Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:14, доклад
Клод Леви́—французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии , теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Родился в еврейской семье в Брюсселе. Его отец, Реймон Леви-Стросс, был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви— главным раввином Версаля. В 1909 году семья вернулась в Париж, а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода — Эмма Леви— вернулась к родителям и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале.
Клод Леви́—французский этнограф, социолог и культурол
Благодаря программе Рокфеллера по спасению европейских учёных Леви-Стросс был приглашён в США (1940). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном, благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии. В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года. Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства». В 1952 году по заказу ЮНЕСКО К. Леви-Стросс пишет работу «Раса и история», посвященную многообразию культур и межкультурным отношениям. В начале 1960 года Леви-Стросс стал руководить кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На базе Коллеж де Франс он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исследовательской работы. В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Он руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году. В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. О смерти Леви-Стросса было объявлено 3 ноября
Стремясь создать
Формирование
Стремясь преодолеть недостатки традиционного рационализма и эмпиризма, Клод Леви-Стросс предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и разума, — суперрационализм: его главная идея в том, что универсальность человеческой природы заложена в подсознании, исследуя которое можно получить объективное знание о человеке, составляющее содержание новой науки — “структурной антропологии”. Положение, что структурные модели, используемые в лингвистике (и во многом аналогичные моделям антропологии) коренятся в бессознательном, или в структуре человеческого ума, В рамках своей антропологической теории Леви-Стросс попытался наметить контуры общесоциологической теории, предполагающей объяснение человека и человеческого общества.
Он говорит о необходимости
научной триады (этнографии, этнологии
и антропологии), позволяющей, начав
с регистрации конкретных фактов,
перейти к первой стадии синтеза
путем сравнительного метода, а затем
к более высокой, конечной стадии
синтеза — стадии структурной
антропологии, выявляющей структурные
элементы, совокупность которых составляет
бессознательную структуру
Многоплановость характерна
не только для содержательной стороны
сложной системы научных
Для объяснения скрытых структур
социокультурных явлений
Модели, выделенные посредством
структуралистского метода, не отражают
эмпирической реальности и их не надо
смешивать со структурами, которые
изучали исследователи
Ключевое место в творчестве
Леви-Стросса занимает исследование
мифологии и фольклора, его называют
отцом структурной типологии
мифа как важнейшей части
В “Мышлении дикарей” (1962)
Леви-Стросс вслед за Дюркгеймом, но
убедительнее, доказывает, что важнейшая
функция тотемизма заключается
в классификации природных и
социальных объектов. Мифол. мышление
Леви-Стросс характеризует как способное
к обобщениям, классификации и
анализу, как вполне “научное”, логическое
(в противоположность
Основные темы “Мышления
дикарей” развиты в произведении
“Мифологичные” (1964-71, 4 т.), где дан
скрупулезный анализ структуры сотен
мифов (сказок) амер. индейцев, обоснован
тезис об исконном культурном единстве
всех индейцев Америки. В этом произведении
Леви-Стросс переориентировался с языка
на музыку как образец мифа. Ссылаясь
на Вагнера, анализировавшего мифы средствами
музыки, он уподобляет миф муз. произведению
и помещая его между языком
и музыкой. Мифы, как и музыка,
довольно близко воспроизводят универсальные
структуры бессознательного. В “Мифологичных”
осуществлен полнейший
В одной из последних книг “Путь масок” (1979) он обратил внимание на исключит, сходство изображений мифол. существ с гигантскими высунутыми языками в искусстве североамер. индейцев и в культурах Юго-Вост. Азии. С разработкой социальной антропологии Леви-Стросс связывал опр. социально-утопич. представления: выяснение бессознат. структуры разума должно внести самый важный вклад в обеспечение будущего человечества. Полагая, что эти фундаментальные структуры лучше всего сохранились у представителей первобытных племен, Леви-Стросс отдает тем самым дань идеализации “естеств. состояния дикаря” в духе Руссо (каменный век он называет золотым, а первобытное об-во считает способным противостоять разрушит, воздействиям истории). Он резко критикует “совр. об-во” и надеется в конечном счете реализовать надежды людей на жизнь без эксплуатации, без войн, в полном согласии друг с другом и в гармонии с природой. Этими упованиями Леви-Стросс снискал себе симпатии со стороны совр. представителей контркультуры и сторонников “близости к природе”, составивших со временем экологич. движение наших дней.