Учение об истине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 17:59, реферат

Описание работы

Истина – это соответствие наших слов, чувств и мыслей тому, знаками чего они являются; истина это знание, которое соответствует действительности. В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: соответствия, когерентности и прагматичности. Рассмотрим их.
Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуют действительности. Высказывание «снег бел» истинно, если снег действительно бел; высказывание «снег бел» ложно, если снег на самом деле не бел.

Файлы: 1 файл

учение об истине.docx

— 21.05 Кб (Скачать файл)

Учение об истине

Истина – это соответствие наших слов, чувств и мыслей тому, знаками чего они являются; истина это знание, которое соответствует  действительности. В современной  философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: соответствия, когерентности и прагматичности. Рассмотрим их.

Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания (а  вслед за ними также чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуют  действительности. Высказывание «снег  бел» истинно, если снег действительно  бел; высказывание «снег бел» ложно, если снег на самом деле не бел. При  этом мы должны объяснить, что значит «снег бел». Объяснить надо 
таким образом, чтобы даже дальтоник мог проверить, например приборами, бел снег или нет. Выходит, что установление истины или заблуждения требует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность суждений. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость высказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.

Основы прагматической теории истины закладывались Ч. Пирсом и  У. Джемсом (греческое слово «прагма» означает дело, действие).  Отрицая созерцательный образ жизни, идеологи прагматизма смыслом жизни человека считали дело, действие. С этой мировоззренческой установкой связано и специфическое понимание истины. Истинным считалось то знание, которое ведет к успешному действию, к достижению поставленной цели.

Представляется весьма верным утверждение американского философа Н. Решера, согласно которому три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Поэтому надо учитывать все три концепции истины. Но это, естественно, не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математика на первом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы его суждения гармонировали друг с другом. Для физика очень важно, чтобы его суждения вместе с их математической формулировкой соответствовали миру физических явлений. Значит, он особенно часто будет обращаться к концепции соответствия. Для техника большое значение имеет практика, действие; надо полагать, что в центре его внимания будет постоянно прагматическая концепция истины.

Шкала истинности. Все в мире имеет свои количественные градации. Не является исключением и истина. Наши знания, информация как совокупность сведений постоянно возрастают. По мере развития процесса познания становится известным ранее неведомое. Введем шкалу истинности — от крайне левой точки, соответствующей абсолютному заблуждению, до крайне правой точки, соответствующей абсолютной истине. Рост знания означает, что человечество перемещается по шкале истинности слева направо (противоположностью истины является заблуждение;  ложь - это искажение истины).

Чтобы раздвинуть горизонты  нашего понимания проблемы истины, рассмотрим различные интерпретации  этой проблемы.

В античности открыли концепцию  соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявления идеи (по Платону) или  формы (по Аристотелю).

В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении.

В Новое Время в качестве истинного знания рассматривали  сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), а также в ясных  идеях (Декарт, Лейбниц).

В XX веке аналитики (неопозитивисты) вначале придерживались концепции  соответствия. А именно, выясняли соответствие суждений и умозаключений действительному  положению дел, фактам. Затем стали  много говорить о взаимосогласовании суждений (Карнап), т.е. концепция соответствия была дополнена когерентной концепцией истины. Наконец, часть аналитиков, сторонников определения значения слова как его употребления (по Витгенштейну) фактически развивают прагматическую концепцию истины. Из современных философов именно аналитики занимаются проблемой истины наиболее обстоятельно.

Феноменологи из исходных чувственных впечатлений конструируют эйдосы и понятия, а затем оценивают внешний мир на их основе. Прагматическую концепцию истины они почти не используют. Герменевтики считают истиной удачный контакт вещи с человеком, вещь открывается, и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истинности суждениям, герменевтики -  самим вещам (сравните: истинный друг).

