Учение о Софии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:25, доклад

Описание работы

Учение о Софии ярко выражает своеобразие философии Соловьева. София -- не только понятие, но и образ, придающий философским взглядам русского мыслителя романтическую приподнятость и поэтическую возвышенность. В образе Софии наглядно обнаруживается особое, утонченно-трепетное, отношение Вл. Соловьева к миру, характерное также для его философии.

Файлы: 1 файл

соловьёва о софии.docx

— 15.96 Кб (Скачать файл)

Учение о Софии

 

Учение о Софии ярко выражает своеобразие философии  Соловьева. София -- не только понятие, но и образ, придающий философским взглядам русского мыслителя романтическую приподнятость и поэтическую возвышенность. В образе Софии наглядно обнаруживается особое, утонченно-трепетное, отношение Вл. Соловьева к миру, характерное также для его философии.

Учение о Софии - типичное метафизическое учение, т.е. представляет собой умозрительную гипотезу, которая  не может быть ни доказана, ни опровергнута методами естественных наук. В условиях все большего распространения научного ("положительного") мировоззрения, отвергающего метафизические сущности, Вл. Соловьев смело идет по стопам Платона - основателя метафизики. София и  есть вечная женственность - образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в  то же время - двойственности, переменчивости и безразличия. Это обобщенный образ  земного мира - мира противоречивого  и обманчивого и одновременно одушевленного и прекрасного. В  образе Софии нашли свое отражение  различные идеи и представления, известные в истории мысли. Соловьев синтезировал идею дуальности (двойственности) Платона, понятие Души мира неоплатоников, христианское учение о Премудрости Божией, представления о познании средневековых мистиков, образ беспорочной красоты Девы Марии (Матери Божией).

Мысля Софию как философское  понятие, Соловьев одновременно представлял  ее совершенно наглядно - в виде прекрасной женщины. Она трижды в течение  жизни являлась ему в видениях, о чем он рассказал в стихотворении "Три свидания". Можно сказать, что образ Софии был для  него своеобразной музой, вдохновлявшей  его. Одновременно София - важнейшее  понятие философской системы. При  помощи столь ненаучного понятия, которое  гораздо ближе стоит к области  поэтического творчества, чем к науке, Вл. Соловьев сознательно стремился  избегнуть односторонне-рационалистического  характера своей философии. Мыслитель  всегда стремится избегать всякой односторонности. Это было его программным положением, прямо вытекающим из принципа всеединства

Понятие Софии прямо или  косвенно фигурирует во всех произведениях Вл. Соловьева. Это означает, что без него философ не мог обойтись при решении самых разнообразных вопросов. В понятии Софии заключено множество смыслов. Оно выполняет в философской системе Соловьева также и разнообразные функции.

София играет роль своеобразного "соединительного моста" между  рациональным содержанием философии и ее поэтически-возвышенной стороной. Дело в том, что София это первообраз мира, иначе говоря, идеальный план мира. С помощью понятия Софии Соловьев утверждает, что мир не сводится к хаотической стороне: в нем существен момент упорядоченности. Закономерности мира, однако, не могут быть сведены к законам механической причинности, известным естествознанию. Эти законы (а не только их проявления) бесконечно многообразны и изменчивы. Это значит, что мир одушевлен, подобно тому как одушевлен отдельный человек, отдельное живое существо. Понятие Софии индивидуализирует понятие Души мира. Всякая душа индивидуальна. Но когда речь идет о душе лишь как об абстрактном понятии, то познать ее во всей полноте невозможно. Для этого ее надо представить конкретно - в виде определенного лица, личности. Абстрактную душу невозможно и любить - любить можно лишь конкретное лицо, которое можно ощутить или представить наглядно. Именно поэтому Душа мира получает у Соловьева конкретно-наглядное выражение.

С другой стороны София - символ и наглядный образ любви. Любовь же - то, что объединяет. София и  есть объединяющее начало. Мир не рассыпается  на отдельные части, хотя и состоит  из множества разнообразных и  разнокачественных предметов. При  внимательном рассмотрении мы видим, что  все части взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Следовательно, существует то, что его объединяет. Это София - начало любви.

Наибольшую роль София  играет не по отношению к природе  как таковой (т.е. взятой вне человека), а по отношению к человеческому  обществу и истории. София есть то, что объединяет человечество, всех людей, причем не только живущих в  настоящее время, но все поколения, прошлые и нынешние. В развитии общества София впервые являет себя непосредственно.

Соловьев также показывает в образе Софии - "тело Христово", или христианскую церковь. Церковь  является обязательным посредником  между Богом и человеком. Вне  церкви никакая вера в Христа невозможна. Церковь есть соборное объединение людей. Это добровольное объединение, возникающее на основе общей веры, общих идеалов и ценностей. Церковь - это единение в любви. Поэтому церковно-соборное объединение является положительным образцом для всякого творческого объединения, предполагающего не ущемление прав и достоинства личности, а, наоборот, утверждающего свободу индивида.


Информация о работе Учение о Софии