Учение Платона об идеальном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Учение об идеальном государстве относится как раз к сфере политологии. Древнегреческих философов, особенно в поздний период, куда больше интересовали проблемы человека, смысла его жизни, проблемы жизни общества, нежели естественнонаучная проблематика. Высшим достижением греческой политической мысли явились политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.
В последнее время в нашей стране заметно возрос интерес широкой общественности к древнегреческим политическим учениям и, в частности, к учениям Платона и Аристотеля о государстве, рассмотрение которых и является целью настоящей работы.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Учение Платона об идеальном государстве 3
3. Аристотель о сущности и формах государства 7
4. Аргументы Платона против демократии 11
5. Заключение 13
6. Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

3.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Проводя различие между демократией и  олигархией, Аристотель пишет: «То, чем различаются демократия и олигархия, есть бедность и богатство; вот почему там, где власть основана … на богатстве, мы имеем дело с олигархией, а где правят неимущие, там перед нами демократия». Аристотель олигархии предпочитает демократию и обосновывает это так: «...демократический строй представляет большую безопасность и реже влечет за собой внутренние распри, нежели строй олигархический. В олигархии таятся зародыши двоякого рода неурядиц: раздоры друг с другом и с народом; в демократиях же – только с олигархией; сам против себя народ бунтовать не станет». [2, с.188] Таким образом, критерием для демократии является свобода, для олигархии – богатство, для аристократии – добродетель.     

Если  у Платона нет названия для  хорошей демократии, то Аристотель придумал такое название – полития, т.е. «когда ради общей пользы правит большинство». Полития, считал Аристотель, – это комбинация двух других форм правления: демократии и олигархии. Данную мысль следует понимать, очевидно, так: Аристотель был сторонником народовластия в соответствии с законом, но при этом считал, что большинство народа должно обладать собственностью среднего размера. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».      

Аристотель  затруднялся привести пример государства, в котором бы формой правления была полития, но сейчас такие примеры можно наблюдать. Современные государства Швеция, Финляндия, Бельгия, Голландия, Австрия, Испания, Канада и еще некоторые подтверждают мысль Аристотеля, «что политией следует называть такой государственный строй, при котором имеется смешение двух начал – состоятельных и неимущих...». [2, с.244] Разумеется формы правления в перечисленных странах гораздо сложнее, чем Аристотель очертил для политии, но основной принцип в этих государствах выдерживается: общенациональный консенсус и забота о всех членах общества при наличии и богатых, и очень богатых граждан.     

Для Аристотеля главная цель совершенного государства состоит в достижении всеобщего блага и справедливости. Свободные граждане идеального государства  не занимаются физическим трудом (земледелие, ремесло, торговля). Их удел воинские и  управленческие занятия. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов. Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан умеренное, чтобы знали друг друга. Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве.      

Гражданских прав лишены земледельцы, ремесленники и торговцы, так как  их образ жизни, утверждает Аристотель, не способствует развитию добродетели, а счастливой жизнью может быть только жизнь в соответствии с добродетелью. Земля делится на две части: одна часть находится в общем пользовании всего государства, другая – в частном владении граждан (продукты этой части на дружественных началах предоставляются в общее пользование других граждан).      

Анализ  форм правления, который делает Аристотель, отличается от подходов Платона четырьмя моментами: а) симпатии Аристотеля, в  отличие от Платона, не на стороне монархии, а на стороне правления большинства; б) Аристотель более подробно анализирует все формы правления, особенно демократию и олигархию: в) если Платон считает исходными формами правления монархию и демократию, то Аристотель – олигархию и демократию; г) лучшая форма правления, по мнению Аристотеля, есть смешение нескольких форм. 

 

 

4. КРАТКО СФОРМУЛИРУЙТЕ ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ ПЛАТОНА ПРОТИВ ДЕМОКРАТИИ. ПОПРОБУЙТЕ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ДОВОДАМ ПЛАТОНА СВОИ КОНТРАРГУМЕНТЫ.

