Учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:43, доклад

Описание работы

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: 'Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее' (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: 'О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна' (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип 'человечности'), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип 'справедливости'). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - 'сыновняя почтительность').

Файлы: 1 файл

конфуций.docx

— 14.73 Кб (Скачать файл)

КОНФУЦИЙ 

 

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге 'Лунь юй' ('Беседы и суждения').

Жизнь

Отец его, который был  старше матери на 46 лет, умер, когда  Конфуцию было три года, мать - когда  ему было шестнадцать лет. В молодости  ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность  помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства  Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной  службе, однако пост первого советника  в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг 'Ши цзин' и 'Шу цзин', ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов - 'Лунь юй' (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).

Учение

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: 'Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее' (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: 'О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна' (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип 'человечности'), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип 'справедливости'). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - 'сыновняя почтительность'). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед 'ритуалом' (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: 'Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном' (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого 'благородного мужа' (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.

Культ Конфуция. Конфуцианство

Конфуций не был основателем  религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: 'Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?' (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как 'наука' вообще, а конфуцианцы - 'жу', т. е. просто как 'ученые', 'образованные').

Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.


Информация о работе Учение Конфуция