Утопический
социализм
Утопический
социализм — принятое в исторической
и философской литературе обозначение
предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования
общества на социалистических принципах,
о его справедливом устройстве. Главную
роль в разработке и внедрении в общество
идей о строительстве социалистических
отношений ненасильственным образом,
лишь силой пропаганды и примера, сыграла
интеллигенция и близкие к ней слои.
В XVI—XVII вв., с
началом эпохи первоначального накопления
капитала, возникла литература утопического
характера. Родоначальником утопического
социализма считается английский писатель-гуманист Томас Мор. Его главное сочинение —
«Золотая книга, столь же полезная, как
забавная, о наилучшем устройстве государства
и о новом острове Утопия» (1516). В книге
автор показывал несовершенство существовавшего
строя, бедства крестьян, причину которых
видел в частной собственности. Он создал
идеальное государство Утопия, в котором
господствует общественная собственность,
общественное производство, справедливое
распределение. Все жители Утопии обязаны
работать, а в свободное время изучать
науки и искусства. Все произведённое
является общественным достоянием, а изобилие
материальных благ позволяет распределять
их по потребностям. Политический строй
основан на демократии
Правила «Утопии»
Чем начинается "Утопия":
Томас Мор шлет привет своему другу
Петру Эгидию, который и познакомил его с моряком по имени Рафаил Гитлодей.
Рафаил Гитлодей в первой книге "Утопии"
критикует современные ему несовершенные
государственные устройства, а во второй
книге - рассказывает о наилучшем устройстве
государства у утопийцев, на остров которых
его занесло во время странствий. Чем заканчивается
"Утопия": утомленные беседой Рафаил
Гитлодей и "лондонский гражданин и
виконт, знаменитый муж Томас Мор" отправляются
ужинать.
- Человеческое/писаное право - закон - должно иметь своим реальным источником божественное право - 10 заповедей, так как закон имеет договорной характер и устанавливается людьми. Законы - это напоминание каждому о его обязанностях.
- Государственное устройство Утопии характеризует: "полное внутреннее согласие" - то есть четкая иерархическая система управления, нарушитель которой является преступником и "наличие незыблемых учреждений" - отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов - так как существующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать. Результат: такое общество будет обречено на стагнацию, невозможность развития из-за необходимости поддержания одной идеальной, единственно верной модели организации жизни общества.
Главная основа их устройства:
"общность их жизни и питания
при полном отсутствии денежного обращения".
Уничтожение частной собственности - приводит
к равномерному распределению средств
государством.
- Всеобщность: кто знает 1 город, тот знает все города Утопии, кто знает 1 утопийца, тот знает всех утопийцев. Все находится в определенном порядке, поддерживаемом возможностью применения силы государства.
- Утопия - федерация из 54 городов. Общеутопийский сенат или Народные Сборы: 1 раз в год в центре страны в г. Амауроте собираются по 3 старых гражданина каждого города - всего 162 человека - для обсуждения общих дел острова, перераспределения продуктов в случае нехватки. Реально этот сенат ничего не решает.
В одном городе - 6 тысяч
семей. Во главе 1 семьи - отец и мать.
Филарх/сифогрант (новое и старое название должности) -
во главе каждых 30 семейств. Избираются
на 1 год. Задача: наблюдать, чтобы никто
не сидел праздно. Филархов всего - 200 чел.
Филархи тайным голосованием намечают
князя из 4 кандидатов, предложенных каждой
4-й частью города.
Протофиларх/транибор - во главе 10 филархов с их семействами.
Избираются на 1 год, но зря, без веских
оснований их не меняют. Протофилархов
всего - 20 чел.
Князь - избирается пожизненно.
*По тексту
Томаса Мора непонятно: князя
предлагают только жители 1 города-столицы
Амаурота, а избирают соответственно амауротские 200
филархов или в избрании князя должны
участвовать и Филархи остальных 53 городов
Утопии.*
Сенат: траниборы/протофилархи
каждые 3 дня совещаются с князем.
На совещание допускаются каждый
раз по 2 различных сифогранта. Итого:
сенат, обладающий реальной властью, принимающий
законы, состоит из: 20 траниборов + 1 князь
+ 2 сифогранта (каждый день разные)= 23 человека.
- Принятие общественных решений помимо сената и Народных Сборов - есть преступление по утопийским меркам.
Итого: государственное устройство:
1 Князь
Сенат: 20 траниборов
Собрание 200 сифогрантов
Семьи - 6 000 чел.
- Деревня: функция: снабжение города хлебом. Семьи по 40 чел. Срок их роботы в деревне - 2 года, по истечении - обратно в город.
- Каждый утопиец с детства учится земледелию и 1 ремеслу. В свободное время - занимается своим ремеслом или изучает науки. В городе имеют право не работать около 500 чел:
- сифогранты/филархи;
- разряд ученых - получают освобождение для прохождения наук по тайному голосованию сифогрантов. Именно из ученых, не входящих в состав сифогрантов/филархов избираются траниборы.
