Утопический социализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 06:16, контрольная работа

Описание работы

Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Утопический социализм

Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

В XVI—XVII вв., с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма считается английский писатель-гуманист Томас Мор. Его главное сочинение — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В книге автор показывал несовершенство существовавшего строя, бедства крестьян, причину которых видел в частной собственности. Он создал идеальное государство Утопия, в котором господствует общественная собственность, общественное производство, справедливое распределение. Все жители Утопии обязаны работать, а в свободное время изучать науки и искусства. Все произведённое является общественным достоянием, а изобилие материальных благ позволяет распределять их по потребностям. Политический строй основан на демократии

Правила «Утопии»

Чем начинается "Утопия": Томас Мор шлет привет своему другу  Петру Эгидию, который и познакомил его с моряком по имени Рафаил Гитлодей. 
Рафаил Гитлодей в первой книге "Утопии" критикует современные ему несовершенные государственные устройства, а во второй книге - рассказывает о наилучшем устройстве государства у утопийцев, на остров которых его занесло во время странствий. Чем заканчивается "Утопия": утомленные беседой Рафаил Гитлодей и "лондонский гражданин и виконт, знаменитый муж Томас Мор" отправляются ужинать.

  1. Человеческое/писаное право - закон - должно иметь своим реальным источником божественное право - 10 заповедей, так как закон имеет договорной характер и устанавливается людьми. Законы - это напоминание каждому о его обязанностях.
  2. Государственное устройство Утопии характеризует: "полное внутреннее согласие" - то есть четкая иерархическая система управления, нарушитель которой является преступником и "наличие незыблемых учреждений" - отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов - так как существующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать. Результат: такое общество будет обречено на стагнацию, невозможность развития из-за необходимости поддержания одной идеальной, единственно верной модели организации жизни общества.

Главная основа их устройства: "общность их жизни и питания  при полном отсутствии денежного обращения". Уничтожение частной собственности - приводит к равномерному распределению средств государством.

  1. Всеобщность: кто знает 1 город, тот знает все города Утопии, кто знает 1 утопийца, тот знает всех утопийцев. Все находится в определенном порядке, поддерживаемом возможностью применения силы государства.
  2. Утопия - федерация из 54 городов. Общеутопийский сенат или Народные Сборы: 1 раз в год в центре страны в г. Амауроте собираются по 3 старых гражданина каждого города - всего 162 человека - для обсуждения общих дел острова, перераспределения продуктов в случае нехватки. Реально этот сенат ничего не решает.

В одном городе - 6 тысяч  семей. Во главе 1 семьи - отец и мать. 
Филарх/сифогрант (новое и старое название должности) - во главе каждых 30 семейств. Избираются на 1 год. Задача: наблюдать, чтобы никто не сидел праздно. Филархов всего - 200 чел. Филархи тайным голосованием намечают князя из 4 кандидатов, предложенных каждой 4-й частью города. 
Протофиларх/транибор - во главе 10 филархов с их семействами. Избираются на 1 год, но зря, без веских оснований их не меняют. Протофилархов всего - 20 чел. 
Князь - избирается пожизненно.

*По тексту  Томаса Мора непонятно: князя  предлагают только жители 1 города-столицы  Амаурота, а избирают соответственно амауротские 200 филархов или в избрании князя должны участвовать и Филархи остальных 53 городов Утопии.*

Сенат: траниборы/протофилархи каждые 3 дня совещаются с князем. На совещание допускаются каждый раз по 2 различных сифогранта. Итого: сенат, обладающий реальной властью, принимающий законы, состоит из: 20 траниборов + 1 князь + 2 сифогранта (каждый день разные)= 23 человека.

  1. Принятие общественных решений помимо сената и Народных Сборов - есть преступление по утопийским меркам.

Итого: государственное устройство: 
1 Князь 
Сенат: 20 траниборов 
Собрание 200 сифогрантов 
Семьи - 6 000 чел.

