Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:36, творческая работа
Одним из первых об ощущении заговорил в своих работах Демокрит. Демокрит, исходил из гипотезы об "истечениях", о возникновении ощущений в результате прикосновения в органы чувств материальных частиц, испускаемых внешними телами. Атомам - неделимым мельчайшим частицам, проносящимся по вечным и неизменным законам, совершенно чужды такие качества, как цвет, тепло, вкус и запах. Чувственные качества считались присущими не сфере реальных предметов, а сфере взаимодействия этих предметов с органами ощущений.
Одним из первых об ощущении заговорил в своих работах Демокрит. Демокрит, исходил из гипотезы об "истечениях", о возникновении ощущений в результате прикосновения в органы чувств материальных частиц, испускаемых внешними телами. Атомам - неделимым мельчайшим частицам, проносящимся по вечным и неизменным законам, совершенно чужды такие качества, как цвет, тепло, вкус и запах. Чувственные качества считались присущими не сфере реальных предметов, а сфере взаимодействия этих предметов с органами ощущений. Среди самых чувственных продуктов Демокрит выделил две категории:
- цвета, звуки, запахи,
которые, возникая под
- целостные образы вещей
("эйдола"), в отличие от цветов
воспроизводящие структуру
На более высокую ступень учение об ощущениях было поднято в арабоязычной науке Ибн аль-Хайсамом. Так, по его мнению, за основу зрительного восприятия следует принимать построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. То, что в дальнейшем стали называть проекцией этого образа, т.е. его отнесенностью к внешнему объекту, Ибн аль-Хайсам считал результатом дополнительной умственной деятельности более высокого порядка. В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов. Причем такая работа происходит бессознательно.
Дальнейшие исследования
органов чувств побуждали рассматривать
сенсорные образцы (ощущение, восприятие)
как производное не только рецепторов,
но и эффекторов. Психический образ
и психическое действие соединились
в целостный продукт. Такой вывод
получил прочное
Гельмгольц предложил гипотезу, согласно которой работа зрительной системы при построении пространственного образа происходит по аналогу логической схемы. Он назвал эту схему “бессознательным умозаключением”. Иначе говоря, осознавать внешний мир в форме образов субъект способен только потому, что не осознает своей интеллектуальной работы, скрытой за видимой картиной мира.
И. Сеченов доказал рефлекторный характер этой работы. Чувственно-двигательную активность глаза он представил как модель “согласования движения с чувствованием” в поведении целостного организма. В двигательном аппарате вместо привычного сокращения мышц он увидел особое психическое действие, которое направляется чувствованием, то есть психическим образом среды, к которой оно (и организм в целом) приспосабливается.
В конце XIX века исследования ощущений были детерминированы желанием исследователей расщепить “материю” сознания на “атомы” в виде простейших психических образов, из которых она строится (В.Вундт). Ощущения в лаборатории Вундта, изучаемые с помощью метода интроспекции, представлялись как особые элементы сознания, доступные в своем истинном виде только наблюдающему их у себя субъекту.
Современные взгляды относительно физиологических основ ощущений интегрируют все то полезное, что было накоплено различными учеными в предыдущие века и десятилетия.
Ощущаемая способность трактуется Аристотелем как уподобление органа чувств внешнему объекту. Ощущающая способность воспринимает форму предмета “без его материи. Первичен предмет, вторично его ощущение, сравниваемое с оттиском, отпечатком. Но этот отпечаток возникает только благодаря деятельности “сенсорной” (“животной”) души. Деятельность, агентом которой является организм, превращает физическое воздействие в чувственный образ.
Таким образом, Аристотель помимо
проникновения в орган
Общее понятие ощущения Аристотель дает в пятой главе первого тома учения "О душе", где он определяет ощущение следующим образом "Ощущение бывает, когда [существо] приводится в движение или что-то испытывает; оно есть, по-видимому, некоего рода превращение". При этом он также поясняет, что ощущение не может возникать само по себе, а является следствием воздействия.
В двенадцатой главе дается подробное описание возникновения и свойств ощущения. Аристотель отмечает, что относительно любого чувства справедливо то, что оно способно воспринимать формы ощущаемого, "подобно тому, как воск принимает отпечаток перстня без железа и золота". Эта способность заключена в органах чувств. Но, хотя "орган чувства тождествен со способностью ощущения, но существо его иное", это позволяет существовать соотношению способности ощущающего и сущности ощущающей способности, которое объясняет почему "чрезмерная степень ощущаемого действует разрушительно на органы чувств".
Аристотель объясняет также почему растения, которые чувствуют холод и тепло, не способны испытывать ощущения от запаха или цвета, тем, что они не имеют соответствующих органов чувств - " все способное ощущать испытывает что-то от ощущаемого, лишь поскольку оно к этому способно "
Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений.. Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах (описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарзиса – очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере (в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров).
Учение Аристотеля о душе
является вершиной античной мысли. Оно
основано на анализе огромного