Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 08:32, реферат
В своём реферате мы бы хотели рассмотреть учения и взгляды древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ Анаксимандра. Который внес значительный вклад не только в философию, но и в другие науки, такие как космология, космогония, астрономия и география. Цель нашей работы: изучить учения и взгляды Анаксимандра не только в философии, но и в других науках.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ……………………………………….....4
1.1.Возникновение и становление античной философии……………..…4
1.2. Краткая биография Анаксимандра………………………………...…4
ГЛАВА 2. УЧЕНИЯ АНАКСИМАНДРА…………………………………….....5
2.1. Космология……………………………………………………….……5
2.2. Космогония………………………………………………………….....7
2.3. Астрономия и география……………………………………………...8
2.4. Философия…………………………………………………………..…8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....12
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ……………………………………….....4
1.1.Возникновение и
1.2. Краткая биография Анаксимандра………………………………...…4
ГЛАВА 2. УЧЕНИЯ АНАКСИМАНДРА……………………………………....
2.1. Космология……………………………………………………
2.2. Космогония……………………………………………………
2.3. Астрономия и география……………………
2.4. Философия………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....12
ВВЕДЕНИЕ
В своём реферате мы бы хотели рассмотреть учения и взгляды древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ Анаксимандра. Который внес значительный вклад не только в философию, но и в другие науки, такие как космология, космогония, астрономия и география. Цель нашей работы: изучить учения и взгляды Анаксимандра не только в философии, но и в других науках. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой ряд задач: - изучить биографию Анаксимандра; - изучить учения Анаксимандра в философии; - изучить учения Анаксимандра в космологии; - изучить учения Анаксимандра в космогонии; - изучить учения Анаксимандра в астрономии и географии; Первоначала философия была выдвинута первыми греческими философами, а позже представителями Милетской школы Фалесом (конец VII – пер. пол. VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI до н.э), Анаксимандром ( VIв. До н.э).
ГЛАВА1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, — о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами. Представителями Милетской школы Фалесом (конец VII – пер. пол. VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI до н.э), Анаксимандром ( VIв. До н.э). Особенностью этой школы состояла в том, что в ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего. Опираясь на мировоззрения Гомера и Гесиода, на достижение ближневосточной мудрости: вавилонской, египетской, финикийской – последовательно освобождая их от мифологической формы, милетцы совершили прорыв от мифа к логосу создав парагизму научного мышления. Основным принципом мысли стало правило: мир должен быть понят, исходя из него самого, а не из внешних причин. Этот принцип остается краеугольным камнем и для современного научного знания.
Небесные светила Анаксимандр считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны — цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна». Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия — звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие — Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь — Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь. Система мира Анаксимандра (одна из современных реконструкций)
Таким образом, Анаксимандр полагал,
что все небесные светила находятся
на разном расстоянии от Земли. Видимо,
порядок следования соответствует
следующему физическому принципу: чем
ближе оно к небесному огню
и, следовательно, чем дальше от Земли,
тем оно ярче. Согласно современной
реконструкции, внутренний и внешний
диаметры кольца Солнца составляют, по
Анаксимандру, соответственно, 27 и 28 диаметров
земного цилиндра, для Луны эти
величины составляют 18 и 19 диаметров, для
звёзд 9 и 10 диаметров. В основе Вселенной
Анаксимандра лежит математический
принцип: все расстояния кратны трём. В
системе мира Анаксимандра пути небесных
тел являются целыми кругами. Эта точка
зрения, в настоящее время вполне очевидная,
была новаторской во времена Анаксимандра
(мы не можем непосредственно наблюдать
ту часть траектории, которая лежит «под
землёй», и для подобного вывода требовалась
неортодоксальность выводов). Эта первая
в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с
орбитами светил вокруг Земли позволяла
понять геометрию движений Солнца, Луны
и звёзд. Вселенная мыслится центрально-
2.2. Космогония.
Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека. Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон (ἄπειρον) — которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово «апейрон» у всех античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как прилагательное, то есть, атрибут некоего существительного.) Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» — Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи — огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам. Заключительный этап возникновения мира — появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни. Карта Земли по Анаксимандру (одна из современных реконструкций)
Анаксимандр считал Вселенную подобной
живому существу. В отличие от нестареющего
времени она рождается, достигает
зрелости, стареет и должна погибнуть,
чтобы возродиться вновь: «…совершается
гибель миров, а намного раньше их
рождение, причем испокон бесконечного
веку повторяется по кругу всё одно и то
же». Рассуждая о различных видах существования
первоначала, Анаксимандр выдвинул идею
о паритетности материальных состояний.