 

Платон  решительно выступал против демократии как власти многих, которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, При демократии граждане перестают почитать законы, как писаные, так и неписаные, повсюду распространены потребительство, крайнее отчуждение друг от друга, эгоизм; заканчивается же все это тем, что крайняя свобода оборачивается крайним рабством; произвол толпы переходит в произвол одного, демократия превращается в свою диалектическую противоположность - тиранию, так как «из величайшей свободы возникает величайшее рабство».    

Веский  аргумент против демократии, по мнению Платона, заключается в том, что  основная масса народа представляет собой толпу, не способную справедливо  и эффективно управлять государством. Философ считал абсурдным предоставлять каждому гражданину равные возможности высказывать свое мнение, когда большинство, с его точки зрения, не ведает о наилучшем. Причем, развивая эти мысли, Платон приводит очень меткие описания тех или иных сторон демократического общества. Так, он пишет, например, что «граждан, послушных властям, там смешивают с грязью, как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают»; что там «молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым, и подражая им, то и дело острят и балагурят».      

Современное определение демократии - форма государственного устройства, основанная на признании  таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека.     

Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.). Признаками демократии являются народовластие; выборность и сменяемость государственных органов и должностных лиц; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства; права человека и меньшинств; свободные и честные выборы; равенство перед законом; конституционные ограничения правительств; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и т.д. плюрализм, терпимость, сотрудничество, компромисс и др.

Мои контраргументы:

Я считаю, что демократия - это самый прогрессивный строй, который сейчас существует в мире. В классическом своем значении - это прежде всего СВОБОДА. Свобода  в мыслях, действиях, во всем. И ничего на свете нет и не может быть лучше этого. Быть свободным в первую очередь - это естественное стремление каждого человека. Также я считаю, что лишь демократия способна взращивать самостоятельно думающего и ответственного человека, лишь в условиях демократии возможно подлинное сплочение людей во имя общего будущего.

 

 

 

 

 

                                          5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная система  Платона представляется более завершённой  и законченной. Аристотель занимался проблемами государства в меньшей степени, хотя именно ему принадлежит честь определения многих терминов современной политологии.

Аристотель полемизировал  с Платоном по ряду принципиальных моментов государственного устройства (наличие и отсутствие частной собственности, выделение основных форм государства). Аристотель и Платон, тем не менее, сближаются по ряду положений. Оба вели речь лишь о свободных людях, не включая в политическую систему общества рабов. Оба осуждали чрезмерное стремление к накоплению богатства и ставили сельскохозяйственный труд выше труда ремесленного. Оба полагали, что лучшими типами государственного устройства являются монархия и аристократия, а демократия – одним из худших. Два знаменитых философа выдвигали различные теории происхождения государства: Платон – экономическую, а Аристотель – естественную. В то же время, говоря о классовой структуре общества, Платон делал упор на психологические отличия, а Аристотель – на экономические. Оба философа были в определённой степени непоследовательны, смешивая биологические и социальные особенности человека.

Для развития современных  политических взглядов большее значение имеет философия Платона, особенно если сравнивать его с Макиавелли и социалистами-утопистами.

 

 

 

 

 

 

 

        6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебник. М., 2003.

2. Аристотель. Политика. М.: Наука, 1988.

3. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э.Лейста. – М.: Зерцало, 2006.

4. История политических и правовых учений / Под общ. редакцией В.С.Нерсесянца. – М.: Норма, 2005.

5. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Платон Государство. / Соч. в 4-х т. – М.: Мысль, 2003. Т.3.

7. Политология: Лексикон. / Под ред. А.И.Соловьева. – М.: РОССПЭН, 2007.

8. Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Юрайт, 2005.

9. Политологи: Учебник/ Под редакцией В. Н. Лавриненко. М.: Юнити,  1999 – 367с.

10. Политология: Хрестоматия / Под ред. Василика М.А. – М.: Гардарики, 2000.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учение Платона об идеальном государстве