«Московский Государственный
Университет Путей Сообщения»
Российская Открытая
Академия Транспорта
ФАКУЛЬТЕТ: Экономический
КАФЕДРА: Философия, социология
и история
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Философия»
ТЕМА: «Ученик Платона об идеях,
о человеке и обществе».
Исполнитель: Сафарова Диана
Фамилевна
Специальность: 080101.65 Экономическая
безопасность
Форма обучения: заочная
Курс: 1
Группа: ЭБс–191
№ зачётной книжки: 1310–ЭБс–0634
Руководитель:
ст. преп. Аркова Татьяна Ивановна
Москва
2014 год
Содержание
Введение
На мой взгляд, для того, чтобы
наиболее полно раскрыть тему «Учение
Платона об идеях, о человеке и обществе»
необходимо вспомнить о Платоне, как ключевой
фигуре в философии.
В истории мировой культуры
Платон (427-347 до н.э.) - великое явление.
Он жил в древнегреческом обществе, но
как деятель - философ, ученый, писатель
- принадлежит всему человечеству. Учение,
излагавшееся самим Платоном в его книгах,
а впоследствии его преемниками, было
полно заблуждений. Основные точки зрения
этого учения не только фантастичны, на
наш современный взгляд, но в прямом смысле
слова превратны, глубоко ошибочны. И все
же Платон - один из учителей человечества.
Не будь его книг, мы не только хуже понимали
бы, кем были древние греки, что они дали
миру, - мы хуже понимали бы самих себя,
хуже понимали бы, что такое философия,
наука, искусство, поэзия, вдохновение,
что такое человек, в чем трудности его
исканий и свершений, в чем их завлекающая
сила. Платоном был создан и разработан
один из двух основных, главных типов философского
мировоззрения. Платон - создатель философского
идеализма.
Однако, учение Платона - глава
не только в истории античной философии,
но и в истории античной науки. Школа Платона
одна из школ античной математики. Изучение
математики Платон рассматривал не в плане
одной лишь педагогики - как стадию в воспитании
ума, как тренировку логическую и диалектическую,
- но и в плане задач положительного знания.
Платон-философ неотделим от Платона-математика.
Многогранность его дарования
удивительна. В нем не только философ сочетается
с ученым. В свой черед философ и ученый
неотделимы в нем от художника: поэта,
драматурга. Платон излагал свои философские
и научные идеи в литературных произведениях.
Оригинальным было здесь не само соединение
философской и научной мысли с литературной
формой, а её выражение.
Как ученый крупного стиля,
Платон мыслит гипотезами, но эти гипотезы
становятся у него мифами. При этом он
не приспособляет к своим точкам зрения,
всем известные мифы, но щедро создает
мифы заново с неистощимым и мощным воображением,
смело и изобретательно. Он излагает свои
идеи не в трактатах, не в докладах, не
в статьях, а в диалогах. Диалоги эти - сцены,
еще лучше сказать - философские комедии
и драмы.
Учение об идеях
Философия не сразу воспользовалась
термином 'идея' было введено в греческую
философию не Платоном. Слово это было
использовано его старшим современником,
материалистом Демокритом. Имеется сообщение,
что 'идеями' Демокрит называл свои телесные
атомы, или материальные элементы вещей.
Слово 'идеи' означает у Демокрита
то же, что слово 'формы'. По Демокриту,
эти формы-фигуры не воспринимаемы с помощью
чувств. Их нельзя видеть глазами, осязать
пальцами, обонять ноздрями. Однако существование
и свойства их вполне достоверны для нашего
познания. В их существовании нас удостоверяют
не чувства, а ум. Для него 'идеи' - формы,
открывающиеся уму в вещах как элементы
бытия этих вещей.
Принципиальную перемену в
применении термина 'идея' вносит Платон.
У Платона слово 'идея' и близкое к нему
этимологически слово 'вид'
также применяется для обозначения сущности
предмета, равно как и для
обозначения 'формы', 'фигуры', 'облика',
'вида'. У него, как и у Демокрита, 'идея'
(или 'вид') есть форма, постигаемая не чувствами,
а умом.
У Демокрита атомы-идеи, или
атомы-формы, недоступны чувствам только
из-за маленькой величины. У Платона идеи-формы,
или идеи-виды,
недоступны чувствам потому, что сама
природа их отнюдь не та, что
природа вещей чувственного мира. Демокритовские
идеи-формы телесны, его атомы - тела. Платоновские
идеи-формы бестелесны. Иначе говоря,
воззрения Демокрита на формы - материализм,
воззрения Платона -
идеализм. 'Формы' Платона - нечувственные
формы, и сознание этих форм принципиально
иное, чем познание чувственных вещей.
