Учение о личности Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

Ни для кого не секрет, что философское наследие Н.А. Бердяева активно повлияло на развитие философских направлений Западной Европы XX столетия. Переведённые на многие языки произведения Н.А. Бердяева, его активное участие в философской жизни Европы – всё это подтверждает, что фигура русского философа была и остаётся влиятельной на огромном философском пространстве.
Центральная тема философских размышлений Н.А. Бердяева — тема человека, свободы личности и творчества. "Человек не устраним из философии… И философия есть прежде всего учение о человеке, о целостном человеке и учение целостного человека…" Недаром, в целом, его философию причисляют к философским течениям персонализма и экзистенциализма.

Файлы: 1 файл

Учение о личности Бердяева.docx

— 18.94 Кб (Скачать файл)

Учение о личности Бердяева

 

 

Ни для кого не секрет, что философское наследие Н.А. Бердяева активно повлияло на развитие философских направлений Западной Европы XX столетия. Переведённые на многие языки произведения Н.А. Бердяева, его  активное участие в философской  жизни Европы – всё это подтверждает, что фигура русского философа была и остаётся влиятельной на огромном философском пространстве.

 

В начале 90-х  гг. прошлого века труды Н.А. Бердяева «возвратились» на родину и стали  доступными для читателей. Появляющиеся труды, исследующие философию Н.А. Бердяева, весьма разнообразны, и во многом противоречивы. Так, например, П.П. Гайденко, оставаясь в рамках традиционной для советской философии критики, не лишена односторонности и в определенной мере предвзятости к оценке творчества философа: «Романтизм, сомкнувшийся в отрицании всего сущего как воплощенного зла, отсутствие трезвости мышления, презрение к здравому смыслу – это те черты философии и личности Бердяева, которые определили содержание его персонализма». Весьма основательно исследование О.Д. Волкогоновой «Н.А. Бердяев. Интеллектуальная биография», в котором автор систематически разбирает творческий путь философа, прослеживая не только его философскую, но и человеческую биографии. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская в работе «Введение в философию свободного духа Н.А. Бердяева» последовательно разбирают философию духа мыслителя, исходя из терминологии которой, вводят читателя в противоречивое философское наследие Н.А. Бердяева. Отметим также исследования А.А. Ермичева, Л.Г. Федотовой, которые так же были посвящены исследованиям концепции свободы русского философа.

Центральная тема философских размышлений Н.А. Бердяева — тема человека, свободы личности и творчества. "Человек не устраним из философии… И философия есть прежде всего учение о человеке, о целостном человеке и учение целостного человека…" Недаром, в целом, его философию причисляют к философским течениям персонализма и экзистенциализма.

К сожалению, до настоящего времени нет исследований, которые рассматривали бы философию  Н.А. Бердяева в её целостности. Пока авторы исследований раскрывают лишь стороны философского наследия мыслителя. Кроме того, не имеется работ, в  которых рассматривается влияние  творчества Н.А. Бердяева на современную  философию.

1. Проблема личности  и общества, по мнению Н.А. Бердяева, является основной проблемой  философии. Поэтому через антиномию  личности и общества, и только  через неё, можно, во-первых, понять  всю философскую систему мыслителя,  и, во-вторых, как считал сам  Н.А. Бердяев, нужно строить  всякое философское учение о  человеке. Вследствие этого он  так негативно относится ко  всем философским течениям, которые  доводят до крайности понимания  понятия личности, за которым  скрываются лишь эгоцентризм  и произвол.

2. Личность укоренена  в бытии, и только через общество  может проявлять себя. Не может,  по Н.А. Бердяеву, в человеке  отдельно существовать дух, тело, душа. Человек, и личность в  нём, есть уникальный синтез  духовно-душевно-телесного. С этим  связана трагичность его бытия  в мире. Личность никогда не  может долго остаться наедине  с собой. Чувство одиночества  невыносимо для неё. Поэтому  ей всегда приходиться искать  другого. Выход из одиночества возможен благодаря объективации. Именно процесс объективации являет собой погружение личности и социальное бытие. Проявляя себя в обществе, личность может утратить свои сущностные силы, впасть в рабство перед обществом. Данное состояние общества Н.А. Бердяев выявляет не только в тоталитарных государствах, но и в государствах капиталистических. Задача персонализма, таким образом, заключается в освобождении человека, возвращении его утраченных достоинств.

3. Последнее  возможно лишь при условии,  что в социуме и в сердцах  людей (прежде всего) необходимо  должна произойти персоналистическая, т.е. духовно-социалистическая революция. Поэтому он справедливо отмечает те гуманистические тенденции, которые заложены в учении марксизма. Но в то же время, трезво критикует сугубо экономическое, антиличностное решение эмансипации человека.

4. Персоналистическая революция должна произойти в духе каждого человека. А если это произойдёт, то и социальная проекция революции до неузнаваемости преобразит социальное бытие. В традиционном обществе человек относится к человеку лишь как к объекту для удовлетворения каких-либо потребностей. Новое общество обретет лицо, и отношение человека к человеку будут только как «я» к «ты» на основе любви и самопожертвования. Таким образом, персоналистическое сообщество есть некий новый мир «Мы», в котором снимаются прежние вещные и объективированные социальные отношения.

