Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:32, контрольная работа
Данная тема очень многогранна, и рассматривать её можно с различных сторон. Иными словами, она имеет множество аспектов, поэтому, если пробовать охватить всех их, то, вероятно, работа утратит свою целостность и определённую ясность. Исходя из всего вышесказанного, мне бы хотелось затронуть только некоторые стороны необъятной темы, а именно: категории диалектики, служащие формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия.
Введение.............................................................................................................3
1. Универсальные связи бытия.........................................................................4
2. Категории диалектики...................................................................................4
3. Часть и целое, система..................................................................................6
4. Содержание и форма, симметрия и асимметрия........................................9
5. Единичное, особенное и общее...................................................................11
6. Понятие сущности и явления......................................................................13
7. Идея внешнего и внутреннего.....................................................................14
Заключение........................................................................................................16
Список литературы...........................................................................................18
Органическое целое образуется не
путем объединения уже
Принципиально нет предела делимости предметов. Но их деление будет означать переход к качественно иному целому: когда горшок разбивают на части, то получают не уменьшенные горшки, а черепки. Дробление «обезличивает» даже камень. Однако отсеченные куски камня не гниют, а сохраняют «свое каменное лицо», тогда как отрубленная ветвь дерева вянет и гниет, разлагается. Это в большей мере применимо к живым организмам: курица с отсеченной головой:— не курица.
У организма имеются не части в собственном смысле слова, а органы: само слово «организм» указывает на это. Высшей формой выражения органической целостности является общество и различные социальные образования — семья, государство, наука, искусство и т.д.
Чтобы вести научный анализ в нужном направлении, необходимо, чтобы изучаемый объект постоянно «витал» в нашем сознании как нечто целое. Этот метод характерен и для художественного творчества. Метод художника также представляет собой восхождение от целого к частям. Так, первоначально идея «Гамлета» возникла у Шекспира как нечто целостное, а на основе представления о целом он создал различные характеры действующих лиц. Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер связи между ними. Та или иная система может быть понятна как целое лишь в результате уяснения природы ее частей. Например, природу атомов нельзя было определить до тех пор, пока не были получены данные об их сложном строении и пока теоретически они не были представлены как системы. Недостаточно изучить части без их связи с целым: знающий только части еще не знает целого. Обилие частностей может заслонить целое (это характерная ошибка «ползучего эмпиризма»). Любой единичный предмет может быть правильно понят тогда, когда он анализируется не в отрыве от целого, а в связи с ним.
Каждый орган выполняет соответствующую функцию, и его строение организовано в согласии с этой функцией. По способу своего действия он определен не только своим внутренним строением, но и природой того организма, органом которого он является. Мы заведомо обрекли бы себя на бесполезную трату сил, если бы попытались понять природу человека вне его связи с обществом.
С точки зрения механицизма части целого всегда обладают меньшим числом свойств, чем целое, и, в конечном счете, качественное многообразие вещей рассматривается лишь как различные комбинации частиц материи. Такой взгляд позволяет мириться со всевозможными упрощающими построениями.
Отвергая так называемый суммативный подход, механически сводящий целое к сумме частей, мы не должны и фетишизировать целостность.
Итак, целое — это не сумма частей, а нечто большее, и это большее создается за счет определенного способа связи элементов данной структуры. Известно, что масса ядра меньше суммы масс всех входящих в ядро частиц протонов и нейтронов. Это объясняется тем, что масса ядра не складывается механическим образом из масс слагаемых частиц: она зависит также от энергии связи этих частиц.
Никакая область знания не может обойтись без категорий части и целого. Эти категории имеют огромное методологическое значение не только в науке, но и в искусстве. Художники, например, хорошо знают, что в правильном соотношении части и целого хранится сокровенная тайна художественности произведения. Когда слушаешь хорошую музыку, то чувствуешь, что в ней каждая нота определена общей темой. Проблема ансамбля в архитектуре точно так же связана с удивительным отношением целого и его частей.
Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание — это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура.
