всегда большего и лучшего. Поскольку возможности далеко не всегда совпадают с желаниями, мы увеличиваем свои возможности, совершенствуем себя, чтобы достичь желаемого, ставим перед собой цели и стремимся к ним, и потому вся наша жизнь – борьба и напряжение. Но как только мы достигаем цели, как только круг возможностей совпадает с кругом желаний, последний тут же увеличивается, у нас появляются новые цели, и мы опять к чему-то стремимся и напрягаемся и, главное, вновь страдаем от того, что желаемое не совпадает с действительным. Получается, что наши желания – это стремительно убегающий вдаль горизонт, а наша жизнь – постоянная погоня за неосуществимым и невозможным – оттого и является страданием, что мы изо всех сил хотим получить то, чего получить не можем. Этот сюжет знаком каждому с детства по прекрасной пушкинской сказке о рыбаке и рыбке: как только очередное желание старухи исполнялось, она немедленно хотела большего, а в результате оказалась у разбитого корыта. К такому же печальному концу приводит и наша погоня за эфемерным горизонтом желаний. Каждый день мы живем, готовясь к некоему «завтра», в котором наконец-то реализуются наши цели и наступит желаемое, начнется «настоящая» жизнь. Но приходит «завтра», а мы тратим его на подготовку уже к другому «завтра», полагая, что там-то наверняка откроется наше счастье. Так проживаем мы жизнь свою – как бы в черновиках, все к чему-то готовясь и чего-то ожидая, а в результате оказывается, что беловика-то жизни не будет, что «завтра» не наступит и для будущего уже прошло время.

Третьим в учении Будды  является положение о том, что  преодолеть страдание возможно через  устранение жажды, то есть человек постоянно  стремится к чему-либо. Если бесполезно гнаться за расширяющимся кругом желаний, увеличивая при этом круг возможностей, то не лучше ли сузить круг желаний? Ведь возможности меньше не станут, а желания, ограниченные до них и с ними совпавшие, есть долгожданная гармония человека с самим собой, прекращение борьбы и напряжения, прекращение страданий. Ограничение и уничтожение желаний, стало быть, единственный способ преодолеть зло земной страдальческой жизни и обрести вечность и счастье. Устранение собственных желаний – аскетизм – и является путем правильной жизни.

Четвертый канон учения раскрывает этот путь или поясняет его. Правильный жизненный путь, ведущий к нирване, – это правильное суждение (т. е. понимание жизни как страдания), правильное решение (решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам), правильная речь (бесхитростная, правдивая, дружественная), правильная жизнь (не вредить живым существам, не брать чужого, не прелюбодействовать, не вести праздных лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками). Аскетизм, таким образом, – это преодоление различного рода желаний и специфический стиль или способ жизни – практической, эмоциональной, интеллектуальной. Как ни удивительно на первый взгляд, но, чтобы достичь счастья, надо отказаться от постоянных стремлений к нему и, главное, не искать его там, где большинство людей пытается его найти, – в удовлетворении временных и суетных, пустых и призрачных материальных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Философские  школы буддизма.

Будда в своих беседах  уделял главное внимание практическим вопросам избавления от страданий и  не останавливался на философских проблемах. Будда считал, что когда человек  испытывает страдание, обсуждать абстрактные  вопросы – простая трата времени. Он даже перечислял ряд вопросов, ответы на которые бесполезны для духовного  роста. Например, вечен ли мир; конечен  ли мир; сознание и тело одно и то же или нет?

Но вместе с тем Будда  никогда не избегал спорить по этим вопросам с представителями  других взглядов и всегда поощрял  своих учеников не принимать свои слова на веру, но самостоятельно искать истину: «Полагайтесь на смысл, а не на слова. Полагайтесь на Изначальную  Мудрость, а не на обычный ум. Полагайтесь  на абсолютную истину, а не на относительную, полагайтесь на учение , а не на личность.»

После ухода будды между его учениками возникли разногласия как по вопросам практики, так и по чисто философским проблемам. В течении столетий в разных странах возникало множество философских школ, взгляды которых очень сильно различались. Обычно выделяют четыре главные философские школы буддизма, появившиеся еще в Индии. Две из них, саутрантика и вайбхамика, относятся к тхераваде, а две другие, читтамара и мархъямака – к макаяне. В поздней традиции многообразие школ объяснили разным уровнем духовного развития существ.

Основной вопрос философии  в буддизме – это природа окружающего  мира и собственного сознания, а  общая для всей буддийской философии  – это отсутствие «самости», или  индивидуального «я». Когда говорят  о перерождениях, о прошлых и  будущих жизнях, то принимают существование  «я» лишь на относительном уровне, то есть как видимость, переживаемую заблуждающимся умом. При этом отрицается существование «я» и как понятия, и как естественного ощущения .

Рассмотрим вкратце воззрения  упомянутых школ.