Влажное может высохнуть, сухое — увлажниться
и т. д. Противоположные состояния имеют
под собой общую основу, будучи сосредоточены
в неком едином, из которого они все вычленяются.
Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понят
2.3. Астрономия и география
Анаксимандр пытался сравнить величину Земли с другими известными на свой период планетами. Как считается, составил первую карту Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям древних авторов). Впервые в Греции установил гномон — простейшие солнечные часы. Ввёл в употребление небесный глобус.
2.4. Философия.
Фалес, отыскивая начало
всего сущего, пришел, как уже
отмечалось, к выводу, что им была вода.
Но Анаксимандр, мыслящий более абстрактно,
не мог с этим конкретным предметным началом
согласиться, полагая, что вода, как некий
единичный предмет, не может заключать
в себе всех предметов, всего сущего. Таковым,
по мнению Анаксимандра, могло быть только
что-то бесконечное, беспредельное, безграничное:
«Начало и основа всего сущего – апейрон». Апейрон
Наиболее емкая и глубокая интерпретация анаксимандровой философемы, как полагают современные авторы, была дана Симпликием, не только дословно воспроизведшего подлинный фрагмент из труда Анаксимандра, но и указавшего при этом на наиболее вероятное основание принятия последним именно такой трактовки первоначала: «Из учивших, что начало – единое движущееся бесконечное, Анаксимандр Милетский, сын Праксиды, преемник и ученик Фалеса высказал, что началом и стихией сущего является Беспредельное, первым введя такое название начала. Он говорит, что начало не есть ни вода и, вообще, ни одна из так называемых стихий элементов, но некоторая иная беспредельная природа, из которой возникают все небеса и все миры в них».
Великое абстрактное порождение Анаксимандра многолико, поскольку оно же и нечто неопределенное, безразличное к чему-либо, ибо, в противном случае, могло бы быть сведено к какому-то определенному началу, или смеси начал, или отношению к ним.
Свой апейрон Анаксимандр понимал как беспредельное, бесконечное «беспокойство» материальной субстанции (все античные авторы соглашались считать его материальным, вещественным), как движение чего-то, что бесконечно в пространстве, материально по сути, но неопределенно в ощущениях. Это дает основание Анаксимандру предложить следующую не столько абстрактную, сколько физическую картину становления мира.
Первичная сущность, апейрон, необходимо должна быть единым целым, Единым, но Всем. Она (сущность) заключает в себе множество элементов, из которых состоят все окружающие нас предметы, и элементам этим требуется только отделиться от первичной сущности, чтобы стать отдельными явлениями природы. Возникновение как таковое, есть разложение, выделение из беспредельного, бесконечного. И это выделение происходит от вечного движения, которое само есть условие беспредельного, бесконечного. Симпликий так разъяснял способ возникновения из анаксимандровой философемы единичных вещей: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешают согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время» (курсив – слова из фрагмента Анаксимандра, а далее слова Симпликия. – В.С., В.П.). Так говорит он в чересчур поэтических выражениях. Очевидно заметив, что четыре стихии превращаются одна в другую, он не счел возможным признать какую-то одну из них лежащей в основе других, но принял в качестве субстрата нечто от них отличное. По его же учению, возникновение вещей происходит не от качественного изменения стихии, но вследствие того, что выделяются противоположности по причине вечного движения. Поэтому-то и Аристотель поставил его рядом с последователями Анаксагора… Противоположности же суть теплое и холодное, сухое и влажное...».
Таким образом, Анаксимандр
полагает, что беспредельное, бесконечное
находится в состоянии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы считаем, что в работе достигли поставленной цели. Мы изучили учения и взгляды Анаксимандра в различных науках, таких философия, космогония, космология, астрономия, философия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Аристотель. Метафизика. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999.-456с.
2. Гомперц Т. Греческие мыслители. –Минск.: Харвест, 1999.-345с.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: изд-во «Мысль», 1998. №11.
4. Донских О. А. Античная философия. –С-П.: ПИТЕР,200. -435с.