Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:05, статья
Бетти Эмилио (1890-1970) – итальянский историк права, ведущий представитель герменевтики. Получил юридическое и филологическое образование, преподавал историю права и философию права в ряде итальянских университетов. В 1955 основал Институт теории интерпретации. В отличие от Гадамера, Опиравшегося на Хайдеггера и превратившего герменевтику в философско-мировоззренческую доктрину, Бетти строил свою концепцию на основе теоретических принципов философии Дильтея, как методологию «наук о духе».
Бетти Эмилио (1890-1970) – итальянский историк права, ведущий представитель герменевтики. Получил юридическое и филологическое образование, преподавал историю права и философию права в ряде итальянских университетов. В 1955 основал Институт теории интерпретации. В отличие от Гадамера, Опиравшегося на Хайдеггера и превратившего герменевтику в философско-мировоззренческую доктрину, Бетти строил свою концепцию на основе теоретических принципов философии Дильтея, как методологию «наук о духе». Полемика между Бетти и Гадамером стала основой размежевания двух линий развития герменевтики – как теории интерпретации и как способа философствования. Бетти разработал учение о процедурах понимания и интерпретации текстов. Понимание для Бетти – не «метафизическая», онтологическая, а эпистемологическая проблема. Объектом понимания являются «значащие формы», за которыми стоит объективировавшийся в них дух. Понимание текста – триадический процесс, включающий в себя следующие этапы: рекогнитивный (узнавание), репродуктивный (воспроизведение) и нормативный (применение). Им соответствуют правила интерпретации, «каноны»: во-первых, принцип автономии объекта, согласно которому последний обладает имманентной логикой существования; во-вторых, когерентности значения, т.е. воспроизведения объекта в целостности его внутренних связей; в-третьих, правило актуальности значения, означающее, что реконструируемое целое подлежит включению в интеллектуальный горизонт интерпретатора. Главную задачу своей концепции Бетти видел в защите исторического познания от произвола «субъективности», выработке чётких критериев его «правильности». В любом случае, по мнению Бетти, поспешен и неразумен вывод о невозможности поддерживать чёткую границу между познаваемым объектом и познающим субъектом. Так называемая объективность исторических феноменов есть не что иное, как выдумка, и в лучшем случае можно рассчитывать на объективность в естественных науках. (Словарь «Современная западная философия»; Москва; Издательство политическая литература 1991г; Редакционная коллегия: Лекторский В.А. , Малахов В.С. , Филатов В.П.; стр.40)
Ваттимо
Джанни (родился
в 1936) –
итальянский философ, теоретик постмодернизма.
Профессор теоретической философии филологического
факультета в Турине. Первоначально исследовал
античную эстетику и философское значение
поэтики авангарда 20в.. Изучение немецкой
философии 19 и 20 вв. способствовало формированию
идей постмодерна как завершающего периода
модерна. В отличие от большинства сторонников
постмодернизма Ваттимо предпочитает
слову «постсовременность» термин
«поздняя современность», считая его более
ясным и понятным. Вместе с другими представителями
этого направления подвергает радикальному
пересмотру просветительские представления,
идеалы и ценности, с которых примерно
два столетия назад начиналась «современность».
Ваттимо полагает, что к поздней современности
неприменимо понятие единой, универсальной
и однолинейной истории. Указывая на эстетический
характер «поздней современности», Ваттимо
подчёркивает, что эстетика при этом понимается
не в традиционном смысле. Прежняя эстетика
была эстетикой гармонии и прекрасного,
эстетикой успокоения, катарсиса, примирения
и безопасности. В центре её, как и искусства,
включая авангарл, находилось произведение,
понимаемое как вечный и нетленный памятник.
Феномен конца эпохи модерна, согласно
Ваттимо, имеет не только художественные
аспекты, но и социально-экономические
( наступление постиндустриальной эпохи
) и религиозные (секуляризация как начало
постхристианской культуры ). Отрицание
устойчивых структур бытия , с которыми
должно соотноситься мышление, составляет,
по Ваттимо, одну из характеристик философии
19 и 20 вв. В историцистских системах метафизики
бытие лишь становиться; Ницше и Хайдеггер
мыслят его как событие, откуда онтология
– это всего лишь интерпретация нашей
ситуации. Ваттимо называет философию
постмодерна философией с «ослабленной»
онтологией. В итальянской литературе
эта тенденция называется также антионтологической.
Конец эпохи модерна Ваттимо рассматривает
как постисторическое состояние, когда
распространение средств массовой коммуникации
порождает деисторизацию опыта. Всемирная
история становиться невозможной , так
как глобальное видение человеческих
судеб, присущее модерну, распадается
на мозаику локальных культур. Вместо
логики и этики, которые доминировали
в Новое время , постмодерн как постметафизическая
эпоха рассматривает истину в свете эстетики
и риторики. Ваттимо признаёт в эстетическом
опыте модель опыта истины, превосходящую
простой здравый смысл. Философией постмодерна,
согласно ему, становиться герменевтика
с широкими «прожилками» прагматизма.
