Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Содержание работы

Зигмунд Фрейд
Понятие бессознательного
Три периода развития учения Фрейда о бессознательном
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

На основе этих трех положений, проверенных на собственной психиатрической  практике, Фрейд выработал совместно со своим коллегой Брейером, так называемый катартический метод лечения истерии.

Сущность этого метода заключается в следующем: в основе истерии и некоторых других психогенных  нервных заболеваний лежат психические  образования, не доходящие до сознания больного: это какие-нибудь  душевные потрясения, чувства или желания, однажды пережитые больным, но  намеренно забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам, или  боится, или стыдится самого воспоминания о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы (разряжены); они-то и вызывают болезненные симптомы истерии.8

Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются “бессознательным”, как понимал  его Фрейд в первый период развития своего учения. “Бессознательное”  можно определить как некое чужеродное тело, проникшее в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментами сознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно,  чем переживания реальной жизни, от тесных  ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.

Такова первая фрейдовская  концепция бессознательного.9 Для нее характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакой физиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать. Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на язык сознания; другого, непосредственного подхода  к бессознательному помимо сознания саомго больного нет и  не может быть.

Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.

Во втором периоде  бессознательное становится необходимою  и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни.  Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний.

Процесс образования  бессознательного, согласно этим новым  воззрениям Фрейда, носит закономерный харатер и совершается  на протяжении всей жизни человека  с самого момента его рождения. Этот процесс  носит название “вытеснения”. Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы  переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы  вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека.10

Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, а внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку, поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние тяжести и нагрузки на наш внутренний мир. 11

Психическая деятельность приводится в движение внешними и  внутренними раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются   в организме. И вот психические  представительства этих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Все влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две группы:

  1. сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода;
  2. личные влечения, или влечения “я”, их цель – самосохранение индивида.

Сексуальное влечение, или,  как   называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда  не угасающую вовсе жизнь в организме и психике.

Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать  организм, если бы он был предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связан принципом реальности и культуройц. Сюда входит все, что он откровенно желал и ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в проявлении своего исконного, органического  самодовления.

В третьем периоде  теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления  влечений на сексуальные и влечения “я” появилось новое деление:

1) сексуальное влечение, или эрос;

2)  влечение к смерти.

Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.

 Влечение “я” и,  прежде  всего, инстинкт самосохранения  отошли к сексуальным влечениям,  понятия которых, таким образом,  чрезвычайно расширилось, охватив оба члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к  сохранению и развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.12

Второй особенностью третьего периода является расширение состава бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами.

Для второго периода  было характерно динамическое понимание  бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному “Я”. В своей книге “Я и Оно” Фрейд предлагает  всю эту область психики, не совпадающую с “Я”, называть “Оно”.13 "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей.

“Оно” - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает  человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.

"Я" (Ego) - сфера сознательного,  посредник между "Оно" и  внешним миром, в том числе  природными и социальными институтами,  соизмеряющий деятельность "Оно"  с "принципом реальности", целесообразностью  и внешнеполагаемой необходимостью. “Оно” – это страсти, “Я” – это разум и рассудительность. В “Оно” нераздельно властвует принцип наслаждения; “Я” – носитель принципа реальности. Наконец, “Оно” – бессознательно.14

До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с “Оно”: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только “Оно”. И в “Я”, и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного. Бессознателен исходящий из “Я” процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах “Я” работа вытеснения. Таким образом, значительная область “Я” также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем  казалась вначале.

Высшую бессознательную  область в “Я” Фрейд называет “Идеал – Я”.15  "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

“Идеал – Я” - это  прежде всего тот цензор, веления  которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом  ряде других, очень важных явлений  личной и культурной жизни. Оно проявляется  в безотчетном чувстве вины, которая  тяготеет над душою некоторых людей.  Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но  не может его преодолеть. Далее, к проявлениям “Идеал – Я” относится так называемое “внезапное пробуждение совести”, случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное “Я” принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.

 Пытаясь проникнуть  в механизмы работы человеческой  психики, Фрейд  исходит из того, что  глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно"  исподволь, но властно диктует свои условия "Я".

Как покорный слуга  бессознательных  влечений, "Я" пытается сохранить  свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция  "Идеал - Я", которая царит над  "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим  существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в  психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию  бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется  с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира  "Оно", что  может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким  образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое,  подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я".

Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно  утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Фрейд определяет бессознательное  как несловесное;  оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответствующими словесными представлениями.

Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения  бессознательным, долго бился над  решением этой проблемы, постоянно  внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений".

Заключение

 

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в  тайники бессознательного, или, как  иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Значение концепции бессознательного для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное  познание и как представление. Наш мир представлений, как и каждый из его элементов, доступен  для восприятия  лишь посредством инстанции, несводимой к нему, - сферы побуждений, желаний, потребности, действия, труда, придающих ему форму: эта форма предшествует формам мысли, и мысль может воспринять ее лишь  задним числом. Поэтому результаты наших размышлений об аффекте, побуждениях и т.д. нисколько не ведут нас к отрыву от мира, где живут люди, но напротив, заставляют нас вернуться к его корням, чтобы выявить действительно движущую силу природы, подлинный разум. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Бессознательное: многообразие видения, Агентство “САГУНА”, Новочеркасск, 1994.
  2. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану, Коллоквиум московского круга, 1992.
  3. “Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль”, сост. В.М. Лейбин, Москва, “Республика”, 1994
  4. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва “Просвещение”, 1989.
  5. З. Фрейд. Основные принципы психоанализа, Киев,1998.
  6. Макаревия В.Приоткрытая дверь в глубины бессознательного, Даугавпилс, 1997.
  7. Ричард Осборн. Знакомтесь: Фрейд, Киев, 1997.
  8. Джонс Эрнест.  Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва,1997.

 

1 Джонс Эрнест.  Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва, 1997.

2 Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль, сост. В.М. Лейбин, Москва, “Республика”, 1994. – С.35

3 З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва “Просвещение”, 1989. – С. 426

4 “Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль”, сост. В.М. Лейбин, Москва, “Республика”, 1994. – С.29

5 Бессознательное: многообразие видения, Агентство “САГУНА”, Новочеркасск, 1994. – С. - 12

Информация о работе Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном