Важнейшие черты эпохи и основные факты биографии Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую ступень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

Оправившись от потрясения, Декарт продолжал разработку своей методологии, физики, философии. Итогом напряженной работы стало "Рассуждение  о методе", написанное по-французски и опубликованное в 1637 г. Это произведение представляет собой программный  документ, в котором автор сформулировал  все основные вопросы своей философии, как и направление своих естественнонаучных исследований. Заключая в себе автобиографические моменты, оно формулировало и  правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей  жизни. Названию и главной направленности этого произведения соответствовали  три приложения. В них рассматривались  теоретические вопросы оптики ("Диоптрика"), метеорологические явления ("Метеоры"), проблемы математики ("Геометрия"). Приложения демонстрировали эффективность  принципов методологии, сформулированных во II части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок исследования физических вопросов.

В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей метафизики (разумеется, в ее традиционном, аристотелевском  смысле- как учения о наиболее общих  принципах бытия и знания). Углубленную  их трактовку он дает в специальном  сочинении "Размышление о первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель), написанном на латинском  языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе издание этой работы вышло  в Амстердаме в 1642 г., а французский  перевод, опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизические размышления". В этом издании к основному  тексту были приложены семь "Возражений" на него (их собрал главным образом  Мерсенн, разославший рукопись, присланную ему автором, различным философам) и "Ответы" Декарта на "Возражения". Предусмотрительный автор, таким образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой.

В те годы его философия проникла в некоторые нидерландские университеты, особенно в Утрехтский. Среди профессоров  появились убежденные и энергичные последователи Декарта. Самыми активными  и талантливыми пропагандистами  картезианства (последующее наименование всей совокупности взглядов философа) были профессора Утрехтского университета Хендрик Ренери и Хендрик Деруа, пришедшие к философии от медицины.

Рост  популярности и влияния картезианства  в нидерландских университетах  весьма встревожил местных церковников. Хотя это были не католические, а  протестантские церковники, но и они  мировоззренчески во многом перестроились  на традиционную аристотелевско-схоластическую философию, рушившуюся под ударами  картезианства. Профессор теологии того же Утрехтского университета Гисберт  Воэций, который был также кальвинистским священником и популярным проповедником, сначала обвинил в атеизме  Деруа, а затем начал злобную - и косвенную и прямую - травлю самого Декарта (борьба их сторонников  и противников распространилась и на Лейденский университет, где  виднейшим картезианцем стал профессор  Адриан Хеерборд). При всей своей  осторожности Декарт не счел возможным  уклониться от борьбы и был вынужден принять вызов. В большом памфлете, написанном в 1645 г., он, обнаружив талант могучего полемиста, выявил истинное лицо Воэция как злостного клеветника и невежды в философии. Но, по существу одержав как научную, так и  моральную победу, Декарт был бессилен в чужой стране, где кальвинизм был официальным религиозным  вероисповеданием,  призвать  руководство  Утрехтского университета к решительному осуждению Воэция. В дальнейшем против Декарта выступали и другие протестантские церковники, ему пришлось полемизировать и с некоторыми католическими  авторами из числа иезуитов.

В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала философии" (в 1644 г. - на латинском языке, в 1647 г. - во французском  переводе) - систематическое изложение  своей философской доктрины, включавшей наряду с методологией и метафизикой все разделы физики- учение о телах, о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме активной переписки, в которой уточнялись и развивались многие философские ( как и конкретно-научные) идеи, Декарт работал над сочинением "Описание человеческого тела. Об образовании животного" (при жизни автора оно не было опубликовано). В этом произведении Декарт сделал попытку применить принципы своей физики к объяснению животного и человеческого организмов. Антропологическая проблематика, в фокусе которой было исследование телесных качеств и духовных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти души", вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.

В это  время Декарт находился уже в  столице Швеции Стокгольме, куда он выехал по настоятельному приглашению  королевы Христины, которая с его  помощью намеревалась учредить в  Швеции Академию наук (и даже сама пыталась овладеть принципами картезианства). Но пребывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько месяцев. Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г.

