Учение о бессознательном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.

Содержание работы

1) Вопрос № 1: Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З. Фрейда…………3
2) Вопрос № 2: Бессознательное в трактовке К. Юнга……………………..7
3) Заключение………………………………………………………………..10
4) Список литературы……………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

Философия готовое.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

 

Кафедра философии и социологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине “ФИЛОСОФИЯ”

На  тему: “УЧЕНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ”

 

 

Выполнил: студент I курса

заочного  отделения

группы ПИс – 091

Песин Евгений

Семенович

 

Проверил: профессор

Спирин  Александр

 Дмитриевич

 

 

Кемерово 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

1) Вопрос № 1: Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З. Фрейда………………………………………………………….3

2) Вопрос № 2: Бессознательное в трактовке К. Юнга……………………..7

3) Заключение………………………………………………………………..10

4) Список литературы……………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Вопрос № 1: Бессознательное и  его роль в жизни человека и  общества в трактовке З. Фрейда.

Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.

    Рис. 1.  Зигмунд Фрейд

        Начиная с Декарта и Канта философия была уверена в том, что прогресс знания, познания зависит от дальнейшего углубления анализа разума - главной способности сознания. При этом предполагалось, что разумная способность суждения не детерминирована никакими внешними обстоятельствами, а содержание суждения всегда может быть прояснено с помощью самого же разума. Можно сказать и по-другому: предполагалось, что содержание сознания прозрачно для себя, в его опыте представлены все влияния, потребности и интересы обладающего сознанием человека. В классической парадигме сознания господствовало убеждение, что человек говорит правду, если говорит то, что знает.

Основателем учения о бессознательном считается  австрийский врач З. Фрейд. Занимаясь на практике психоанализом, он не просто подтвердил наличие в психике людей бессознательного, но обнаружил, что оно выступает в качестве скрытой причины их сознания и сознательных действий.

В сжатой и несколько  упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке спрятана великая сила - «бессознательное», или, как он его  называл, Оно. Этой силой управляет и

                                                                                                              3

ее распределяет либидо (лат. libido - влечение, желание, страсть)  -    ги-потетическая психическая энергия сексуальных влечений. Кроме Оно, в структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальные установки (которые ученый назвал Сверх-Я), образующее систему социальных фильтров. То, что не пропускается через фильтры Сверх-Я, загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств.

Фрейд считал, что бессознательное - причина и основа человеческого духовного рабства. По его мнению, врач-психотерапевт обязан помочь больному осознать бессознательное и тем расширить сферу свободы человека, избавить его от власти Оно.

Открыв в структуре  духовного опыта человека три  уровня - Сверх-Я (отеческие догмы, традиции, идеалы, совесть и другие ценностные представления, доминирующие в культуре), Оно (бессознательное, инстинкты), Я (сознание), - Фрейд пришел к выводу, что чрезмерное давление Сверх-Я создает неполноценную личность, уводит людей в мир иллюзий по поводу возможности чисто социальными «уловками» творить природу человека, подправлять и изменять ее.

Бессознательное имеет структуру:

1. Ощущения. Мы ощущаем все, что воздействует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущение как таковое, оказывая, однако, влияние на поведение организма. Существуют подсознательные ощущения. Получая одновременно множество впечатлений, люди легко упускают из виду некоторые из них Передвигаясь по улице, мы видим огромное число событий, слышим множество звуков, которые ориентируют нас в потоке уличного движения. Но мы фиксируем на них внимание лишь в случае какого-то затруднения или необычности. Бесчисленное множество явлений, свойств и отношений, существуя объективно и постоянно "мозоля" нам глаза, не осознаются нами. Если бы на каждое воздействие человек должен был реагировать осознанно, он не справился бы с подобной задачей, т.к. был бы не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое или держать в фокусе своего внимания практически бесчисленные раздражители. К счастью мы обладаем способностью отключаться от одних воздействий и сосредоточиваться на других, вовсе не замечая третьих.

  2. Автоматизм.   Деятельность   человека  в   обычных   условиях

                                                                                                             4

является сознательной. Вместе с тем отдельные ее элементы  осуществляются бессознательно или подсознательно, автоматизировано. Просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий - одеваемся, умываемся, едим, пьем чай и др. В жизни у человека формируются сложные привычки навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер, хотя не всякое неосознанное действие является автоматизированным.

Сознательная  деятельность индивида возможна лишь при условии, когда максимальное число ее элементов осуществляется автоматически. Полностью сосредоточить внимание на содержании, например, в устной речи может лишь тот, у которого выработался автоматизм самого процесса произнесения речи. Для того, чтобы творчески исполнять музыку, надо иметь хорошие навыки игры на музыкальных инструментах. Изучение различных видов автоматизма показало, что он далек от простой машинообразности, поскольку ему присуща способность перестраиваться "на ходу". Вместе с тем в психической деятельности имеются уровни непереводимые в область автоматизма. Автоматизация различных функций составляет существенную и необходимую особенность многих психических процессов (процесс мышления, восприятия, речи; запоминания, практических операций и пр.).

