Сверхчеловек ― это
«высший биологический тип, который относится
к человеку, как тот относится к обезьяне.
Но этого человека нужно вырастить, а для
этого у Ницше нет каких-либо специальных
рецептов: он выступает лишь как пророк,
предвещающий приход нового «вождя», «фюрера»,
полубога, а то даже и Бога»11. Заратустра ― это
не сверхчеловек, это «мост» к сверхчеловеку.
Обычные люди ― это исходный материал,
почва для выращивания сверхчеловека.
Сверхчеловек ― это новый «культ личности»,
далеко выходящий за рамки «культа личности»
обычных людей и легший в основу мифологии
Ницше, изложенной более полно в «Заратустре».
Неудивительно, что германо-фашистский
«миф ХХ века» опирался на философию Ницше.
Философ видел прообразы сверхчеловека
в римском, арабском, германском дворянстве,
в гомеровских героях, в скандинавских
викингах. Идеалом, близким к сверхчеловеку,
были Цезарь, Макиавелли, Наполеон. Но
возникновение сверхчеловека не предполагалось
быть связанным с какой-либо из существующей
рас того времени. Кроме того, он является
членом какого-то класса не в силу своего
рождения, а предназначен к этому самой
природой. Таким образом, антибуржуазная
философия Ницше находилась в полном противоречии
с идеологией и практикой фашизма.
В учении Ницше, как в любом
серьезном нравственно философском исследовании,
есть много ценного для нашего времени.
Прежде всего, это яркая критика мещанства.
Никто до и после Ницше с такой прозорливостью
не смог предвидеть всю опасность общества
маленьких, серых, покорных людей.
Это, кроме того, неприятие социальной
системы, построенной либо на безмерном
подчинении какой-либо одной идеологии,
либо на принципах утилитаризма и прагматизма,
где обесценено главное ― личность, ее
индивидуальность и неповторимость. Это
идея возвышения человека, преодоление
всего мелочного, обыденного, незначительного
для жизни.
Главной позитивной ценностью
нравственного учения Ницше, без сомнения,
является идея возвышения человека. Ницше
с полным правом можно было бы назвать
исследователем антропологического метода
в философии. В своих нравственных оценках
он стремился идти от индивида. Причем
сам индивид рассматривался им как бесконечно
становящаяся ценность, как процесс, как
неисчерпаемость. По Ницше, человечество
― это целостность, проявляющаяся через
различие. Но абсолютизация неординарности
приводила Ницше к парадоксальным выводам.
Заключение
Фундаментальная концепция
Ницше включает в себя особые критерии
оценки действительности, поставившие
под сомнение базисные принципы действующих
форм морали, религии, культуры и общественно-политических
отношений и впоследствии отразившиеся
в философии жизни. Философия Ницше не
организована в систему. Волю к системе
Ницше считал недобросовестной. Его изыскания
охватывают всевозможные вопросы философии,
религии, этики, психологии, социологии
и так далее.
Концепция сверхчеловека
Ницше наиболее подробно раскрывает в
работе «Так говорил Заратустра» (1883-1886
гг.).
Сверхчеловек должен соединить
в себе доселе несоединимые качества:
сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность,
чувственность, себялюбие, инстинкт войны
и завоевание и, в то же время, творчество,
созидание нового, умение раздавать и
дарить, жертвовать собой. Это как бы соединение
в одном лице мудрого философа и завоевателя-аристократа,
Сократа и Александра Великого.
Наиболее существенное различие
между людьми, по мнению Ницше, состоит
в том, что некоторые из них от природы
слабы, другие сильны опять-таки по природе.
Соответственно различается и их мораль.
Сверхчеловек ― это высший
биологический тип, который относится
к человеку, как тот относится к обезьяне.
Но этого человека нужно вырастить, а для
этого у Ницше нет каких-либо специальных
рецептов: он выступает лишь как пророк,
предвещающий приход нового «вождя», «фюрера»,
полубога, а то даже и Бога. Заратустра
― это не сверхчеловек, это «мост» к сверхчеловеку.
