Учения эпикурейцев и стоиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:53, реферат

Описание работы

Господствующая религия не удовлетворяла людей, поэтому они искали душевного спокойствия и нравственной опоры в философии. Таким образом, время упадка верований было цветущим периодом философии. Великих новых философских систем этот век не произвел, но философия распространилась тогда в обществе, ею интересовались все образованные люди. Философы выработали правила жизни для всех сословий, для всех профессий; философские системы служили основаниями общественной жизни и литературы. Попытки Арата и Клеомена оживить государственный быт Греции реформами, низвергнуть тиранов, восстановить свободу – произошли из философских учений; из них произошли и космополитские понятия того времени.

Содержание работы

1.Философия эпохи эллинизма______________3
2.Эпикур и эпикурейцы____________________4
3.Зенон Китийский и стоики________________4-5
4.Дальнейшее развитие школы стоиков_______5-6
Заключение_______________________________6
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Философия 3.docx

— 26.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МГУ им. Н.П. Огарёва

 

 

 

 

 

Реферат

«Учения эпикурейцев и стоиков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 105 группы

 Сутулова Юлия

Проверил: доцент кафедры философии

Сысуев Дмитрий Алексеевич

 

 

 

 

 

Саранск 2014

 

Содержание:

 

1.Философия эпохи эллинизма______________3

2.Эпикур и эпикурейцы____________________4

3.Зенон Китийский и стоики________________4-5

4.Дальнейшее развитие школы стоиков_______5-6

Заключение_______________________________6

Список используемой литературы____________7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Философия эпохи эллинизма.

Господствующая религия не удовлетворяла людей, поэтому они искали душевного спокойствия и нравственной опоры в философии. Таким образом, время упадка верований было цветущим периодом философии. Великих новых философских систем этот век не произвел, но философия распространилась тогда в обществе, ею интересовались все образованные люди. Философы выработали правила жизни для всех сословий, для всех профессий; философские системы служили основаниями общественной жизни и литературы. Попытки Арата и Клеомена оживить государственный быт Греции реформами, низвергнуть тиранов, восстановить свободу – произошли из философских учений; из них произошли и космополитские понятия того времени. Основатели новых философских школ стремились провести в жизнь результаты своих размышлений, дать своим идеям практическое применение. Некоторые из этих философов были последователи великих мыслителей прежнего времени. Важнейшими философскими школами были: перипатетическая, развивавшая систему Аристотеля (II, 753); академическая, последователи которой назывались платониками, но преобразовывали учение Платона, так что различаются три периода платонизма: первая, вторая и третья академии (II, 739); еще влиятельнее были эпикурейская школа, основанная на учении Аристиппа, и стоическая, бывшая облагороженным учением циников (II, 717). Эпикур [342–270 гг.], основатель школы, названной его именем, родился на Самосе, в семействе, переселившемся туда из Аттики, получил образование в Афинах, преподавал свою философию отчасти в этой столице наук, отчасти в разных городах Малой Азии. Основатель стоической школы Зенон [ок. 336–264 гг.], уроженец кипрского города Кития, сначала занимался торговлею, потом, оставив ее, поселился в Афинах, посещал там школы разных философов, нашел их учения неудовлетворительными и составил свою систему, целью которой было решение вопросов о высших целях жизни. Он думал не о том, чтоб открывать новые отвлеченные истины; главным желанием его было установить правила нравственной жизни на здравых понятиях об устройстве мира. Учения Эпикура и Зенона были противоположны по своему характеру: Эпикур допускал человека свободно пользоваться внешними благами, учил благоразумному наслаждению жизнью; Зенон требовал, чтобы мудрец стремился к душевному спокойствию («бесстрастию» Apathia) и трудился над развитием в себе способности к отречению от внешних благ («занимался аскетикой»); но оба они желали доставить человеческой душе свободу от житейских тревог, оба считали твёрдую преданность истине отрадой человека, источником нравственного мужества. Школы, основанные ими, имели могущественное влияние на мысли людей во все последующие века.

2.Эпикур и эпикурейцы.

