На протяжении VI-IV
вв. до н.э. в Греции происходил бурный
расцвет культуры и Ф. За этот период
были созданы новое немиф. мировоззрение,
новая картина мира, центральным элементом
к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает
Землю, человека, небесные светила и сам
небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую
форму и в нем происходит постоянный круговорот
- все возникает, течет и изменяется. Из
чего возникает, к чему возвращается никто
не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы)
считают, что основой вещей является чувственно
воспринимаемые элементы кислород, огонь,
вода, земля и определенное вещество –
апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее
в математических атомах; третьи (элеаты)
усматривали основу мира в едином, незримом
бытии; четвертые считали такой основой
(Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа
Платона) - земной шар лишь тень, результат
воплощения царства чистой мысли. Разумеется
все эти Ф. направления были во многих
отношениях наивными и противоречивыми
друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,
они отводили богам, сверхестественным
силам второстепенное, а то и третьестепенное
место, пытались познать мир из него самого.
На первых порах древнегерческие ф-ы не
осознавали, что основной вопрос Ф. может
иметь разное значение, но уже в V в. до
н.э. (esp.Платон, Демокрит) четко обозначились
две противоборствующие линии, борьба
между к-рыми проходит через всю дальнейшую
историю Ф.
Учение
Платона о бытии, душе, и познании.
(427-347, "Государство,
законы"). Платон - основатель объективного
идеализма. Согласно учению Платона
лишь мир идей представляет
собой истинное бытие, а конкретные
вещи - это нечто среднее между
бытием и небытием, они только
тени идей. Платон объявил мир
идей божественным царством, в
к-ром до рождения человека
пребывает его бессмертная душа.
Затем она попадает на грешную
землю, где временно находясь
в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает
о мире идей. Бытие - тождественное и неизменное,
однако в диалогах Софист и Парменид П.
прих к выводу, что высшие роды сущего
- Бытие, движ., покой, тождество и изменение
- могут мыслится только таким способом,
что каждый из них и есть и не есть, и равен
самому себе и не равен., и тождественен
себе и приходит в иное. Так бытие поскольку
оно рассматр само по себе - едино, вечно,
тождественно, неизменно, неподвижно,
но оно же поскольку оно рассм по отнош
к иному, содержит в себе различие, изменчиво,
подвижно. Поэтому бытие содержт в себе
противоречия: оно едино и множественно,
вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.
В космогоническом учении П утверждает,
что последними эл-тами всех вещей явл
неделимые треугольники или геометрическте
бестелесные атомы. Теория познания Платона
опирается на его учение о душе. П считал,
что человек, как телесное существо, смертен.
Душа же его бессмертна. Когда человек
умирает, его душа, по П, не погибает, а
лишь освобождается от телесного покрова
как своей темницы и начинает свободно
путешествовать в поднебесной сфере. Во
время этого путешествия она соприкасается
с миром идей и созерцает их. Поэтому суть
процесса познания состоит в припоминании
душой того идей, которые она уже созерцала.
Истинное знание дает только мышление.
Мышление же это не зависимый от чувственных
восприятий абсолютно самостоятельный
процесс припоминания. Только мышление
дает знание идей. Чувственное восприятие
пораждает лишь мнения о вещах. В связи
с этим процесс познания определяется
Платоном как диалектика, т.е искусство
вести устную речь, искусcтво ставить вопросы
и отвечать на них, пробуждая воспоминания.
Чел душа независима от тела и бессмертна.
Душа состоит из 3 частей: разумной, кот
создается самим творцом, аффективной
и вожделеющей, кот создаются низшими
богами. Победа разумной части над страстями
и вожделениями возм при соотв воспитании.
Т.к. люди не могут личными усилиями прибл
к совершенству то необходимо гос-во и
законы. Гос-во основано на разделении
труда между разрядами своб граждан. В
уч. о делении граждан на разряды П руководствуется
своей классиф частей души. Раз части должен
соотв разрум правителей-философов, аффектной
- воинов, вожделенной - ремесленников.
Частная собств и семья - подрывают условия
общества. Поэтому П разработал план общежития,
основанного на устранении для правит
и воинов - личной собственности, а также
учение о общности жен и гос воспитании
детей.