Учение о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:23, реферат

Описание работы

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение.

Файлы: 1 файл

филосня.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Учение о государстве

Аристотель подверг критике  учение Платона о совершенном  государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив  грандиозное обобщение социального  и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

По  Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт  в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым  результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно  Аристотелю государство возникает  только тогда, когда создаётся общение  ради благой жизни между семьями  и родами, ради совершенной и достаточной  для жизни самой себя.

Природа государства стоит «впереди»  семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным  общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности  чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

Глава 2. Учение Аристотеля о государстве

Платон и Аристотель стали авторами многих трудов, Но если работы Платона  сохранились в достаточно большом  объеме (36 наименований), то в случае с Аристотелем такого полного собрания не сохранилось. Многие сочинения сохранились лишь во фрагментах. «Метафизика», состоящая из четырнадцати книг дошла до нас и остается главным его произведением. (Первое название этого произведения - «Первая философия»). Несмотря на все взгляды Аристотеля, в основе его философии лежит учение Платона, поскольку «придерживался того же взгляда на природу знания, которое имеет свое начало в разуме, в понятиях, а не в ощущении» Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2, М., 1997. .

Государство, по Аристотелю, -- «творение природы», продукт естественного развития. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 2005В основе его лежат потребности людей. Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как «животного политического» или общественного, ибо полис -- это общество. Смысл этого определения в том, что человек не может жить один, он нуждается в контактах с себе подобными, в объединении с ними. Изолированный человек, рассуждает Аристотель, должен обладать качествами бога, чтобы оставаться человеком. Поскольку этими качествами человек не обладает, он становится зверем.

Есть  три ступени объединения, которые  люди создают в своем естественном стремлении к общению. Первая -- семья, состоящая из мужчины, женщины и детей. Затем деревня или селение и, наконец, полис. По мере расширения круга объединения, его усложнения, восхождения по ступеням общественной жизни возрастает количество благ, получаемых человеком от общения, а также безопасность. Все большее значение приобретает разделение труда. Оно-то и дает выигрыш. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: ИНФРА * М, 2005

Полис -- высшая форма объединения, он достаточно велик, чтобы удовлетворить все  потребности человека, и в то же время достаточно мал для хорошей организации, основанной на личном общении и не превращающей человека в часть гигантской структуры, в которой его роль практически сведена к нулю. Цель полиса -- благо граждан. О полисе надо судить по их благосостоянию.

Государство -- высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей  цели (благой жизни) и завершения. Человек  по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития.

С эллиноцентристских позиций Аристотель отмечает, что «варвары» -- люди с  неразвитой человеческой природой и  они не доросли до политической формы жизни. «Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные». Аристотель. Политика.// Серия: Philosophy. М. : АСТ, 2002 г. -С. 12

Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами.

Государство, замечает Аристотель, -- понятие сложное. По своей форме оно представляет известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, полагает Аристотель, -- это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: ИНФРА * М, 2005

Защита частной собственности не мешала Аристотелю осуждать корыстолюбие и чрезмерное обогащение. Он выделяет две формы накопления богатства. Первая -- своим трудом, через производство, создание материальных ценностей -- увеличивает общее богатство и выгодна полису. При второй форме -- посредством торговли, спекуляции, ростовщичества -- ничего нового не создается. Это перекачка готовых ценностей, эгоистическое обогащение. Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а плоды ее использовались для общего блага. Этот идеал был воспринят христианством, исламом, но история доказала, что люди чрезвычайно редко ему следуют.

Происхождение государства Аристотель изображает как естественный процесс, критикуя учение софистов (например, Ликофрона) о государстве как результате добровольного соглашения людей. Естественный путь образования государства обусловлен природой человека как существа политического (полисного, общежительного). Человек по природе своей стремится к общению с себе подобными, и это приводит к возникновению сначала семьи, а затем союза семей - селения, а из нескольких селений образуется государство как наивысшая форма человеческого общения. Именно в государстве реализуется природа человека. Вне государства только боги и звери. Семья и селение - привычные общения людей на пути к образованию государства. Семейные отношения - это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, а также господином и рабом. Они носят естественный характер, т.е. соответствуют естественному праву, имеющему повсюду одинаковое значение. К таким институтам Аристотель относит и собственность.