Нравственное учение, которое Эпикур излагал в своем доме, стоявшем, в прекрасном саду близ Афин, было видоизменением киренейской этики; но Эпикур дал ему более прочное теоретическое основание тем, что заимствовал учение о природе из системы Демокрита (II, 348), почти без всякого изменения. Его философия, делившаяся на логику (канонику), физику и этику, учила, что познание истины основывается на чувственных восприятиях, на впечатлениях, производимых внешним миром; что нет ничего существующего отдельно от материи, а все материальные предметы состоят из случайного соединения атомов, носящихся в пространстве; из атомов состоит и душа человека, состоят и боги; различие между предметами происходит от различия атомов, из которых состоят они; душа и боги состоят из атомов очень тонкого вещества, которое можно сравнить с теплым дыханием. Цель жизни и у богов, и у людей – счастье. Счастье богов состоит в том, что они свободны от заботы о вселенной: она не создана ими, они не правят ею; они живут в пространствах между разными мирами и не имеют никакого влияния ни на природу, ни на жизнь людей. Счастье человека состоит в свободе от всяких неприятных ощущений, нарушающих душевное довольство. У Эпикура, человека нравственного и доброго, это учение имело благородный характер; но впоследствии оно превратилось в философию чувственного наслаждения. Основатель школы ставил счастье в душевном довольстве мудреца, отдавал предпочтение над чувственными наслаждениями умственным, как более прочным и более чистым; его ученики скоро переступили границу между прочным нравственным удовольствием душевного спокойствия и чувственными наслаждениями, их испорченный эпикуреизм ставил целью жизни эти наслаждения. – Характер самого Эпикура был, как мы сказали, безукоризнен, его нравы были чисты. Он любил проводить время в обществе учеников и друзей; они обедали в его саду; но эти обеды были скромны, и те небольшие расходы, каких требовали они, были покрываемы взносами участвующих; древние писатели хвалят согласие между собеседниками Эпикура в его саду, добродушие и кротость этого дружеского общества философов.

3.Зенон Китийский и стоики.

Противоположность эпикуреизму, выродившемуся в изнеженность, представляет суровый стоицизм, возобновленный цинизм в облагороженной форме. Зенон, преподававший свое учение в Афинах, оставался в жизни верен его правилам, исполнял их с непоколебимою твердостью воли до смерти, которую в глубокой старости добровольно дал себе, отказавшись от пищи. Он был слабого телосложения, но приучил себя удивительно легко выносить всякие труды и лишения; нравы его были чисты, он был воздержен, владел своими страстями, высказывал свои мысли коротко и определительно; характер его был строгий, несколько мрачный. Он преподавал свое учение в Разрисованной Стое (Stoa Poikile), потому оно получило название стоического. Основанием системы Зенона служило, как мы говорили, учение циников; но, кроме того, в ней заметно влияние мегарской школы: Зенон был слушателем Стильпона (II, 719). Стоицизм так же, как эпикуреизм, имеет своею целью доставить человеку счастье, состоящее в мудрой умеренности; но цель эта достигается в нем путями, противоположными эпикурейским. По учению стоиков, счастье человека состоит в том, чтоб он был подобен богам; он достигает этого сознанием истины о божественных и человеческих делах, правильным суждением о добре и зле, жизнью сообразною природе, владычеством над страстями, подавлением в себе влечений, противных разуму, приобретением привычки сообразовать свою волю с природою и разумом. Мудрый должен переносить все в жизни с непоколебимым равнодушием, потому что радость и горе, счастье и бедствия предопределены вечной необходимостью природы (Heimarmene, Fatum), a восставать против неизбежного противно природе. При самом возникновении мира было уже положено на вечные времена основание всему, что будет происходить, так что все в мире совершается по необходимости, и в нем нет места случаю. Самоубийство, по учению стоиков, дело, не заслуживающее порицания. В учении о вселенной (физике) они говорили, что первобытная материя (эфир) и первобытный разум (огонь) существовали при начале вселенной в соединении и это их соединение – движущий, оживляющий, создающий закон природы (Зевс); это существо, состоящее из эфира и огня, одаренное разумом и волей, создало из самого себя вселенную, которой оно движет и правит; вселенная некогда сгорит и тем возвратится в первобытное существо, из которого произошла. Подобно вселенной, и части её, в особенности небесные тела, имеют божественную природу; но все они подчинены закону необходимости. Душа человека – огненное дыхание, истечение души вселенной; она имеет, кроме пяти внешних чувств, способность размножения, дар слова и разум, который должен управлять другими силами души.

