Учение о бытии. Формы бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выяснить, понять смысл бытия.
Для достижения поставленной цени, были определены следующие задачи:
- сформулировать определение бытия;
- определить формы бытия, их взаимосвязь и развитие

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1 Философская категория бытия……………………………….………....4
Глава 2.Основные формы бытия, их взаимосвязь и развитие………………….8
Глава 3.Субстанция и материя.………………………………………………... 12
Заключение………………..………………………………………...……..……..17
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

КОНТРЛЛЬНАЯ.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Московский Институт Комплексной Безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Философия»

 

 

 

тема: «Учение о бытии. Формы бытия»

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы Ю-02-09

Федюченко Н.П.

 

Проверил:

Молчан И.А.

преподаватель МИКБ

Дата поступления в учебную  часть:

 

«…..» _________________2010 года

 

Дата проверки:

 

«…..» _________________2010 года

 

Оценка:

 

_______________________________

 

Подпись:

 

_______________________________

 

 

г. Владивосток

2010 год

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………….…………..3

Глава 1 Философская категория бытия……………………………….………....4

Глава 2.Основные формы бытия, их взаимосвязь и развитие………………….8

Глава 3.Субстанция и материя.………………………………………………... 12

Заключение………………..………………………………………...……..……..17

Список использованной литературы…………………………………….……..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бытие является философской  категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Актуальность данной темы заключается в том, что, будучи для человека чем-то внешним, бытие  налагает определенные ограничения  на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем, бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия  претерпело сложное развитие. Его  общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует  основания бытия как материальные, второй – как идеальные. В трактовке бытия можно выделить несколько периодов. Первый период – мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

В ряде направлений современной  философии делается попытка переосмыслить  онтологический подход к бытию, который  исходит уже из анализа человеческого существования.

Цель данного исследования – выяснить, понять смысл бытия.

Для достижения поставленной цени, были определены следующие задачи:

-  сформулировать определение  бытия;

- определить формы  бытия, их взаимосвязь и развитие

Глава 1 Философская категория бытия

 

Бытие – это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть – всё видимое и невидимое. Бытие есть то, что может нами мыслиться, что мы можем помыслить. Учение о бытии называется онтологией.

Существует реальное и идеальное бытие. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие – это то, что сообщает вещам, процессам действиям, личностям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.

От бытия во всеобщем смысле отличают определённое бытие. В  противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное  во всём. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление.

В теологическом мышлении Бог является вечным творцом бытия, в метафизически-идеалистическом  мышлении бытием объявляется дух, в  материалистическом - материя, в энергетическом – энергия.

Согласно современной  онтологии, бытие – это идентичное во всём многообразии сущего. В древнем понимании бытие (согласно формуле Аристотеля) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи и предметы.

Антитезой бытия является Ничто (небытие). Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности  ничто, в то время как ничто  позволяет сущему «погружаться», - благодаря  этому раскрывается бытие. Бытие - «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, «смысл бытия». Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего.

По Гегелю небытие  есть чистое бытие, т.е. абсолютная неопределённость и начало всего сущего. Чистое бытие  отрицательно самому себе. Бытие мыслится как процесс становления, развития и перехода в иное. Переход в  небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия.

Небытие есть понятие  относительное, в абсолютном смысле небытия нет. Невозможно представить  себе небытие, при любой попытке  это сделать в сознании будет  витать какая-то форма бытия.

Бытие – предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней (Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие о целостности  мира формировалось исподволь, его  возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них – Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.

«Бытие» - производное отелов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного – быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения.

В основе понятия бытия  лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот факт неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции.

Бытие формирует представление о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Бытие как исходное понятие  лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Основные формы бытия, их взаимосвязь и развитие

 

Бытие – есть всё сущее, как оно мыслится. Не бытия нет. Сущее это предметный мир. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении бытия и сознания. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Необходимо подчеркнуть, что в философии выделялись и анализировались различные системы форм бытия.

Нет единого вопроса по этому  мнению и сейчас. Философы, представители  диалектического материализма, считают  целесообразным выделение следующих  различающихся, но взаимосвязанных форм бытия:

- Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на:

- бытие вещей, процессов, состояний природы;

- бытие природы как целого;

- бытие вещей и процессов, произведённых человеком.

Природа включает в себя область неорганического мира (микро-, макро- и мегамир) и область органического (живого) мира. С точки зрения науки природа (в ее широком смысле) существует вечно, вне и независимо от человека. Она присутствует везде, в том числе и в самом человеке в виде его биологического начала. По словам И. Гете, жизнь является лучшим «изобретением» природы, а человек – это венец ее эволюции.

В ходе активного преобразования природной  среды человек своим трудом сумел  создать весьма сложную и разветвленную  «вторую природу» - мир искусственных  вещей, процессов и отношений, или  культуру. Она представляет собой совокупность высоких достижений человека, новый (социальный) мир его существования. В XX веке на волне достижений научно-технического прогресса появились новые формы бытия. Это, например, виртуальная реальность, которая создается с помощью компьютерных систем и является важнейшим компонентом современных информационных технологий.

Бытие человека, которое делится  на бытие человека в мире вещей  и специфически – человеческое бытие.

Философия изучает бытие человека как уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного начал. Представляя собой, итог эволюции природы и будучи ее «мыслящей вещью» (Р. Декарт), человек обладает сложнейшим внутренним миром. Подразумевая это, немецкий поэт Г. Гейне писал, что когда человек умирает, то вместе с ним в могилу уходит вся история общества, ведь человек – это «вместилище» опыта всех предшествующих поколений людей, всех эпох.

Бытие духовного (идеального) – которое делится на индивидуализированное духовное о объективизированное (внеиндивидуальное) духовное.

Философия выделяет и бытие духовного, или мир Духа как особого рода реальность. Духовное начало незримо и невесомо, но оно присутствует во всех актах человеческой деятельности. Оно представляет собой чувства, идеи, эмоции, образы, понятия, которые создаются людьми в их духовно-практической жизни, - все то, что в философии обозначается понятием «сознание». Но бытие духовного включает в себя и бессознательное, названное З. Фрейдом «темными пластами» человеческой психики. Духовное – это также и общественное сознание в различных формах своего проявления (религиозное, нравственное, художественное и др.).

Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытиеотдельного человека в обществе и истории) и бытие общества.

Общество является сферой действия Разума, Памяти и Воли человека, и это придает ему собственную специфику, неисчерпаемые источники функционирования и развития. Разумеется, общество (включая и его культуру) живет, прежде всего, по своим собственным законам (в экономике, политике и других сферах). Вместе с тем оно органически связано с окружающей его природной средой. Вот почему никогда не следует забывать о том, что все мы, по выражению К. Маркса, «плотью и кровью» принадлежим природе и находимся внутри этого уникального организма.

Возникновение той или иной формы  бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией – материю.

Типология форм бытия  важна при выборе решения так называемого «основного вопроса философии». К примеру, материализм полагает основной формой бытия природное бытие; субъективный идеализм – субъективное бытие; объективный идеализм – объективный дух.

Кратко говоря, бытие  предполагает две реальности - «мир внешний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). Вне их больше ничего нет (во всяком случае наукой пока не обнаружено), а есть лишь взаимодействие и переплетение этих реальностей. Дихотомия, раздвоенность бытия («человек – мир», «сознание - материя» и т.п.), вечна и неустранима, а многообразие является способом существования мира.

Информация о работе Учение о бытии. Формы бытия