- Из сословия ученых выбирают:
- послов, духовенство;
- траниборов;
- барзана/адема - главу всего государства.
*А кто он
такой, откуда взялся и как
соотносится с князем - об этом
можно узнать только у самого
Томаса Мора. "Утопия" - не самое
удобное произведение для извлечения
схем практического устройства
государства*
- Граждане оказываются феодально прикрепленными к своему рабочему месту. Если есть прикрепленные, значит, есть прикрепители - следовательно, социальный антагонизм зреет. Чтобы съездить к друзьям в другой город, необходимо: взять разрешение у сифогранта, транибора, письменное разрешение, с предписанием когда вернуться - у князя. Поехавший куда-либо без разрешения - возвращается как беглый и жестоко наказывается, после второй несанкционированной "поездки" - переводится в рабы. Если вы в гостях дольше 1 дня - вы должны работать там по своему ремеслу. В пределах своего города можно бродить после работы с разрешения отца и супружеской половины.
- Частная жизнь: отсутствует у граждан полностью, так как неизбежно постоянное присутствие каждого человека на глазах у всех.
- Иерархия возраста: во главе семейства стоит старейший. Жены прислуживают мужьям, дети родителям и вообще младшие старшим.
- Семья - производственная ячейка общества. Священен институт брака: развод - только с разрешения сената и их жен и с наличием обоюдного согласия - если характер не подходит. Наказание за прелюбодеяние - рабство.
- Человеческое счастье жизни - в духовной свободе и образовании.
Удовольствие - основной элемент счастья.
Добродетель - это жизнь, согласная с законами природы.
- Политическая норма: приоритет интересов общества. "Заботиться о своей выгоде, не нарушая общественных законов о распределении удобств жизни - есть требование благоразумия, а иметь в виду также и интересы общественные - твой долг. Похищать чужое удовольствие домогаясь своего, несправедливо. Наоборот, отнять что-нибудь у себя самого, чтобы придать другим - обязанность человеколюбия и благожелательности".
- Кого обращают в рабство: своего гражданина - за позорное деяние; преступников из других стран, приговоренных у себя на родине к высшей мере наказания.
- Внешняя политика: Утопия - экономически самодостаточная, изолированная страна. Утопийцы несут миссионерская функция по отношению к другим, менее продвинутым странам. Воюют они почти всегда за чужие дела - если другой народ их попросит.
- Война: внутренняя - не бывает. Внешняя: если утопийские купцы терпят в чужой стране имущественный убыток - то утопийцы не мстят войной, так как они утратили часть государственного имущества - то есть не получили выгоды от избытка. Если же граждане Утопии понесли в чужой стране физический ущерб - быть войне.
Из неприкосновенного
запаса страны на случай войны со внешним
миром делают золотые и серебряные
ночные горшки и цепи для рабов.
Воюют утопийцы хитростью,
устройством у врага внутренних
раздоров, используя наемное племя заполетов, которым платят золотом.
Это племя настолько безнравственное,
что сколько заполетов ни умрет - все к
лучшему. Утопийцы считают: благоразумнее
подкупить/продать врага, чем воевать,
тратя жизни людей.
После окончания войны
- с побежденных взимается налог за понесенные расходы. Для управлениями
этими доходами утопийцы каждый год посылают
в побежденную страну часть своих граждан
- квесторов. Эти деньги утопийцы могут
подарить друзьям, предателям среди побежденных,
самим исправившимся врагам.
- Религия: в Утопии религиозная терпимость. Исключения - те , кто не верят в бессмертие души, что ад - полагается за зло, рай - за добродетель, ибо таких неверующих не смогут остановить законы, а руководствоваться они будут личными страстями. Священнодействия, присущие всякой секте в отдельности, каждый отправляет в стенах своего дома.
Священники - не более 13 человек
в каждом городе - блюстители нравов
- выбираются тайным голосованием народа
(это единственное, что реально
избирает народ). Функции священников:
увещевание, внушение, воспитание. Наказание,
исправление - компетенция князя, филархов,
протофилархов. У священников же отсутствует
всякая власть кроме почета, которым окружают
их граждане.
Критика «Утопии»
Данное государственное устройство на нашем
уровне развития человека, в принципе,
не возможно. «Утопия» Томаса Мора выглядит
идеальным только как целое, но если рассматривать
человека отдельно, то это одни ограничения,
ни какой свободы действий.
В современном мире каждый думает
только о собственном благополучии
и своей семьи, иногда близких, и в редких
случаях о посторонних ему людях. Мы крепко
держимся за любую вещь, которая нам принадлежит.
Утопийцы же должны работать друг на друга,
не имея никакой частной собственности.