  1. Деревня: функция: снабжение города хлебом. Семьи по 40 чел. Срок их роботы в деревне - 2 года, по истечении - обратно в город.
  2. Каждый утопиец с детства учится земледелию и 1 ремеслу. В свободное время - занимается своим ремеслом или изучает науки. В городе имеют право не работать около 500 чел:
    • сифогранты/филархи;
    • разряд ученых - получают освобождение для прохождения наук по тайному голосованию сифогрантов. Именно из ученых, не входящих в состав сифогрантов/филархов избираются траниборы.
  3. Из сословия ученых выбирают:
    • послов, духовенство;
    • траниборов;
    • барзана/адема  - главу всего государства.
*А кто он  такой, откуда взялся и как  соотносится с князем - об этом  можно узнать только у самого  Томаса Мора. "Утопия" - не самое  удобное произведение для извлечения  схем практического устройства  государства*
  1. Граждане оказываются феодально прикрепленными к своему рабочему месту. Если есть прикрепленные, значит, есть прикрепители - следовательно, социальный антагонизм зреет. Чтобы съездить к друзьям в другой город, необходимо: взять разрешение у сифогранта, транибора, письменное разрешение, с предписанием когда вернуться - у князя. Поехавший куда-либо без разрешения - возвращается как беглый и жестоко наказывается, после второй несанкционированной "поездки" - переводится в рабы. Если вы в гостях дольше 1 дня - вы должны работать там по своему ремеслу. В пределах своего города можно бродить после работы с разрешения отца и супружеской половины.
  2. Частная жизнь: отсутствует у граждан полностью, так как неизбежно постоянное присутствие каждого человека на глазах у всех.
  3. Иерархия возраста: во главе семейства стоит старейший. Жены прислуживают мужьям, дети родителям и вообще младшие старшим.
  4. Семья - производственная ячейка общества. Священен институт брака: развод - только с разрешения сената и их жен и с наличием обоюдного согласия - если характер не подходит. Наказание за прелюбодеяние - рабство.
  5. Человеческое счастье жизни - в духовной свободе и образовании. 
    Удовольствие - основной элемент счастья. 
    Добродетель - это жизнь, согласная с законами природы.
  6. Политическая норма: приоритет интересов общества. "Заботиться о своей выгоде, не нарушая общественных законов о распределении удобств жизни - есть требование благоразумия, а иметь в виду также и интересы общественные - твой долг. Похищать чужое удовольствие домогаясь своего, несправедливо. Наоборот, отнять что-нибудь у себя самого, чтобы придать другим - обязанность человеколюбия и благожелательности".
  7. Кого обращают в рабство: своего гражданина - за позорное деяние; преступников из других стран, приговоренных у себя на родине к высшей мере наказания.
  8. Внешняя политика: Утопия - экономически самодостаточная, изолированная страна. Утопийцы несут миссионерская функция по отношению к другим, менее продвинутым странам. Воюют они почти всегда за чужие дела - если другой народ их попросит.
  9. Война: внутренняя - не бывает. Внешняя: если утопийские купцы терпят в чужой стране имущественный убыток - то утопийцы не мстят войной, так как они утратили часть государственного имущества - то есть не получили выгоды от избытка. Если же граждане Утопии понесли в чужой стране физический ущерб - быть войне.

Из неприкосновенного  запаса страны на случай войны со внешним  миром делают золотые и серебряные ночные горшки и цепи для рабов.

Воюют утопийцы хитростью, устройством у врага внутренних раздоров, используя наемное племя заполетов, которым платят золотом. Это племя настолько безнравственное, что сколько заполетов ни умрет - все к лучшему. Утопийцы считают: благоразумнее подкупить/продать врага, чем воевать, тратя жизни людей.

После окончания войны - с побежденных взимается налог за понесенные расходы. Для управлениями этими доходами утопийцы каждый год посылают в побежденную страну часть своих граждан - квесторов. Эти деньги утопийцы могут подарить друзьям, предателям среди побежденных, самим исправившимся врагам.

  1. Религия: в Утопии религиозная терпимость. Исключения - те , кто не верят в бессмертие души, что ад - полагается за зло, рай - за добродетель, ибо таких неверующих не смогут остановить законы, а руководствоваться они будут личными страстями. Священнодействия, присущие всякой секте в отдельности, каждый отправляет в стенах своего дома.

Священники - не более 13 человек  в каждом городе - блюстители нравов - выбираются тайным голосованием народа (это единственное, что реально  избирает народ). Функции священников: увещевание, внушение, воспитание. Наказание, исправление - компетенция князя, филархов, протофилархов. У священников же отсутствует всякая власть кроме почета, которым окружают их граждане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критика «Утопии»

Данное государственное устройство на нашем уровне развития человека, в принципе, не возможно. «Утопия» Томаса Мора выглядит идеальным только как целое, но если рассматривать человека отдельно, то это одни ограничения, ни какой свободы действий.

В современном мире каждый думает только о собственном благополучии и своей семьи, иногда близких, и в редких случаях о посторонних ему людях. Мы крепко держимся за любую вещь, которая нам принадлежит. Утопийцы же должны работать друг на друга, не имея никакой частной собственности.


Информация о работе Утопический социализм