Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:04, реферат
Творчество Платона волнует наши умы уже три тысячелетия, его учение оказалось современным и содержательным не только для нашего времени, но и для других эпох которые предшествовали нашей. Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но и в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в классической философии и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
§1. Учение Платона о государстве……………………………………………….5
§2. Учение Платона о праве……………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….27
Людям необходимо установить законы, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей. Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон - основная опора, на которой держится государство. Защищая интересы граждан, он все-таки высшей целью имеет благо государства19.
Закон должен быть выше правителей, являющихся лишь слугами закона. «Не ради нового словца назвал я сейчас правителей служителями законов, я действительно убежден, что спасение государства зависит от этого больше, чем от чего-то иного. В противном случае государство гибнет. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги.
Однако Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний имеет пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться. «Повиновение законам есть первая и самая священная обязанность каждого гражданина; все правительственные лица должны быть только слугами и исполнителями закона»20.
Платон говорит, что
граждане обязаны повиноваться законам
не слепо, а с полным сознанием
их разумности, пользы и даже необходимости.
Способность подчиняться
Право менять закон Платон представляет властителям. И хотя философ неоднократно подчеркивает мысль о том. Что закон должен быть полезным прежде всего для государства, т. е. соблюдать интересы всех граждан, он понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям.
Платон различает правильные и неправильные законы. «Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. В последнем случае, согласно Платону, и вовсе государственная организация жизни»21.
В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестоко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства путем внушения представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение и т.п.
Последние две книги «Законов» наполнены множеством правил относительно осуществления гражданских прав и обязанностей. Так, закон должен взять право доведения в сои руки и определить собственности, «не слушая вопля умирающих». Сироты – «наисвященнейшие залоги» - должны пользоваться покровительством государства. При «несовместимости характеров» мужа и жены, они должны быть разводимы. Колдовство наказывается смертью. В стране не должен быть терпим ни один нищий. Ни один человек, моложе сорока лет, не может путешествовать за границей.
Трупы должны быть выставляемы в течение трех дней до погребения, с целью узнать действительно ли они безжизненны. Должностные лица обязаны отдавать ежегодный отчет в своей службе перед известными публичными, следователями. Последние должны быть тщательно избираемы и, если окажутся того достойными, должны пользоваться особым почетом в течение жизни, а по смерти торжественными публичными похоронами, не сопряженными с горем и жалобами; тело следует облечь в белую одежду; хоры юношей и мужчин должны воспевать похвалы покойникам, и на их могиле должны происходить ежегодно состязания в музыке и гимнастике.
В. Соловьев считает, что в «законах» Платона, «... на главном месте - варварское уголовное право с квалифицированной смертной казнью, с карательными преследованиями чародеев и заклинателей, с возмутительно-несправедливыми отдельными законами, например, теми, которые рабу, не донесшему властям о замеченных им нарушениях общественного благочиния посторонними лицами, грозит смертной казнью. Но прямое принципиальное отречение Платона от смысла его жизни, связанной с делом Сократа, заключается в тех законах, которыми назначается казнь всякому, кто стал бы критиковать принятые уставы и положения, как по отношению к богам, так и по отношению к порядку общежития»22.
Платон, подобно Сократу,
признавал невозможным
В «Законах» Платон формулирует актуальный и по сей день принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление. «Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок, даже если совершивший его бежал за пределы государства».
К видам наказания он относит: смерть, тюремное заключение, палочные удары, унизительные места для сидения и стояния или стояние возле святилищ на окраине страны; либо наказанием должна быть денежная пеня (855с).
Цель уголовного наказания по учению Платона о законах, заключается в предупреждении повторения преступлений. Наказание налагается не ради совершившегося преступления, а ради предупреждения их повторения в будущем. Наказание приводит к достижению этой цели трояким способом: 1) исправлением самого преступника, для которого оно является как бы лекарством, исцеляющим его нравственный недуг; 2) устранением влияния дурного примера на сограждан; 3) избавлением государства от опасного, вредного члена.
Наказание вообще не налагается с тем, чтобы причинить зло наказываемому, напротив, оно или исправляет его, или препятствует ему сделаться еще хуже. Если же наказываемый неисправим, его подвергают смерти. Наказание не должно распространяться на семью. Однако, если сразу и отец, и дед, и прадед были осуждены на смерть, правнуки подвергаются изгнанию.
В «Законах» Платона большинство преступлений карается смертной казнью. «А за оскорбление богов, родителей и государства Платон помимо смерти предлагает еще и вечные муки»23.
Существуют преступники «
Заключение
Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.
В диалоге Платона «Государство» причина возникновения государства - наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.
Свобода личности подавляется государством. Государство стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина. Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние - низшим. Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.
Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.
Членам третьего сословия
разрешается иметь частную
Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство»24. Но также вредна и другая крайность - чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере - это величайшее благо». Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.
Устройство совершенного государства в «Государстве» Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.
В диалоге «Законы» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, имеющий некоторые схожие черты с описанным в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т.п.), вместе с тем, имеются и свои отличительные особенности.
Так, количество граждан государства в «Законах» устанавливается в 5040 человек, которые делятся на четыре класса по имущественному типу.
Допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья. Производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов.
Предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).
Организация государственной власти является сложной: самый высший орган - стражи законов в количестве 37 человек; кроме него еще существует Совет из 360 членов, избираемых по классам граждан: Ночное собрание, состоящее из 10 старейших законодателей и других лиц; народное собрание, которое посещают все желающие, и большое количество должностных лиц.
Большое внимание Платон уделяет вопросам о законах. Закон должен быть выше правителей. Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь людей.
В «Законах» Платон формулирует причины неотвратимости наказания за совершенное преступление: «Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок».
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. В арсенал последующей истории политических учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также и верный подход к политической практике. Применительно к такому масштабному автору, как Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого139.
Платон - великое явление,
как деятель - философ, ученый, писатель
он принадлежит всему
Список использованной литературы
1 См.: Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М.: Московский университет, 1990.
2 Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории - Ленинград: Ленинградский Университет, 1989.
3 К. Маркс Капитал - М.: Госполитиздат, 1949. - Т. 1.
4 Платон Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 3.
5 Соколов В.В. Античная философия - М.: Знание, 1958.
6 Сочинения Платона под редакцией профессора Карпова - С.-Пб., 1863. -Ч. 3.
7 Платон. Государство // соч. в 3 Т. - М.: 1971 - Т.3; см.: Сафонов В.Н. Политические взгляды взгляда Платона // Социально-политический журнал - 1998 - №3.
8 Коркунов Н.М. История философии права. - С-Пб., 1898.
9 Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное пособие. - Краснодар, 1994. - Ч. II.
10 Асмус В.Ф. История античной философии. - М.: Высшая школа, 1965.
11 Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.М. - Тюмень, 1996.
12 Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. - Краснодар, 1994. - Ч. II.