4.Дальнейшее развитие школы стоиков.

Учение Зенона получило широкое распространение; влияние его заметно в политических событиях того времени. Ученик Зенона Сфер Босфорский, живший в Спарте, возбудил в душе Клеомена энтузиазм к старинной спартанской строгости нравов (стр. 351); соотечественник и друг Зенона Персей Китийский пользовался уважением царя македонского Антигона Гоната. Но участие стоиков в политических делах помешало их единодушию: один из даровитейших учеников Зенона – Дионисий Гераклейский покинул его систему и стал последователем киренейской философии; другой даровитый ученик, Аристон Хиосский, разошелся с Зеноном по многим важным вопросам, находя его учение слишком суровым. Верен Зенону оставался Клеанф [334–232 гг.], уроженец троадского города Асса, получивший название «водоноса», потому что зарабатывал себе деньги ночью тяжелым физическим трудом, посвящая день изучению философии; он твердо держался системы Зенона и горячо защищал ее от противников; но ум его был тяжелый; он не мог привлекать к себе последователей. Ученик Клеанфа Хрисипп [ок. 278–207 гг.], уроженец города Сол, называется вторым основателем стоической школы. И, действительно, он поддержал ее. Человек твердого характера, одаренный сильным умом, большим диалектическим талантом, часто доводившим его до натяжек в аргументах, он обладал обширной ученостью, был ловок и деятелен; благодаря этим качествам, он соединил под своим руководством распадавшуюся школу Зенона и подробно разработал систему стоической философии. Он писал очень много; говорят, что число его сочинений простиралось до 750. Они были написаны торопливо, потому изложение в них было небрежное: древние писатели говорят, что язык их был неправилен, слог растянут, много было в них повторений, лишних цитат, много эпизодов, уклонявшихся от главного предмета. Но, при всех своих недостатках, сочинения Хрисиппа легли в основание всех позднейших ученых трудов стоической школы.

Заключение.

По-мнению эпикурейцев,  счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих. Значит, если кто-то хочет быть счастливым, он может им быть, надо только открыть источник счастья в себе самом. Эпикур предлагал довольствоваться малым и при этом испытывать не страдание от недостатка, а удовольствие от наличия. Как это ни странно, философ призывающий стремиться к удовольствиям, является представителем противоположной модели - аскетизма. Но если буддистские, например, аскеты готовы претерпеть страдания лишений, то для Эпикура сознательное ограничение собственных желаний есть средство удовольствия. 
В центре философии Эпикура стоит человек, устройство же мира, его законы и способы познания не являются для Эпикура столь же существенными вопросами как проблема человеческого счастья. В онтологической части своей философской системы он повторил, несколько видоизменив, атомистическую теорию Демокрита. По-мнению же стоиков, человеческая жизнь подобна мельчайшей частице в огромном смерче 
пыли, которая сама по себе ничего не значит и вместе с миллионами других таких же частиц, не принадлежа самой себе, несется в неведомом ей направлении. Ведущему нас року, считают стоики, бесполезно противостоять или сопротивляться: в любом случае все произойдет так, как запланировано независимо от наших желаний. Формула стоической философии представлена знаменитым положением: 
« Желающего судьба ведет не желающего - тащит ». Человек совершенно не свободен и всецело пребывает в расположении внешних сил. Результатом миропонимания является полная свобода от всякой суеты, пустых хлопот и волнений. Одной из основных добродетелей стоиков является способность спокойно и мужественно встретить собственную смерть. Стоическое счастье, таким образом заключается в полном безразличии ко всем превратностям судьбы, какими бы они ужасными ни были.

 

 

 

Список используемой литературы:

1) Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии, М.: "Хроники", 2002 
2) Лосев А.Ф. Философия, М., 1997 
5) Куманецкий К. Л. История культуры Древней Греции и Рима, М., 1999

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учения эпикурейцев и стоиков