Прежде  чем переходить к систематическому обзору  философского учения Картезия, необходимо сказать еще несколько  слов о его социально-политическом содержании.

Здесь приходится констатировать довольно значительную политическую индифферентность французского философа. В "Рассуждении о методе" он выразил свою неприязнь к тем  заносчивым, по его мнению, людям, которые  видят смысл своей жизни в  различных общественных преобразованиях, и тем более в ниспровержении существующего государственного устройства. По убеждению Декарта, много благотворнее для общества приспосабливаться  к его несовершенствам, к тем  или иным недостаткам государственных  организмов, ибо разрушение их угрожает людям огромными бедствиями. Содержание произведений Декарта и вся его  деятельность имели первостепенное значение для будущего формирования во Франции условий для буржуазной революции. Характерно здесь уже  то, что, осуждая любое посягательство на существующие социальные порядки, как  и на религиозно-идеологические системы, их освещавшие, Декарт не только не отказывался  признать свое новаторство в сфере  науки, но даже подчеркивал его. В  трудных вопросах науки, писал он в "Рассуждении о методе", "большинство голосов не является доказательством" и " гораздо вероятнее, чтобы истину нашел один человек, чем целый народ ". Вместе с тем философ ясно сознавал социальную природу науки, ее жизненную необходимость для общества. Отсюда неоднократно высказываемая им мысль об обязанности правителей финансировать сложные эксперименты, без которых невозможно продвижение в научных открытиях (французское правительство в признание заслуг Декарта назначило ему пенсию, хотя ученый так ее и не получил).

Декарт  продолжил ту принципиальную линию, которая выражала едва ли не главное  содержание социально-философской  мысли гуманистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии  и феодально-теологическому мировоззрению  в качестве важнейшего своего компонента включала положение о природном  равенстве всех людей, об одинаковости человеческой природы. Это надыисторическое понятие при всей его абстрактности  стало для множества гуманистов и их последователей теоретическим  стержнем критики иерархизма феодального  общества. Декарт не формулировал никаких  социально-философских концепций. Но, сам дворянин, он отлично видел, что  прогресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только господствующие классы. Конечно, в его представлении  это были главным образом, если не исключительно, естественнонаучные знания, ибо именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общества, но и дело совершенствования самой  человеческой природы.

Подтверждением  сказанного служит уже тот факт,  что некоторые свои произведения он писал по-французски, адресуя  их широкой аудитории, стоявшей за пределами  цеховой учености, носители которой  общались между собой почти исключительно  на латинском языке. В "Рассуждении  о методе" Декарт писал, что язык сам по себе не свидетельствует о  силе мыслей и человек, выражающийся на нижнебретонском наречии, может  формулировать их более точно  и тонко по сравнению с тем, кто прекрасно знает французский  язык и владеет всеми правилами  риторики. Как в этом, так и  в других своих произведениях  философ превозносит здравый смысл ("естественный свет" человеческого ума), представленный в народе даже чаще, чем среди цеховых ученых, как гарант эффективности открываемых истин. Эта социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии, в собственной его научной деятельности выражалась и в высокой оценке технического мастерства тех специалистов, без золотых рук которых он не видел возможности осуществлять свои эксперименты (например, без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) . Декарт демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отношению к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг, Жилльо, незаурядный математический талант, он нашел время для занятий с ним, и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейдене. Нидерландский моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном и навигатор), узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже поразил философа своими математическими способностями. Тот начал заниматься с ним и сделал его участником своих экспериментов.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕКАРТА КАК ФИЛОСОФА И УЧЕНОГО

 

Философское развитие Декарта началось, когда  юный ученик коллегии Ла Флеш дошел  до ее последних, "философских" классов. Программа обучения в Ла Флеш предполагала еженедельные дискуссии, обычно на темы философии и теологии, изучавшиеся  в течение данной недели (в конце  месяца устраивались еще более сложные  диспуты, в которых могли принимать  участие и преподаватели). Формулирование тезисов и подбор аргументов для  их  обоснования (защитником) или  опровержения (его оппонентом) развивали  логические способности учащихся, прививали  им искусство аргументации. Как сообщает первый биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдающееся искусство в точности определений  и в умении обобщать свою аргументацию.