Как утверждает Платон, в философии
имеются два разряда, или класса,
философов. Одни допускают, будто существовать
может только то, что
может быть воспринимаемо внешними чувствами;
другие - будто кроме
чувственного воспринимаемого существует
также и бытие бестелесное и
именно в области бестелесного пребывает
истинная сущность.
То есть согласно Платону, материальный
мир, который нас окружает и который мы
познаем своими чувствами, является лишь
"тенью" и произведен от мира идей,
т. е. материальный мир вторичен. Все явления
и предметы материального мира преходящи,
возникают, гибнут и изменяются (и поэтому
не могут быть подлинно сущими), идеи являются
неизменными, неподвижными и вечными.
За эти свойства Платон признает их подлинным,
действительным бытием и возводит в ранг
единственного предмета подлинно истинного
познания.
Платон объясняет, например,
подобие всех существующих в материальном
мире столов наличием идеи стола в мире
идей. Все существующие столы - лишь тень,
отблеск вечной и неизменной идеи стола
Это, как говорил В. И. Ленин,
является переворачиванием действительности.
В действительности идея стола возникает
как абстракция, как выражение определенного
подобия многих отдельных, конкретных
столов. Идею Платон отрывает от реальных
предметов, абсолютизирует и провозглашает
априорной по отношению к ним же. Идеи
суть подлинные сущности, существуют вне
материального мира и не зависят от него,
объективны, материальный мир им лишь
подчинен. В этом - ядро объективного идеализма
Платона.
Итак, рассмотрев философию
Платона и его взгляды на мир «идей» и
мир «вещей» можно сделать следующее заключение.
1. Идея вещи есть
смысл вещи.
2. Идея вещи есть такая
цельность всех отдельных частей и проявлений
вещи, которая уже не делится на отдельные
части данной вещи и представляет собою
в сравнении с ними уже новое качество.
3. Идея вещи есть та
общность составляющих ее особенностей
и единичностей, которая является законом
для возникновения и получения этих единичных
проявлений вещи.
4. Идея вещи невещественна.
5. Идея вещи обладает
своим собственным и вполне самостоятельным
существованием, она тоже есть особого
рода идеальная вещь, или субстанция, которая
в своем полном и совершенном виде существует
только на небе или выше неба.1
Учение о человеке
У каждого человека есть тело
и душа. Душа - главная часть человека,
благодаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель.
Душа реализует себя в добродетелях умеренности,
мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто
понимает это, будет лепить себя по образцу
идеи блага. Проще всего быть умеренным,
сложнее - мужественным, еще труднее стать
мудрым. К благу ведет не только познание,
но и любовь.
Суть любви в движении к благу,
прекрасному, счастью. В этом движении
есть свои ступени: любовь к телу, любовь
к душе, любовь к благу и прекрасному. Согласно
обыденным представлениям, платоническая
любовь - это любовь, лишенная чувственных
влечений. В действительности же Платон воспевал
любовь как побудительную силу духовного
совершенствования, он выступал против
сведения любви к сексуальной простоте.
Любовь, по Платону, это мост соединяющий
телесное, чувственное с духовно-возвышенным.
Платон в отличие от Демокрита
стоял на позиции антропологического
дуализма души и тела. Но именно душа является
субстанцией, которая делает человека
человеком, тело же рассматривается как
враждебная материя. Поэтому от качества
души зависит и общая характеристика человека,
его предназначение и социальный статус.
На первом месте в иерархии душ находится
душа философа, на последнем - душа тирана.
Это объясняется тем, что душа философа
наиболее мудрая и восприимчивая к знанию,
а это и является главным в характеристике
сущностей человека и его отличия от животного.
Платон может находить истинную
сущность души лишь в её духовной природе,
в её разуме. Лишь разум есть божественная
и бессмертная часть души; только при вступлении
в тело с ним соединилась смертная часть
души; и только в мифе, излагаемом в «Федре»,
предсуществование принадлежит и смертной
части. Смертная душа имеет в свою очередь
две части: аффективную. Разум пребывает
в голове, аффективная часть — в груди, вожделение —
в нижней части живота.
Человеческая душа постоянно
тяготеет к трансцендентному миру идей,
она вечна, тело же смертно. Это учение
о двойственном характере человека оказало
влияние на средневековое религиозное
учение о нем. В единстве и противоположности
души и тела заключен, по мнению Платона,
вечный трагизм человеческого существования.
Телесность ставит человека в животный
мир, душа возвышает его над этим миром,
тело – это материя, природа, душа же устремлена
в мир идей. Позднее этот трагизм станет
одним из существенных моментов русской
религиозной философской антропологии.
