Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 03:16, реферат
Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский. Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. В 12 лет поступил в Кембриджский университет, а в 23 года уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии и политологии
Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Органон»
Работа с первоисточником
Краткая биография
Фрэнсис Бэкон -
это английский философ, государственный
деятель.
Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский.
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года
в Лондоне. В 12 лет поступил в Кембриджский
университет, а в 23 года уже был членом
палаты общин английского парламента,
где выступал противником королевы Елизаветы
I по ряду вопросов. В 1584 году Фрэнсис Бэкон
был избран в парламент. Политическое
возвышение началось в 1603 году, когда на
престол вступил король Яков I. В 1612 году
Бэкон становится генеральным прокурором,
в 1617 - лордом-хранителем печати, а в 1618
году (до 1621) - лордом-канцлером при короле
Якове I. В 1621 году Фрэнсис Бэкон был привлечен
к суду по обвинению во взяточничестве,
отстранен от всех должностей и по указу
Якова I заключен в тюрьму сроком на два
дня. Был помилован королем, но на государственную
службу не вернулся.
Какие два рода опытов выделяет Ф. Бэкон?
Бэкон в своем самом известном труде «Новый Органон» большое внимание уделяет изучению метода исследования, в основе которого лежит опыт. И Бэкон считает, что люди необдуманно и нерационально используют данные им возможности: «Но тот способ пользования опытом, который люди теперь применяют, слеп и неразумен. И потому, что они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только теми вещами, которые попадаются навстречу, они обращаются ко многому, но мало подвигаются вперед. <…> Но если даже они принимаются за опыты более вдумчиво, с большим постоянством и трудолюбием, они вкладывают свою работу в какой-либо один опыт, например Гильберт — в магнит, алхимики — в золото. Такой образ действий людей и невежествен и беспомощен. Никто не отыщет удачно природу вещи в самой вещи — изыскание должно быть расширено до более общего».
Исходя из этого, Ф. Бэкон выделяет
2 рода опытов:
1) Плодоносные
2) Светоносные
Назначением плодоносных опытов является
принесение практической пользы человечеству,
а светоносных – познание глубинной сущности
и свойств вещей, подробное изучение
причин, которые вызывают какое-либо явление.
И первостепенное значение Бэкон придает
именно светоносным опытам: «На истинном
же пути опыта, на приведении его к новым
творениям должны быть всеми взяты за
образец божественная мудрость и порядок.
Бог в первый день творения создал только
свет, отдав этому делу целый день и не
сотворив в этот день ничего материального».
Согласно Бэкону, начинать постижение вещей можно только со светоносных опытов, которые дадут необходимые знания для последующего более полного и продуктивного применения их на практике: «Подобным же образом прежде всего должно из многообразного опыта извлекать открытие истинных причин и аксиом и должно искать светоносных, а не плодоносных опытов. Правильно же открытые и установленные аксиомы вооружают практику не поверхностно, а глубоко и влекут за собой многочисленные ряды практических приложений».
Что называет Ф. Бэкон наилучшим из доказательств?
Бэкон считает, что открытия
до сих пор делались случайно, не методически.
И их было бы гораздо больше, если бы для
исследования применялся правильный метод.
Ф.Бэкон утверждает, что науку расширяет
не пассивное созерцание, а эксперимент,
т.е. намеренное, активное испытание природы.
Таким образом, наилучшим из доказательств
Бэкон называет опыт: «Самое лучшее из всех доказательств
есть опыт, если только он коренится в
эксперименте».
Истинным методом исследования
философ считает переработку фактов, которые
были получены после поставленного опыта.
Согласно Бэкону, догматик похож на
паука, который из самого себя ткет свою
паутину. Ученый, следующий эмпирическому
методу, стремится только к максимальному
накоплению фактов. Он похож на муравья,
который беспорядочно тащит в муравейник
все, что попадается ему на пути.
Истинный (индуктивный)
метод состоит в переработке материалов,
которые доставляет опыт. Ученый, следующий
такому методу, похож на пчелу, которая
собирает из цветов сладкие соки, но не
оставляет их в том виде, в каком высасывает,
а перерабатывает их в мед собственной
деятельностью.
В «Новом Органоне» Бэкон пишет: «Всего вернее истолкование природы достигается посредством наблюдения в соответствующих, целесообразно поставленных опытах. Здесь чувство судит только об опыте, опыт же — о природе и о самой вещи».
Какие четыре вида идолов выделяет Ф. Бэкон, в чем их суть?
Бэкон считает, что разум человека подвержен предрассудкам, ошибкам, истоки которых лежат в его природе, воспитании, принадлежности к социуму. Эти предрассудки мешают человеческому познанию: «Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно».
Избавиться от идолов
полностью невозможно, так как они лежат
в самой человеческой природе, однако
можно попытаться уменьшить их влияние
на процесс познания.
Бэкон выделяет 4 вида идолов:
1)Идолы рода
2)Идолы пещеры
3) Идолы площади (рынка)
4) Идолы театра
Идолы рода проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека: «Все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».
Идолы пещеры – индивидуальные особенности человека, его восприятия. Могут быть врожденными и приобретенными: «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам. Так что дух человека, смотря по тому, как он расположен у отдельных людей, есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная. Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом или общем мире».
Идолы площади возникают от неточности употребления слов, искаженности восприятия слов при общении друг с другом: «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».
Идолы театра связаны со слепым следованием авторитетам и чужому мнению, что мешает делать выводы, основываясь лишь на собственном опыте: «Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств».
Какому предмету уподобляет Ф. Бэкон ум человека?
В «Новом Органоне» Бэкон отмечает: «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде. Это связано с тем, что человеческий разум связывают «идолы рода». Предрассудки, свойственные самой человеческой природе.
Какие свойства и слабости человеческого разума являются источником заблуждений?
Одной из слабостей человеческого разума Бэкон считает склонность диалектике и дедуктивному методу познания, который признается им ошибочным: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне».
Однако правильным он считал другой путь: «Другой же путь: выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».
Так же человеческий разум склонен к обобщению и упрощению. Однажды принятая аксиома считается истинной, хотя есть много доказательств ее опровержения: «Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, — потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится. Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отводит и отвергает их посредством различении с большим и пагубным предубеждением, чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной».
Бэкон отмечает: «В построении всех истинных аксиом большая сила у отрицательного довода».
Философ считает, что следует больше изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие и закон действия или движения «ибо формы суть выдумки человеческой души, если только не называть формами эти законы действия».
Источником заблуждений также является такое свойство человеческого разума, как подверженность страстям, низменным желаниям: «Он отвергает трудное — потому что нет терпения продолжать исследование; трезвое — ибо оно неволит надежду; высшее в природе — из-за суеверия; свет опыта — из-за надменности и презрения к нему, чтобы не оказалось, что ум погружается в низменное и непрочное; парадоксы — из-за общепринятого мнения. Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум».
Информация о работе Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Органон»