 

Н.А. Бердяев  указывает лишь духовный вектор развития будущего сообщества. Именно из-за этого  факта многие исследователи замечали утопичность или трагический  пессимизм его философского наследия. Но тем не менее персоналистическое учение Н.А. Бердяева является оптимистическим и целостно-гуманистическим по своей направленности.

Остро переживая  бытие человека в мире, Бердяев  считал, что для человеческого  существования характерно, прежде всего, чувство одиночества: "Болезнь  одиночества есть одна из основных проблем философии человеческого  существования как философия  человеческой судьбы", — писал  Н.А. Бердяев. Покинутость, незащищенность человека в мире коренятся в его изначальной зависимости от социальной среды, которая порабощает порабощает личность, принуждает его, внушает тоску обыденности и страх перед неизбежной смертью. И только философия способна освободить человека от гнетущего ощущения страха и тоски: "Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски "жизни", от ее уродства… Философия была для меня также борьбой с конечностью во имя бесконечности", — писал он в книге "Самопознание". "Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла…", — говорил он в работе "Я и мир объектов".

Поэтому вся  философия Н.А. Бердяева была направлена на то, чтобы помочь человеку занимать активную и творческую позицию, преодолеть несовершенство человеческого бытия. И в этом отношении в философии  Бердяева можно выделить три главных  идеи: 1) идею "универсального" христианства, 2) идею свободы ("примат свободы над  бытием") и 3) апологию творчества ("творец оправдывается своим творчеством"). А в целом, философским воззрениям русского мыслителя присущи, с одной  стороны, ощущение кризиса жизни  и духа, а с другой стороны, романтическая  уверенность в торжестве идеала.

Как религиозно-мистический  мыслитель, Бердяев создал своеобразную космогоническую картину мира. По его мнению, еще до бытия и времени  существовало своеобразная бездна, некое  иррациональное состояние свободы. Следовательно, свобода предшествует всему — даже Богу.

Дух первичен по отношению к материальному миру и "приоритетен" по своей значимости для человека: "В человеке есть духовное начало, как трансцендентное  в отношении к миру, т.е. превышающее  мир… Сознание и самосознание связаны с духом". И так как наличие духа присуще только человеку, то, по мнению Бердяева, Бог посредством духа творит не объекты, не вещи, а живые, творческие субъекты. Поэтому именно субъекты призваны к творчеству в мире. Поэтому для Бердяева характерно считать объектом только тот фрагмент материальной реальности, который уже находится под воздействием субъекта. А сам субъект — персонален, неотрывен от живой личности, человека. Следовательно, Бердяев сознательно связывал дух только с личностью человека.

Но человеку присуще и изначальное состояние  свободы, в том числе свободы  творчества. Поэтому с созданием  мира Богом, само творение еще не закончено, а передано человеку. И человек  продолжает вносить свою творческую свободу в мир, продолжает миротворение: "Человек и космос меряются своими силами как равные…", — писал Н.А. Бердяев. При этом тайна творчества иррациональна, как иррациональна сама свобода, ибо происходит она не только от Бога: "Творческие дары даны человеку Богом, но в творческие акты человека привходит элемент свободы, не детерминированный ни миром, ни Богом".

Н.А. Бердяев  устанавливает следующие признаки мира объективации: 1) отчужденность  объекта от субъекта; 2) поглощенность  неповторимо-индивидуального, личного  общим, безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность.

Как видно, миром  объективации, Н.А. Бердяев, в первую очередь, считал и человеческое общество. В его понимании общество предстает  господством коллектива над личностью, где положение человека опосредствовано  безличными нормами и законами.

 

Литература

 

1. Бердяев  Н.А. О рабстве и свободе  человека. Опыт персоналистической философии. М., 2000. – с. 4-162.

2. Бердяев  Н.А. Персонализм и марксизм//Путь.–  Июль – сентябрь. 2000. –№48. – с. 3-19.

3. Бердяев  Н.А. Проблема человека. (К построению  христианской антропологии)//Путь. –  Март – апр. 2000. – № 50. –  с.3-26.

4. Бердяев  Н.А. Самопознание. – М., 1991. – 278-279

5. Бердяев  Н.А. Я и мир объектов. Опыт  философии одиночества и общения.  В кн.: Бердяев Н.А. Философия  свободного духа. – М., 2004. – с. 230-316.

6. Бердяева  Л.Ю. Профессия: жена философа. – М., 2002. – 262 с.

7. Волкогонова  О.Д. Н.А. Бердяев. Интеллектуальная  биография // http://www.philosophy.ru/library/volk/berd.html

8. Мунье Э. Что такое персонализм? – М., 2002. – с. 15

9. Новикова  Л.И., Сиземская И.Н. Введение в философию свободного духа Н.А. Бердяева. В кн.: Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. – М., 2004. – с. 5-20.


Информация о работе Учение о личности Бердяева