Название школы вайбхамика указывает на то, что её последователи опираются прежде всего на толкование (вайбхаму), «Ахидхарму», - третий раздел буддийского канона.

Вайбхамики считают, что реальны как внешние, материальные, так и внутренние, духовные объекты. Говоря о познании внешнего мира, вайбхамики утверждают, что явления воспринимаются непосредственно, а не выводятся из идей или представлений, порождаемых умом.

Название школы саутрнтика означает, что её последователи полагаются только на подлинные слова Будды, запечатленные в канонических сутрах.

Саутрантика считает, что оба мира, как материальный, так и духовный, реальны. Внешние объекты признаются отличными от сознания. Образы же, появляющиеся в сознании – не сами объекты, а только их копии. Для возникновения образа должны существовать и познающий ум, и чувства При познании мира в уме возникают образы, которые являются копиями реальных объектов.

Школу читтаматра основали два знаменитых философа братья Асанта и Васубандху. Само слово «читтаматра» означает «только ум». Другое название этой школы – виджнянавада, что означает «наука о сознании». В этой школе утверждают, что все явления внешнего мира лишены всякой реальности, но возникают только в уме, который и есть единственная реальность. Все воспринимаемые внешние объекты – это лишь ошибочные представления ума. Они подобны сну, в котором мы принимаем иллюзию за действительность.

Сам же ум – это непрерывный  поток состояний сознания. В этом потоке хранятся впечатления или  отпечатки всего предыдущего  опыта. В тот или иной момент воспринимаются только те объекты, чей отпечаток  проявляется при данных обстоятельствах  под воздействием кармы. Вот почему нельзя воспринимать любые объекты  в любой момент по своему желанию.

Путем специальной практики можно успокоить ум, прекратить появление  иллюзий и достичь состояния, которое называется татхата («таковость») или дхармата (природа явлений). В этом состоянии покоя нет ни восприятий ни воспринимающего.

Важнейшей философской школой махаяны считается мадхъямана, или «школа срединности». Основал её великий мудрец Нагарджуна и его ученик Арьядева во 2-3вв. н.э. Другое название этой школы шукьявара, или «учение о пустоте», поскольку в ней все явления считаются совершенно лишенными реальности, то есть пустотой – шукьёй.

Может показаться, что мадхъямана – это философия нигелизма, все отрицающая. Но на самом деле отрицается не вся реальность, а истинность воспринимаемого нами мира явлений. Истинная реальность признается лишенной каких-либо свойств, не может быть воспринята интеллектом и, следовательно, не может быть описана. Это реальная, но неописуемая природа вещей и есть шукья.

В действительности ум по своей  сути – пустота, а по своей природе  – светоноская ясность. Ясность и пустота естественно неразделимы, и это единство и есть истинный будда. Но это естественное состояние временно ограничено прилипшей грязью заблуждений и других умственных ядов подобно тому, как солнце может быть временно закрыто облаками, но при этом само солнце не загрязняется, но продолжает светить, как и прежде.

Таким образом, сансара –  это не какой то внешний мир, а  просто сон, возникающий в собственном  уме в следствие заблуждений. Она не существует в действительности. То есть её некуда отбрасывать, не нужно избегать. Нирвана – это не нечто, получаемое от кого то. Истинная природа собственного ума и есть истинный будда. То есть собственный ум – это и сансара, и нирвана, собственный ум и есть будда.

Чтобы достичь этого состояния, проявить его, необходимо только очистить временные омрачения, и природа будды появиться естественно, подобно солнцу из-за облаков.

 

 

6. Заключение.

Подводя итог, нужно сказать  об огромной значимости изучения данной темы. Ведь буддизм – религия охватывающая около четверти населения земли, а так же занимающая умы большого количества жителей Запада.

Буддизм дает вполне разумные ответы на те вопросы, на которые другие мировые религии ответить не потрудились. Он дает простому обывателю надежду на то, что его судьба в его руках. А главное, не просто дает надежду, а доступным языком объясняет, раскладывает по ступенькам путь к спасению, трудный, но верный.

Буддизм обосновывает неизбежность гибели всего сущего и тем самым  отрицает его ценность для человека. Утверждается возможность совершенствования  в области человеческого сознания, буддизм рассматривает этот процесс  как преодоление всех человеческих желаний, страстей, чувств. Он широко использует эмоциональные средства воздействия  на сознание, умело применяет особенно живучие народные предания и традиции, прибегает к жизненным примерам и сравнениям, ставя на службу своего учения художественное творчество и создавая впечатляющий культ.

И конечно же нельзя забывать об огромном вкладе буддизма в культуру, науку, историю, медицину и духовный мир людей.

Кочетов же считает, что «миролюбие многих сторонников буддизма......может  играть в современном мире определенную роль в борьбе против угрозы новой  сверхразрушительной войны» .

Информация о работе Учение Будды