«Законченный нигилизм» человека постмодерна
есть его шанс, который означает политические
преодоления отчуждения, а в индивидуальном
и коллективном способе жизни – растворение
истории в конкретных индивидах.( Новая философская энциклопедия;
Том первый; Издательство Мысль; Москва
2010; Редакционный совет: В.С. Стёпин, А.А.
Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов; стр.
370 – 371)
Хайдеггер
Мартин (26 сентября
1889, Мескирх, около Шварцвальда – 26 мая
1976, Фрайбург в Брейзгау)
– немецкий философ.
В 1909-1913 во Фрайбурге изучал теологию,
затем философию, гуманитарные и естественные
науки. В 1913 защитил диссертацию «Учение
о суждении в психологизме»; габилитация
под руководством Риккерта – в 1915 («Учение
Дунса Скотта о категориях и значении»).
В 1919-1922 – ассистент Гуссерля. В 1923-1928 –
экстраординарный профессор в Марбурге,
с 1928 – ординарный профессор во Фрайбурге
на кафедре, которую до ухода на пенсию
занимал Гуссерль. Основные произведения,
опубликованные при жизни: «Бытие и время»(1927),
«Что такое метафизика?», 1929 – лекция при
вступлении в должность ординарного профессора,
«Кант и проблемы метафизики»(1929) и другие.
Главный для Хайдеггера вопрос о «смысле
бытия» был пробужден работой Ф.Брентано
« О многоразличных значениях сущего у
Аристотеля». Увлечение феноменологией
Гуссерля сделано для него невозможным
занятие традиционной, «догматической»
онтологией. Правда, только в первых своих
работах он практически полностью разделяет
позиции Гуссерля. В лекционных курсах.
начиная с 1919, подготавливается разрыв
с трансцендентальной феноменологией.
Хайдеггер не мог согласиться с проектом
региональных онтологий Гуссерля, уравнивающим
сферу религии с другими областями предметности.
Под влиянием Гегеля и Дильтея ( а также
Ясперса и Ласка) Хайдеггер ставит вопрос
о том, является ли трансцендентально
очищенное «сознание» основной темой
феноменологии и не следует ли таковой
считать «более всеохватывающую и изначальную»
«фактическую жизнь». В лекциях, посвящённых
проблеме истории («Феноменология созерцания
и выражения», 1920) и религии (курсы 1920-1921),
Хайдеггер приходит к выводу, что есть
предметности, которыми человек не «обладает»,
но которые «есть»: таковы философия, история,
наконец, сам человек – именно бытие
человека определяет природу философии
и истории. Но тем самым смысл «есть» (иначе
говоря, смысл «бытия») становиться основой
новой философской проблематики и главной
темой основного труда Хайдеггера «Бытие
и время» ( из шести замышлявшихся его
разделов были опубликованы только первые
два). Не удовлетворённый собственным
решениям проблемы, Хайдеггер в 1929 – 1930
осуществляет радикальную переориентацию
своего мышления, которую он называет
«поворотом» (с тех пор исследователи
говорят о «раннем» и «позднем» Хайдеггере).
Если в «Бытии и времени» вопрос о смысле
бытия во многом построен на активности
вопрошающего сущего (человека), то «поздний
Хайдеггер» пытается осмыслить бытие
«из самого бытия», выяснить, как реализуется
открытость самого бытия. В связи с этим
центральным для Хайдеггера 1930-1960-х гг.
становятся проблемы: 1) истины как несокрытости;
2) языка ( прежде всего поэтического ) и
3) события самого бытия. Если ранее он
в согласии с Брентано и Гуссерлем считал,
чтоаристотелевское бытие следует понимать
как неизменное присутствие, то теперь
он истолковывает его прежде всего как
открытую возможность, развёртывающую
саму себя. Именно на этой основе стал
возможным новый подход к проблеме языка,
произведения искусства, а также судеб
европейской метафизики. В 1933 Хайдеггер
становиться ректором Фрайбургского университета.
Это обстоятельство, а также отдельные
высказывания в его ректорской речи ( «Самоутверждение
немецкого университета» 1933) положил начало
непрекращающейся дискуссии о причастности
Хайдеггера к национал-социализму (в 1945
оккупационные власти наложили запрет
на его преподавательскую деятельность,
длившийся до 1951). Хайдеггер объяснял позднее,
что в новой политической ситуации он
надеялся на духовное обновление немецкого
народа. Пережив разочарование, в 1934 он
уходит с поста ректора. В 1936-1938 работает
над своим главным трудом ( опубликован
только в 1989) – « К философии»; (« О событии»
остался незаконченным фрагментом). Разбитый
на небольшие главки, он по стилю напоминает
афористическую манеру письма Ницше. В
этот период Хайдеггер использует исключительно
немецкий язык: он не употребляет больше
не только терминов «онтология», «герменевтика»,
«интерпретация», «феноменология» и т.д.,
но даже и слова «философия». Поздние работы
Хайдеггера (1947-1976) посвящены проблемам
современной техники и языка, рассматриваемым
на основе теории бытия как недоступного,
безосновного свершения, которому человек
в его конечности может соответствовать.