Структура — это как бы душа содержания. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные вещи. Например, записи разных слов — «ток» и «кот» — состоят из одних и тех же элементов букв, и хотя эти объекты обладают общностью элементов, они отличаются друг от друга структурой. По способу связей элементов в данном предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и качественную определенность объекту. Структура — это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Она есть единство содержания и формы.
Форма — это способ
выражения и существования
Формы различаются по степени своей общности. Форма может; быть способом организации и законом жизни « развития единичного предмета, некоторого класса предметов и бесконечного множества предметов».
Форма и содержание едины: нет, и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание «облачается» в определенную форму. Ведущей стороной является содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменение обычно начинается с содержания. Форма, соответствующая содержанию, способствует, ускоряет развитие содержания.
В ходе развития неизбежен
период, когда старая форма перестает
соответствовать изменившемуся
содержанию и начинает тормозить
его дальнейшее развитие. Наступает
конфликт между формой и содержанием,
который разрешается путем
Новая форма оказывает
активное воздействие на
Единство формы
и содержания предполагает их
относительную самостоятельност
Категории формы и содержания,
их гармоническое единство имеют колоссальное
значение в процессе художественного творчества,
где без свободного владения формой невозможно
создавать произведения значительного содержания.
Чем больше форма художественного
Понятия симметрии и асимметрии
возникли в рамках частных наук: математике, кристаллографии и др.
В последнее время они начали приобретать более общий
Симметрия — это соразмерность частей в составе целого.
Структурное многообразие мира обусловливает многообразие
форм симметрии. В природе даже кристаллы
по своей структуре далеки от идеальной
симметрии: в них всегда наблюдаются элементы
асимметрии. Уже давно было подмечено, что по
мере повышения структурной организации
Ученые придерживаются разных взглядов на симметрию и асимметрию, но все едины во мнении, что эти категории в истории познания природы служили существенным средством теоретического предвидения, способом открытия ранее неизвестных явлений. Так, кристаллограф Е.С. Федоров и математик Г. Шенфлис на основе идей симметрии и принципов атомизма предсказали существование в природе 230 типов кристаллических решеток.
Принцип единства корпускулярно-волновых
свойств, лежащий у истоков квантовой
механики, связан с идеей симметрии. Категории симметрии и асимметрии играют
большую роль в современных теориях
Как похожи, к примеру, листья на клене. Но среди них мы не найдем ни одной совершенно тождественной пары. Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни даже самому себе. Вещи различны и внутри себя, и между собой. Есть выражение: похожи, как две капли воды. Но две капли воды, говорит Г. Лейбниц, рассматриваемые через микроскоп, оказываются различными. Чистое тождество может существовать лишь в абстракции, как формальное тождество, согласно которому А = А. Реально же существует только конкретное тождество, предполагающее внутри себя различие.
Тождество и различие — это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и не повторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, а также тенденций развития. Тождество и различие имеют свои степени, градации. Вся история развития общества от первобытного состояния до современности — это различие стадий развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций — это различные стадии развития сущего. Тут и тождество, и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого различия.
Вещи, события абсолютно неповторимы. Ничто не происходит дважды. Нет повторений в жизни и в истории: каждое мгновение ново, небывало и своеобразно.
События бывают сходными, подобными, но не абсолютно тождественными. Повторное событие отличается уже тем, что оно происходит в другое время и, стало быть, в новых условиях, накладывающих на него свой отпечаток.
Единичное — это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным (Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Москва, Солнце, Земля и т.п.), или указательным местоимением (этот, тот и др.), или другим конкретизирующим средством языка.
Представление о мире только
как о бесконечном многообразии индивидуальностей
В каждом единичном заключается
общее как его сущность. Предметы могут обладать различной степенью общности.
Единичное и общее существуют в единстве.
Их конкретное единство есть особенное.
При этом общее может выступать в двояком отношении:
по отношению к единичному оно выступает как общее,
а по отношению к большей степени общности
— как особенное. Например, понятие «русский» выступает как