Учение об обществе
Размышляя об обществе, Платон вновь
стремится использовать концепцию идей.
Многообразие потребностей человека и
невозможность удовлетворения их в одиночку
является побудительным мотивом для создания
государства. По Платону, величайшим благом
является справедливость. Несправедливость
— это зло. Последнее он относит к следующим
типам государственного устройства: тимократии
(власти честолюбцев), олигархии (власти
богатых), тирании и демократии, сопровождающейся
анархией и произволом.
Справедливое государственное устройство
Платон "выводит" из трех частей души:
разумной, аффективной и вожделеющей.
Одни разумны, мудры, они способны и, следовательно,
должны управлять государством. Другие
— аффективны, мужественны, им суждено
быть стратегами, военачальниками, воинами.
Третьи, обладающие по преимуществу вожделеющей
душой, сдержаны, им надо быть ремесленниками,
земледельцами. Итак, имеются три сословия:
правители, стратеги, земледельцы и ремесленники.
Далее Платон дает массу конкретных рецептов,
например, чему кого надо учить и как воспитывать,
предлагает лишить стражей собственности,
установить для них общность жен и детей,
вводит различного рода регламентации
(порой мелочные). Строгой цензуре подвергается
литература, все, что способно опорочить
идею добродетели. В загробном мире —
а душа человека как идея продолжает существовать
и после его смерти — добродетельных ждет
блаженство, а порочных — ужасные муки.
Платон мысленно строит идеальное государство,
которое, по его мнению, могло бы предотвратить
многочисленные несправедливости. Он
исходит из идеала и строит идеальное
государство, которое было бы столь же
неизменным, как и его идея. Платон хотел
бы достигнуть идеала, а получилась, как
свидетельствует более чем двухтысячелетняя
послеплатоновская история, утопия, в
которой исследователи разгадали идеализацию,
представление общественных отношений
древней Спарты более совершенными, чем
они на самом деле были. После Платона
будут созданы новые утопии и всякий раз
— из самых благих устремлений.
В своем учении об обществе Платон как
бы дублирует те же философские представления,
что и в учении о природе: начинает с идей,
идеи понимаются как порождающие модели
и вместе с тем как идеалы. А сами идеалы
строятся умозрительно, на основе исторически
ограниченного знания. В итоге получается
утопия.
Главная идея общественного
благоустройства - это идея справедливости. В совершенном государстве
между тремя классами общества должна
быть установлена гармония. Каждый должен
делать то, на что он вправе претендовать
по состоянию своей души. Платон желал построить идеальное
государство. Он предлагал свои рецепты
политикам, те их отвергли как несоответствующие
сложным жизненным реалиям. С высот сегодняшнего
дня идеи Платона действительно кажутся несколько
утопичными, скользящими по поверхности
моря жизненных страстей. Но, удивительное
дело, политики всех развитых стран часто
ставят на первое место именно идею справедливости.
А это идея Платона!
Заключение
В своем заключении я бы хотела обратиться
к критике платоновских воззрений крупнейшим
современным философом, постпозитивистом К. Поппером.
Поппер ни много ни мало обвиняет Платона
в том, что он враг открытого, демократического
общества, предтеча тоталитарного, то
ли социалистического, то ли фашистского,
общества. Корни ошибок Платона Поппер
видит в учении об идеях. Идеи, мол, фикции,
а поэтому от них ничего, кроме утопии,
нельзя ожидать. Согласно Попперу, надо
исходить из реальных жизненных ситуаций
и шаг за шагом трансформировать их к лучшему.
Было бы, наверное, неразумно пренебрегать
выводами Поппера, во многих отношениях
великолепного философа. И все-таки, думается,
в критике Платона Поппер излишне суров,
более того, недостаточно гибок. Неужели
великий философ древности, каковым несомненно
является Платон, должен быть действительно
назван врагом современного общества?
С высот сегодняшнего дня Платона критиковать
довольно просто: что это, например, за
рецепт — ввести общность жен и детей?
Но ведь современному автору должно быть
совершенно очевидно, что не устаревшие
воззрения Платона должны нас интересовать
в первую очередь.
Платон начинает с идеи, это правильно.
Далее он исходит из идеала. И это верно.
Все самые умные авторы поступают таким
же образом, используя представления об
идее и идеале. У Платона идеал — справедливость,
у Поппера — свобода. Идеал справедливости
вполне уместен, а вот идеал свободы был,
к сожалению, чужд Платону. Кроме того,
Платон конкретизирует идеал справедливости
крайне умозрительно, без опоры на реальные
факты. Именно это — путь к утопии.