Итак, истина - это знание соответствующее действительности. Истина и объективна и субъектна одновременно: с одной стороны, знание не зависит по своему содержанию от человека. С другой стороны, определенный "сколок" этого обширного материализованного знания, с помощью системы образования прежде всего, становится частью индивидуального сознания, сознания конкретного субъекта. Объективная истина - такое содержание знаний, которое не зависит от познающего субъекта. Субъектность истины и заключается в том, что каждый индивид "владеет" определенным объемом уже существующего знания, причем многие люди, перекомбинируя уже имеющиеся знания, добавляя данные своих ощущений, проводя их логический анализ, способны формулировать новые знания.

Истина обладает также  качеством абсолютности и относительности: относительность истины означает неполноту, незавершенность, незаконченность  знаний, абсолютность - полное, исчерпывающее  знание. Например, утверждение, что  атом состоит из ядра, электронов и  протонов, является абсолютной истиной. Понятие «абсолютная истина»  имеет еще один смысл - имеется  в виду предельно полное и точное знание, окончательный и последний  результат человеческого познания всего мира.

В связи с этим возникает  вопрос: познаваема  ли абсолютная истина в этом смысле? Ответ - нет, по двум причинам: во-первых, сам мир бесконечен, и его невозможно познать до конца, во-вторых, мир находится в постоянном изменении, он ежесекундно сам на себя не похож. То есть, человек в своей деятельности шаг за шагом познает окружающий мир, вроде бы приближается к абсолютной истине, а она, развиваясь, уходит вперед. В истории философии существовали направления, утверждавшие, что правильное знание всегда неизменно, стабильно и несовместимо с неточностью, изменчивостью, противоречивостью (догматизм). Другой крайностью является отрицание какого-либо постоянства в знании - релятивизм. Так в конце XIX - начале XX века в физике произошла революция, обнаружившая ограниченность классических начал, у некоторых ученых и философов появились суждения об отсутствии абсолютной истины и полной относительности нашего знания. В действительности научно-объективный взгляд на эту проблему таков: в любом знании есть элемент и относительности, и абсолютности.

Рядом с понятием "истина" стоят такие понятия, как "заблуждение'' и "ложь". Заблуждение это непреднамеренное искажение истины. Ложь – преднамеренное искажение истины.

Одной из типичных форм проверки знаний является их материализация, в  частности, через воплощение в технике; именно успешно работающая техника  демонстрирует силу и правильность знания. Однако роль технического приложения как критерия истины нельзя гипертрофировать. Например, на основе господствовавшей в XVIII и первой половине XIX века теории теплорода (не научной теории) производились успешные расчеты тепловых процессов и создавались машины.

Реальная проверка истинности знаний практикой - сложный диалектический процесс: во-первых, это не единичный, а многократно экспериментальный  процесс, во-вторых, бывают ситуации, когда  теоретическое знание обгоняет практику, и она в силу технико-экспериментальной  неподготовленности не может быть критерием  новых идей. В этом случае критерием  истины становится другая теория, но для  этого она должна:

а) прежде быть подтвержденной практикой;

б) носить более всеобщий характер, чем проверяемая идея.

В целом же теория и практика тесно связаны друг с другом, развитие практики ведет к развитию теории, а она в свою очередь развивает  практику. Это и есть прогресс знаний. В связи с этим отметим третью функцию практики - она есть инструмент познания; через деятельность, научные  приборы и инструменты практика способствует сущностному познанию мира.

Идея практики как универсального критерия истины высказывалась, начиная  с древнейших времен. Аргументированно, убедительно и обоснованно она представлена в творчестве Маркса и Энгельса. Тем не менее необходимо упомянуть и о других попытках найти обобщенный критерий правильности знания: очевидность /соответствие здравому смыслу/, общезначимость, простота /экономичность/, полезность и др. Очевидность как критерий истины была предложена Декартом. Он писал, что все истинные положения очевидны. Например, кратчайшее расстояние между двумя точками является «прямой». Однако не всякое истинное положение очевидно. Многие научные истины парадоксальны, противоречат здравому смыслу, например, положение о кривизне пространства.

Не может быть критерием  истины и общезначимость - признание тех или иных положений большинством. Многие заблуждения укоренялись в сознании масс и были предрассудками. И напротив, многие научные истины (например, теория Коперника), не разделенные большинством, с большим трудом становились, в конце концов, общезначимыми.

