Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 00:00, доклад
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение.
Утопия Платона
Платону рисовалось идеальное государство
во главе с философами, созерцателями
чистых и вечных идей, которых защищают
воины и которым все жизненные ресурсы
доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным принципом идеального государственного
устройства Платон считает справедливость.
Это понятие наполнено у Платона экономическим,
политическим и социальным содержанием. По разъяснению Платона, каждому гражданину
справедливость отводит особое занятие
и положение.
Наилучшая государственная система должна
обладать рядом черт нравственной, экономической
и политической организации, которые в
своем соединительном действии обеспечивают
решение самых важных задач. Такое государство
должно обладать силой собственной организации
и средствами ее зашиты, достаточными
для сдерживания и отражения враждебного
окружения, во-вторых, оно должно осуществлять
систематическое и достаточное снабжение
всех членов общества необходимыми для
них материальными благами. В-третьих,
оно должно руководить духовной деятельностью
и творчеством. Выполнение всех этих трех
задач означало бы осуществление «идеи
блага» как высшей идеи, правящей миром.
В утопическом государстве Платона необходимые
для общества виды работ разделены между
специальными разрядами граждан, но в
целом образуют гармоничное сочетание.
За основу для распределения граждан
государства по разрядам Платон взял различия
между отдельными группами людей соответственно
их нравственным задаткам и свойствам.
Для Платона характерно, что значение
разделения труда он рассматривает не
с точки зрения работника, производящего
продукт, а исключительно с точки зрения
потребителей, принадлежащих к классу
рабовладельцев. «Работник должен приспособляться
к делу, а не дело к работнику».
В разделении труда Платон видит не только
основу распадения общества на сословия,
но и основной принцип строения государства.
Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя
главными доблестями:
Мудрость
Мужество
Сдерживающая мера
Справедливость
Под мудростью Платон понимает высшее знание,
или способность дать добрый совет, когда
речь идет о государстве в целом.
Вторая доблесть - мужество. Оно так же
свойственно лишь небольшому кругу лиц,
хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.
В отличие от мудрости и мужества, третья
доблесть совершенного государства, или
сдерживающая мера, есть уже не качество
особого класса, а доблесть, принадлежащая
всем членам государства. Там, где она
налицо, все члены общества признают и
соблюдают принятый в совершенном государстве
закон и существующее в нем правительство,
сдерживающее и умеряющее дурные порывы.
Сдерживающая мера приводит к гармоничному
согласию лучших и худших сторон.
Четвертая доблесть - справедливость.
Ее наличие, ее торжество в государстве
и обусловлено сдерживающей мерой. Именно
в силу справедливости каждый класс, каждый
разряд в государстве и каждый отдельный
человек получает для исполнения и осуществления
свое особое дело, к которому его природа
наиболее способна.
Потребность во ввозе необходимых продуктов
и товаров из других стран требует производства
в государстве излишка товаров для внешней
торговли ими, а также увеличения числа
рабочих, изготавливающих соответствующие
товары.
В свою очередь развитая торговля требует
деятельности посредников по купле-продаже,
по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже
рассмотренным разрядам разделения труда
присоединяется такой же необходимый
для государства разряд торговцев. Этим
усложнение разделения труда не ограничивается:
возникает потребность в различных разрядах
лиц, участвующих в перевозках товаров.
Торговля, обмен товарами и продуктами
необходим государству не только для внешних
сношений, но и внутри государства. Отсюда
Платон выводит необходимость рынка и
чеканки монеты как единицы обмена. В свою
очередь возникновение рынка порождает
разряд специалистов рыночных операций:
мелких торговцев и посредников, скупщиков
и перепродавцов.
Платон считает необходимым также специальный
разряд обслуживающих наемных работников,
продающих свои услуги за плату.
Государством у Платона руководят, как
и в олигархии, немногие. Но в отличие от
олигархии, где правителями отнюдь не
бывают ни самые одаренные, ни наилучшим
образом подготовленные, в государстве
Платона правителями могут стать только
лица, способные хорошо управлять государством.
Во-первых, в силу природных задатков,
во-вторых, вследствие долголетней предварительной
подготовки.
Платон дал на словах образец совершенного
государства, понимая, что он не в состоянии
доказать возможности устроения такого
государства.