Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:39, реферат
Цель работы состоит в изучении учения Ф. Ницше о сверхчеловеке.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть биографию Ф. В. Ницше;
2) изучить основные философские идеи Ницше;
3) охарактеризовать концепцию сверхчеловека Ф. Ницше.
Введение
1. Биография Ф. В. Ницше
2. Основные философские идеи Ницше
3. Концепция сверхчеловека Ф. Ницше
Заключение
Список использованной литературы
Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т. д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.
Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные («хозяева», по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые («рабы» по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т. п.
Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль. Релятивистская этика с ее тезисом: «каждый имеет тот тип морали, который подходит ему, оказывается только внешней видимостью. В ее основании лежит этика абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль мораль хозяев.
Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.
Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного блага перед личным и т. п.
Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямо противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями служат: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле только жизнь имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность, во-вторых, свобода сильного свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее, в-третьих, неравенство; люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает господствующая мораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше, основана отнюдь не на равенстве каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни.
Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом.
Сверхчеловек это «высший биологический тип, который относится к человеку, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового «вождя», «фюрера», полубога, а то даже и Бога. Заратустра это не сверхчеловек, это «мост» к сверхчеловеку. Обычные люди это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек это новый «культ личности», далеко выходящий за рамки «культа личности» обычных людей и легший в основу мифологии Ницше, изложенной более полно в «Заратустре».
Неудивительно, что германо-фашистский «миф ХХ века» опирался на философию Ницше. Философ видел прообразы сверхчеловека в римском, арабском, германском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавских викингах. Идеалом, близким к сверхчеловеку, были Цезарь, Макиавелли, Наполеон. Но возникновение сверхчеловека не предполагалось быть связанным с какой-либо из существующей рас того времени. Кроме того, он является членом какого-то класса не в силу своего рождения, а предназначен к этому самой природой. Таким образом, антибуржуазная философия Ницше находилась в полном противоречии с идеологией и практикой фашизма.
В учении Ницше,
как в любом серьезном
Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни.
Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам.
Заключение
Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее.
Концепция сверхчеловека Ницше наиболее подробно раскрывает в работе «Так говорил Заратустра» (1883-1886 гг.).
Сверхчеловек должен соединить в себе доселе несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Это как бы соединение в одном лице мудрого философа и завоевателя-аристократа, Сократа и Александра Великого.
Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль.
Сверхчеловек это высший биологический тип, который относится к человеку, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового «вождя», «фюрера», полубога, а то даже и Бога. Заратустра это не сверхчеловек, это «мост» к сверхчеловеку. Обычные люди это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек это новый «культ личности», далеко выходящий за рамки «культа личности» обычных людей и легший в основу мифологии Ницше, изложенной более полно в «Заратустре».
Список литературы
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: ПБОЮЛ, 2006. — 608 с.
2. Бугера, В. Е. Социальная сущность и роль философии Ницше / В. Е. Бугера. — М.: КомКнига, 2010. — 430 с.
3. Горбачев, В. Г. Основы философии / В. Г. Горбачев. — М.: Владос, 2008. — 352 с.
4. История философии / под ред. В. В. Ильина. — СПб.: Питер, 2003. — 732 с.
5. Кальной, И. И. Философия / И. И. Кальной. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 445 с.
6. Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше / Б. В. Марков. — СПб.: Русский остров, 2005. — 786 с.
7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла, к генеалогии морали / под ред. А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока. — Мн.: Беларусь, 2007. — 335 с.
8. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. Сумерки богов / под ред. А. Яколева. — М.: Политиздат, 2009. — 398 с.