Не является универсальным  критерием истины и простота. В  частности, основатель эмпириокритицизма  Э. Мах предложил принцип "экономии мышления": истинно то, что "экономно мыслится". Так, по мнению Маха, гипотеза Коперника одержала верх над гипотезой Птолемея потому, что для своего построения требовала меньше математических средств. Логическая простота является иногда очень важным, но не универсальным критерием, а иногда даже уводит от научного познания.

Для прагматизма истинно  все, что полезно, что приносит успех. Истина действительно полезна, но из всего, что полезно, не все истинно. Полезным может оказаться и ложное, вредное. Таким образом, если отождествлять истинное с полезным, то придется признать, что у каждого человека своя истина,  а  это может привести к хаосу и затруднит достижение истины.

Практика и в некоторых  случаях теория, таким образом, являются в настоящее время самыми универсальными и общими критериями правильности знания. Помимо практики, существует еще одна важная форма выражения полученного  знания – язык, система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. Различают  естественные и искусственные языки  Естественный язык - это речь. Искусственный - язык жестов, схем, чертежей, символов, язык науки как таковой.

Основной тенденцией развития знания на современном этапе является стремление все большей символизации, формализации, теоретизации, способствующей более глубокому отражению объективной  реальности. Подобная тенденция имеет  своим результатом "увеличение дистанции" между верхними (теоретическими) этажами  науки и ее эмпирическим базисом. Создается возможность для опережающего отражения действительности. Однако это вовсе не означает отрыва теории от практики.  Напротив, ''прорыв", осуществленный в теории, рано или поздно находит приложение в практике, выводя ее на следующий, более совершенный уровень. Такова логика развития современной электронной, атомной, химической и других отраслей промышленности.

Истина конкретна. Согласно диалектическим представлениям, каждый данный момент, сторона предмета как  целого еще не есть все целое. Точно  так же и вся совокупность отдельных  моментов и сторон целого не представляет еще самого целого. Но она становится таковой, если мы не рассматриваем совокупную связь этих отдельных сторон и  частей целого в процессе развития. Только в этом случае каждая отдельная  сторона выступает как относительный  и преходящий через один из своих  оттенков момент целостности и обусловливаемого ею развития данного конкретного  содержания предмета.

Отсюда общее методологическое положение конкретности можно сформулировать следующим образом: каждое отдельное  положение истинной системы знания, точно так же как и соответствующий  момент его практической реализации, истинен на своем месте, в свое время, в данных условиях, и должен рассматриваться лишь как момент в поступательном развитии предмета. И наоборот - каждое положение той  или иной системы знания неистинно, если его изымать из того поступательного  движения (развития), необходимым моментом которого он является. Именно в этом смысле действительно положение: абстрактной  истины нет - истина всегда конкретна. Или абстрактная истина, как нечто  оторванное от своей реальной почвы, от жизни - это уже не истина, а  истина, включающая в себя момент заблуждения.

Едва ли не самое сложное - оценить конкретное в его конкретности, то есть в многообразии всех действительных связей и отношений предмета в  данных условиях его существования, применительно к индивидуальным особенностям того или иного исторического  события, явления. Подходить конкретно - значит исходить из своеобразия самого предмета, из того, что отличает данное явление, историческое событие от других, ему аналогичных.

Принцип конкретности исключает  любое произвольное принятие или  выбор предпосылок познания. Действительные предпосылки познания, если они истинны, должны заключать в себе возможность  своего осуществления, т.е. они всегда должны быть адекватным выражением конкретной связи определенного содержания теории со столь же определенной действительностью. Это и есть момент конкретности истины. Мы, например, знаем, что плоды бывают только после посева. Потому сначала  сеятель приходит, чтобы сделать  свою работу. Но приходит он в определенное время, и делает именно то и так, что  и как нужно делать в это  время. Когда посеянное зерно  принесет плоды, и плоды созреют, приходит жнец. Но и он тоже приходит в определенное время и делает то, что можно сделать в это, самой природой определенное время. Если плодов нет - нет надобности и  в работе жнеца. Истинно знающий  знает предмет во всех его существенных отношениях.


Информация о работе Учение об истине