Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:09, реферат
Ни для кого не секрет, что философское наследие Н.А. Бердяева активно повлияло на развитие философских направлений Западной Европы XX столетия. Переведённые на многие языки произведения Н.А. Бердяева, его активное участие в философской жизни Европы – всё это подтверждает, что фигура русского философа была и остаётся влиятельной на огромном философском пространстве.
Центральная тема философских размышлений Н.А. Бердяева — тема человека, свободы личности и творчества. "Человек не устраним из философии… И философия есть прежде всего учение о человеке, о целостном человеке и учение целостного человека…" Недаром, в целом, его философию причисляют к философским течениям персонализма и экзистенциализма.
Учение о личности Бердяева
Ни для кого
не секрет, что философское наследие
Н.А. Бердяева активно повлияло на развитие
философских направлений
В начале 90-х гг. прошлого века труды Н.А. Бердяева «возвратились» на родину и стали доступными для читателей. Появляющиеся труды, исследующие философию Н.А. Бердяева, весьма разнообразны, и во многом противоречивы. Так, например, П.П. Гайденко, оставаясь в рамках традиционной для советской философии критики, не лишена односторонности и в определенной мере предвзятости к оценке творчества философа: «Романтизм, сомкнувшийся в отрицании всего сущего как воплощенного зла, отсутствие трезвости мышления, презрение к здравому смыслу – это те черты философии и личности Бердяева, которые определили содержание его персонализма». Весьма основательно исследование О.Д. Волкогоновой «Н.А. Бердяев. Интеллектуальная биография», в котором автор систематически разбирает творческий путь философа, прослеживая не только его философскую, но и человеческую биографии. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская в работе «Введение в философию свободного духа Н.А. Бердяева» последовательно разбирают философию духа мыслителя, исходя из терминологии которой, вводят читателя в противоречивое философское наследие Н.А. Бердяева. Отметим также исследования А.А. Ермичева, Л.Г. Федотовой, которые так же были посвящены исследованиям концепции свободы русского философа.
Центральная тема философских размышлений Н.А. Бердяева — тема человека, свободы личности и творчества. "Человек не устраним из философии… И философия есть прежде всего учение о человеке, о целостном человеке и учение целостного человека…" Недаром, в целом, его философию причисляют к философским течениям персонализма и экзистенциализма.
К сожалению, до
настоящего времени нет исследований,
которые рассматривали бы философию
Н.А. Бердяева в её целостности. Пока
авторы исследований раскрывают лишь
стороны философского наследия мыслителя.
Кроме того, не имеется работ, в
которых рассматривается
1. Проблема личности
и общества, по мнению Н.А. Бердяева,
является основной проблемой
философии. Поэтому через
2. Личность укоренена
в бытии, и только через
3. Последнее
возможно лишь при условии,
что в социуме и в сердцах
людей (прежде всего)
4. Персоналистическая революция должна произойти в духе каждого человека. А если это произойдёт, то и социальная проекция революции до неузнаваемости преобразит социальное бытие. В традиционном обществе человек относится к человеку лишь как к объекту для удовлетворения каких-либо потребностей. Новое общество обретет лицо, и отношение человека к человеку будут только как «я» к «ты» на основе любви и самопожертвования. Таким образом, персоналистическое сообщество есть некий новый мир «Мы», в котором снимаются прежние вещные и объективированные социальные отношения.
Н.А. Бердяев указывает лишь духовный вектор развития будущего сообщества. Именно из-за этого факта многие исследователи замечали утопичность или трагический пессимизм его философского наследия. Но тем не менее персоналистическое учение Н.А. Бердяева является оптимистическим и целостно-гуманистическим по своей направленности.
Остро переживая
бытие человека в мире, Бердяев
считал, что для человеческого
существования характерно, прежде всего,
чувство одиночества: "Болезнь
одиночества есть одна из основных
проблем философии
Поэтому вся
философия Н.А. Бердяева была направлена
на то, чтобы помочь человеку занимать
активную и творческую позицию, преодолеть
несовершенство человеческого бытия.
И в этом отношении в философии
Бердяева можно выделить три главных
идеи: 1) идею "универсального" христианства,
2) идею свободы ("примат свободы над
бытием") и 3) апологию творчества ("творец
оправдывается своим
Как религиозно-мистический мыслитель, Бердяев создал своеобразную космогоническую картину мира. По его мнению, еще до бытия и времени существовало своеобразная бездна, некое иррациональное состояние свободы. Следовательно, свобода предшествует всему — даже Богу.
Дух первичен по отношению к материальному миру и "приоритетен" по своей значимости для человека: "В человеке есть духовное начало, как трансцендентное в отношении к миру, т.е. превышающее мир… Сознание и самосознание связаны с духом". И так как наличие духа присуще только человеку, то, по мнению Бердяева, Бог посредством духа творит не объекты, не вещи, а живые, творческие субъекты. Поэтому именно субъекты призваны к творчеству в мире. Поэтому для Бердяева характерно считать объектом только тот фрагмент материальной реальности, который уже находится под воздействием субъекта. А сам субъект — персонален, неотрывен от живой личности, человека. Следовательно, Бердяев сознательно связывал дух только с личностью человека.
Но человеку
присуще и изначальное
Н.А. Бердяев
устанавливает следующие
Как видно, миром объективации, Н.А. Бердяев, в первую очередь, считал и человеческое общество. В его понимании общество предстает господством коллектива над личностью, где положение человека опосредствовано безличными нормами и законами.
Литература
1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. М., 2000. – с. 4-162.
2. Бердяев
Н.А. Персонализм и марксизм//
3. Бердяев
Н.А. Проблема человека. (К построению
христианской антропологии)//
4. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991. – 278-279
5. Бердяев
Н.А. Я и мир объектов. Опыт
философии одиночества и
6. Бердяева Л.Ю. Профессия: жена философа. – М., 2002. – 262 с.
7. Волкогонова
О.Д. Н.А. Бердяев.
8. Мунье Э. Что такое персонализм? – М., 2002. – с. 15
9. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Введение в философию свободного духа Н.А. Бердяева. В кн.: Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. – М., 2004. – с. 5-20.