Обычные люди ― это исходный материал,
почва для выращивания сверхчеловека.
Сверхчеловек ― это новый «культ личности»,
далеко выходящий за рамки «культа личности»
обычных людей и легший в основу мифологии
Ницше, изложенной более полно в «Заратустре».
Список литературы
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия
/ П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: ПБОЮЛ,
2006. — 608 с.
2. Бугера, В. Е. Социальная сущность
и роль философии Ницше / В. Е. Бугера. —
М.: КомКнига, 2010. — 430 с.
3. Горбачев, В. Г. Основы философии
/ В. Г. Горбачев. — М.: Владос, 2008. — 352 с.
4. История философии / под ред.
В. В. Ильина. — СПб.: Питер, 2003. — 732 с.
5. Кальной, И. И. Философия / И.
И. Кальной. — М.: Юридический центр Пресс,
2007. — 445 с.
6. Марков, Б. В. Человек, государство
и Бог в философии Ницше / Б. В. Марков. —
СПб.: Русский остров, 2005. — 786 с.
7. Ницше Ф. По ту сторону добра
и зла, к генеалогии морали / под ред. А.
Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока.
— Мн.: Беларусь, 2007. — 335 с.
8. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм,
А. Камю, Ж. П. Сартр. Сумерки богов / под
ред. А. Яколева. — М.: Политиздат, 2009. —
398 с.
Эссе
"Говорят, мир возник из хаоса.
Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил
тем, с чего начал"
(В. Жемчужников)
Я считаю что
не стоит ни о чем заботится. Материя имеет
свойства сама организовываться в упорядоченные
структуры из хаоса и надо предоставить
ей возможность это делать самостоятельно.
Ведь из кварков
и глюонов возникли все частицы в мире,
из частиц возникли элементы, из элементов
вещества... И все это произошло само по
себе. Мир не может кончить тем, с чего
начал (следовательно второму закону термодинамики).
Развитие мира это необоротный процесс
в одну сторону и вспять его нельзя запустить.
А что
касается о "позаботиться", так
человеческий вид все еще очень
молод и не ему заботится
о мире. Мы так быстро придумали
ядерный распад и генную инженерию...
Если мы и дальше будет так
"заботится о мире", то наш
вид просто прекратит свое
существование после ядерной
войны или ошибки генных инженеров.
Поэтому давайте позволим природе
самой заботится о мире и
все будет хорошо.
1 Горбачев, В. Г. Основы
философии / В. Г. Горбачев. — М.: Владос,
2008. —312 с.
2 Марков, Б. В. Человек,
государство и Бог в философии Ницше /
Б. В. Марков. — СПб.: Русский остров, 2005.
—45 с.
3 Бугера, В. Е. Социальная
сущность и роль философии Ницше / В. Е.
Бугера —М.: КомКнига, 2010. —162 с.
4 Марков, Б. В. Человек,
государство и Бог в философии Ницше /
Б. В. Марков. — СПб.: Русский остров, 2005.
—173 с.
5 Бугера, В. Е. Социальная
сущность и роль философии Ницше / В. Е.
Бугера. —М.:КомКнига, 2010. —188 с.
6 Ф. Ницше, З. Фрейд, Э.
Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. Сумерки богов
/ под ред. А. Яколева. — М.: Политиздат,
2009. —146 с.
7 Ф. Ницше, З. Фрейд, Э.
Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. Сумерки богов
/ под ред. А. Яколева. — М.: Политиздат,
2009. —151 с.
8 Бугера, В. Е. Социальная
сущность и роль философии Ницше / В. Е.
Бугера. —М.:КомКнига, 2010.-189 с.
9 Алексеев, П. В., Панин,
А. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин.
— М.: ПБОЮЛ, 2006. —524с
10 Ницше Ф. По ту сторону
добра и зла, к генеалогии морали / под
ред. А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока.
— Мн.: Беларусь, 2007. —293 с.
11 Ницше Ф. По ту сторону
добра и зла, к генеалогии морали / под
ред. А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока.
— Мн.: Беларусь, 2007. —297 с.