Отношение Хайдеггера к технике не связано
с критикой современной культуры или антитехнической
позицией. Он осмысливает проблему современной
техники, исходя из отношения человека
к миру. Встреча человека с вещами, при
которой вещи выявляются и «приводятся
к языку» ( озвучиваются ) в их бытии т.о.,
что это позволяет им оставаться в тех
измерениях, в которых они сами себя показывают,
радикально отлична от того способа раскрытия
сущего, при котором оно получает свою
определённость на основе полезности
для человеческого «действия» и которое
составляет сущность техники. Однако в
той же степени, в какой человек подчинён
власти техники, он является и воспринимающим
послание бытия: параметры и масштабы
нашей жизни опираются не на техническое
измерение , а определяются тем, что превосходит
нас как людей.( Новая
философская энциклопедия; Том четвёртый;
Издательство Мысль; Москва 2010; Редакционный
совет: В.С. Стёпин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин,
А.П. Огурцов; стр. 287 – 288)
Юнг Карл Густав (1875 – 1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования – «О психологии и патологии так называемых оккультовых феноменов»), профессор университетов в Цюрихе(1933-1941) и Базеле(1942). В 1911-1914 – Президент Международного психоаналитического общества. На ранних стадиях философского творчества (« О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов») Юнг ориентировался на концептуальный синтез учения Гартмана о бессознательной воле с теорией П.Жане о диссациации личности. Являясь с 1907-1912 одним из ближайших сотрудников З. Фрейда, Юнг впоследствии осуществил кардинальный пересмотр ряда положений ортодоксального психоанализа, что и обусловило разрыв между Юнгом и Фрейдом в 1913. Сохранив фрейдерскую ориентацию на признание психики в качестве энергетической системы, подпитывая версию о биполярности последних, обусловливающую наличие амбивалентных психических структур, Юнг выдвигал модель психики как закрытой ( а не открытой) сферы, основанной реализацией принципа компенсации, количество энергии в которой – постоянно. Юнг отверг мысль Фрейда об инфантильной этиологии параметров характера и сопряжённых неврозов, полагая психоанализ игровой комбинацией проекций, ориентированных в детство, а отнюдь не актуализацией прошлого опыта. «Классическую» символистику сновидений, трактуемых Фрейдом как преходящее и случайные образы основополагающей реальности, требующие рационального осмысления, Юнг заменил положение о том, что сновидения – непосредственное изоморфное продолжение области бессознательного , а не его «мимикрия». В книги « Метаморфоза и символы либидо» (1912) отверг интерпретацию либидо Фрейдом, провозгласив трактовку либидо как психической энергии (созвучно идее «жизненного порыва» А. Бергсона ), выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда – всего лишь часть гораздо более обширного «коллективного бессознательного» (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души), а также сформулировал идею архетипов – общечеловеческих первообразов – содержания коллективного бессознательного. Согласно версии Юнга , «…у этих содержаний есть одна удивительная способность – их мифологический характер. Они как бы принадлежат строю души , свойственному не какой-то отдельной личности, а человечеству вообще. Впервые столкнувшись с подобными содержаниями, я задумался о том, не могут ли они быть унаследованными, и предположил, что их можно объяснить расовой наследственностью. Для того чтобы во всём этом разобраться, я отправился в США, где, изучая сны чистокровных негров, имел возможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной наследственности, равно как и не являются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат человечеству в целом, поэтому имеют коллективную природу…». По Юнгу, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Динамика архетипов, согласно Юнгу, лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Юнг допускал существование не только «коллективного», но даже «группового» и даже «расового» бессознательного: эта идея пользовалась популярностью у идеологов германского фашизма, хотя в 1940-х учение Юнга было в «третьем Рейхе запрещено. В качестве основной задачи психотерапии Юнг полагал овладение «искусством жизни», сводящимся к мистически-окрашенному восстановлению нарушенных связей между различными уровнями и системами психики (интеграция содержаний коллективного бессознательного, по Юнгу – цель процесса становления личности). Юнг разработал типологию характеров («Психологические типы» - 1921), в основе которой располагается выделение доминирующей психической функции (мышление, ощущение, интуиция, чувство) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир( экстравертивный и интравертивный типы). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, религии, астрологию, алхимию и др. Принадлежа к протестантской церкви, Юнг считал её косвенным источником психологического кризиса западной цивилизации в 19-20вв., завершившегося невиданным распространением атеизма. Остерегаясь этих тенденций, Юнг тем не менее полагал, что они представляют собой новую эпоху в эволюции культуры. В качестве организованного психоаналитического движения юнгианство оформилось вскоре после Второй мировой войны: в 1948 в Цюрихе был образован Институт Юнга, а в 1958 – Международное общество аналитической психологии. : (Новейший социологический словарь; Минск 2010; Издательство Книжный дом; Редакторы: А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко; стр. 1283 – 1284)