В бессознательных действиях  наше сознание присутствует, но оно не проявляет пристальности своего внимания за всеми деталями действия, а следит лишь за общей картиной.

3. Импульс. Бессознательное проявляется в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.

4. Информация. Бессознательное находит свое проявление и в информации. Она накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти.

         5. Установка. Кардинальной формой проявления бессознательного является установка - психический феномен, направляющий течение мыслей и чувств личности. Установка представляет собой целостное состояние человека, выражающее определенность психической жизни, направленность в каком-либо виде деятельности, общее предрасположение к действию, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

5

Устойчивая  ориентация к объекту сохраняется, поскольку ожидания оправдываются.

а) человек, очевидно, перестал бы остерегаться волка, если бы при  каждой встрече с ним, волк, ласково  вилял хвостом у его ног.

б) если у человека плохая репутация, то даже самые невинные его  поступки вызывают подозрение.

6. Воображение. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

Главная Функция воображения  состоит в идеальном представлении  результата деятельности до того, как  он будет достигнут реально, предвосхищении того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущая к открытию, невозможна без воображения.

7. Интуиция: способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляется в развернутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко человек схватывает мыслью сложную ситуацию (например, во время восприятия сражения, при определении диагноза, при установлении виновности или невиновности обвиняемого и т.п.).

Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое.

Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное, в процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым  осуществляется вывод и те приемы, с помощью которых он делается.

Подводя итоги  и делая выводы можно определить основные общие положения для  дальнейшего развития теории бессознательного: бессознательное есть реальный психологический  феномен; психологическую структуру  поведения человека нельзя понять, отвлекаясь от фактов бессознательного; при построении научной теории бессознательного необходимо использовать данные концепции психологический установки.

6

Вопрос № 2: Бессознательное в трактовке К. Юнга.

Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии, родился 26 июля 1875 в Кесвиле, близ Базеля (Швейцария). Когда ему было четыре года, семья переехала в Базель, где мальчик получил образование.

Юнг занимался  биологией, зоологией, палеонтологией и археологией. В 1900 он стал врачом в психиатрической клинике Цюрихского университета, которой руководил Ойген Блейлер, в 1902 – доктором медицины, защитив диссертацию на тему «О психологии и патологии в так называемых оккультных феноменах».

Рис. 2.  Карл Густав Юнг

Размышления Юнга о природе психики, её сущности и  функциях опираются на центральное  представление об архетипах –  универсальных психических образах, берущих начало в глубинных слоях  бессознательного. Бессознательное, по Юнгу, состоит из двух уровней – индивидуального и более глубинного коллективного, который Юнг позже назвал объективной психикой. В ходе своей практике Юнг обнаружил много фактов, свидетельствующих, что в образах сновидений и фантазиях его пациентов обнаруживается сходство с мифологическими сюжетами. В этом проявляется содержание коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное как некое общее основание психики, идентичное у всех людей, проявляется в изначальных образах и формах, одинаково присущих целым народам и эпохам. И одновременно по своей природе коллективное бессознательное является сверхличным. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы. Определений архетипа много. Архетип – это предпосылки представлений, закрепленные в структурах головного мозга и наследуемые человеком. Коллективное бессознательное отличается от личностного бессознательного, куда входят вытесненные из сознания представления. Там скапливается все, что было позабыто и подавлено.

                                                                                                                      7

Вот почему Фрейд  обращает внимание на раннее детство  индивида, а Юнг – на гораздо  более отдаленные времена.

Архетипы коллективного  бессознательного обладают автономностью. Они влияют на личность целенаправленно и спонтанно. Обычной формой взаимодействия с архетипами являются насыщенные символами сновидения и фантазии. Архетип, будучи эмоционально заряженным, обладает неодолимой принуждающей силой, идущей от бессознательного. Еще одна область проявления архетипов – художественное творчество, важным источником которого являются символические фантазии. В отличие от Фрейда, сводившего содержание бессознательного к вытесненным переживаниям, забытым психическим травмам и запретным влечениям. Юнг полагал, что такую природу имеет лишь внешний уровень – индивидуальное бессознательное, представленное комплексами. Комплекс, по Юнгу, – это самостоятельная, автономная сущность в личной психике, отколовшееся образование, нагруженное эмоциями. Обнаруживаются комплексы и в ассоциативном эксперименте. Комплекс является связующим звеном между личным и коллективным бессознательным.

Человеческая  психика – это саморегулирующая система, целостность бессознательных  и сознательных процессов. Обособление  сознания ведет к утрате равновесия, которое бессознательное стремится «компенсировать». 
       Люди древних цивилизаций ценили опыт сновидений, как милость Божию, поскольку именно в них мы вступаем в контакт с коллективным бессознательным. Если сознание уже не принимает во внимание опыт архетипов, то архетипы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах.

Информация о работе Учение о бессознательном