Как говорилось выше, положительные моменты в  организации обучения в коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью  основного содержания преподаваемых дисциплин, и в особенности дисциплин старших, "философских" классов. Конечно, схоластика, будучи в принципе теологизированной философией, включала в себя элементы конкретных научных знаний ("свободные искусства"). В эпоху средневековья она была исторически необходимой формой усвоения и трансляции античной мысли. Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а затем и в других европейских странах становилась все более ощутимой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлетворенные формализмом и застойностью схоластики, стали вкладывать в нее одиозный смысл (сохранившийся и в наши дни), понимая ее как формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение, содержательность которого обратно пропорциональна его внешнему блеску. Гуманистическая ученость, противопоставляемая схоластической, была значительно богаче и многостороннее. Гуманистическая философия, поставив эпохальную проблему учреждения царства человека в реальной, земной жизни, связывала ее решение с более глубоким пониманием самого человека. Многие гуманисты сформулировали и новое понимание природы. Природоведческие интересы гуманистов свое наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских построений, ставших наиболее влиятельными в XVI в. Напомним здесь такие имена, как Парацельс, Б. Телезио, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т. Кампанелла. В отличие от схоластической физики, основывавшейся на метафизических и природоведческих категориях и представлениях Аристотеля, концепции ренессансных натурфилософов были ориентированы на идеи других античных философов, частично или полностью забытых в эпоху средневековья: платонические, пифагорейские, стоические, атомистические, некоторые идеи досократовских философов ("рассуждавших о природе"). В идейный контекст античной физики некоторые ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достижения современного им естествознания (примером могут служить медицинские прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Коперника в космологическом учении Бруно). Важнейшая особенность ренессансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании природы, исключавшем христианско-монотеистические представления о творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешательства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфилософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древнейшее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из глубин природы, по отношению к которой оно выступало и как некий вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Существенной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосмоса, человеческого (и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, осмысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое истолкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из основ ренессансной натурфилософии.

Сильнейшим  стимулом к научным изысканиям Декарта  послужили встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом  исследований французского ученого  первоначально была математика. Как  явствует из "Правил для руководства  ума", математические размышления  переросли в методологические, в  сущности неотделимые от философских. Однако начало философской рефлексии  Декарта приходится на значительно  более ранние годы. Оно зафиксировано  в его записях, получивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относящейся к январю 1619 г.) Декарт пишет, что если до тех  пор он был лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве действующего лица выйти на подмостки "театра мира сего".

Такой выход, в частности,  означал активность в исследовании различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодого Декарта нашли отражение  в неопубликованном трактате "Мир". Когда же работу над этим произведением  пришлось оставить, Декарт публикует "Рассуждение  о методе" с тремя приложениями. Здесь перед нами вполне зрелый философ  и ученый, который в дальнейшем отрабатывает в основном уже сложившиеся  мысли.

Коснемся  теперь некоторых научных достижений Декарта. В истории математики он занимает весьма видное место. Одно из важнейших достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей великих древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригиналах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и найденные к тому времени) произведения Евклида, Архимеда, Аполлония, Паппа, Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрождения появились начатки математического естествознания. Теперь же, в эпоху Декарта, без математического естествознания наука была бы не способна стать производительной силой. В свою очередь математизация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы невозможна без определенного прогресса в самой математике. Такой прогресс, в частности, невозможен без успехов формализации. И именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение  алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных  координат означало создание аналитической  геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые  со времен древнегреческой математики существовали в раздельности.

Информация о работе Важнейшие черты эпохи и основные факты биографии Декарта