По своему генезису государство  включает в свой состав первичные  негражданские союзы - семью и  селение. Исторически эти элементы, в том числе и сам человек, предшествуют ему. Однако природой государства как целого, полагает Аристотель, определяется природа его частей. Поэтому по своей идее, цели (не исторически, не в генезисе) государство предшествует всем другим формам человеческого общения, существует раньше самого индивида. Так живой организм, сформировавшись, доминирует над своими частями, отдельными органами. Главное же состоит, по Аристотелю, в том, что в государстве реализуется цель благой жизни и ею охватываются любые частные цели. Асмус В.Ф. Античная философия.. М., 1976.

Полис -- это общение свободных и в известном смысле равных людей, обладающих разумом и способных самоопределяться, управлять своими действиями. Власть в полисе распространяется на свободных и равных граждан. В этом ее отличие от власти хозяина над рабом, главы семьи над чадами и домочадцами, а также от власти варварских монархов, чьи огромные державы не доросли, по мнению Аристотеля, до политического уровня. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.С. 136

«Государственным благом, -- пишет  он, -- является справедливость, то есть то, что служит общей пользе. По общему представлению справедливость есть некое равенство». Аристотель. Политика.// Серия: Philosophy. М. : АСТ, 2002 г. С. 102 Но принцип равенства отнюдь не абсолютизируется: равенство справедливо для равных, а неравенство -- для неравных, «безусловно справедливым может быть только равенство по достоинству». там же

Исходя из этого Аристотель выделяет два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Первая основана на равенстве (арифметическом -- если речь идет о делении поддающихся счету предметов), вторая предполагает неравенство и оправдывает его. Здесь Аристотель солидарен с Платоном. Тот говорил о справедливом неравенстве. Аристотель предпочитает формулу «неравная» (т. е. распределяющая) справедливость. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2, М., 1997.с. 172

Если несколько человек вкладывают деньги в общее дело, то прибыль  следует поделить между ними в  соответствии с долей капитала каждого  члена товарищества. Это справедливо.

Тот же принцип, по мнению Аристотеля, должен применяться и при организации  полиса. Цель полиса -- общее благо. Чтобы  обеспечить справедливое распределение  власти, почестей, прав и обязанностей, нужно учесть вклад каждого в  общее благо. Он определяется не только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать участие в вооруженных силах и управлении, образование, интеллект, опыт и богатство.

Политическая организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а  распределяющей справедливости.

Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину. Его этический  принцип -- ничего чрезмерного. В полисе он стремится достигнуть равновесия между бедными и богатыми, простыми людьми и аристократами, философами и людьми заурядных умственных способностей. Его называют идеологом здравого смысла среднего класса.

Людей среднего достатка, не бедных, но и не слишком богатых, Аристотель считал лучшими в полисе, его надежной опорой, ибо они способны понять общее благо, не склоняясь к крайностям. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1994

Особое  значение Аристотель придает формам государства. В философском аспекте  форма вещи раскрывает, по Аристотелю, ее идею, сущность, жизненный принцип, источник развития. Применительно к государству это его внутреннее устройство, организация, структура, обозначаемые Аристотелем термином "полития". Полития - форма государства вообще, безотносительно к той или иной конкретной его форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что этим общим родовым для всех государственных форм термином Аристотель обозначает и наилучшую из выделяемых им правильных форм государства. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Следуя  прочно установившейся традиции, Аристотель делит государства по числу участвующих в управлении на три группы -- где властвует один человек, немногие или большинство. Но к этому «арифметическому» принципу он прибавляет критерий качественный и этический. В зависимости оттого, думают ли правители об общем благе или только о своих интересах, он подразделяет формы правления на правильные и неправильные, или извращенные. И в этом он не совсем оригинален. Подобная классификация встречалась у Платона, а до него у Геродота. Некоторые нюансы Аристотель вносит в определение шести форм государства, получаемых благодаря сочетанию двух названных критериев.

Правильная  власть одного человека именуется монархией, неправильная -- тиранией. Правильная власть немногих -- аристократией, неправильная -- олигархией. Правильная власть большинства называется политией, а неправильная -- демократией. В этой последней паре и заключаются главные новшества, вводимые Аристотелем. Античные философы и их произведения. Ростов-на-Дону, 1992.с. 114

Чанышев А. Курс лекций по древней философии - М.: 1981.Лекция XXIV Тема 57

Рассмотрим  вкратце эти шесть форм.

При определении монархии Аристотель руководствуется  не формальным признаком (как именуется  верховный правитель), а реальным сосредоточением в его руках  всей власти. Неограниченная власть одного лица, пожизненная стратегия в Спарте -- виды монархии. У Аристотеля нет пристрастия к этой форме. В отличие от Платона он предпочитает власть наилучших законов власти наилучшего мужа.

Информация о работе Учение о государстве