Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:09, доклад
Учение о пределах одно из основных в диалектической логике. Принять эту идею и руководствоваться ею в обыденном мышлении — означает избавить себя от многих крайностей, которые возникают, когда человек пытается преодолеть «великий предел», устремляясь к своим желаниям. Это учение приводит к пониманию, что «лучшее— враг хорошего», что «всякому терпению есть предел», что «сколько веревочке ни виться, а конец будет».
1. Общее понятие о пределе 3
2. Великий предел 5
3. Принцип дополнительности 7
3.1 «Дополнительность» как проявление полярности в естественных процессах 8
3.2 «Дополнительность» как проявление свойств «уместности» («неуместности») в естественных процессах 9
4. Принцип целого 12
Список литературы 18
Водохранилища, построенные на благо энергетики страны, но без учета целого, нарушили климат, превратив большие регионы в болотистые края (Воронежское «море», Краснодарское «море», «море» под Рыбинском...)
Перевод экономики страны на рыночные рельсы на благо мелкого предпринимательства, но без учета сложившихся экономических отношений среди крупных производителей приводит к разорению хозяйства;
В жизни, сложенной из беспорядочных отношений, не возникает радости.
За всеми этими и многими подобными проблемами «стоит» проблема распознавания и осуществления - целого. А поскольку распознается и осуществляется человеком только то, на что направлено его сознание, то оказывается, что проблема целого — это проблема осмысления целого.
Целое возникает там, где существует единство изменчивости и
неизменности
Неизменность целого может обеспечивать какое-то ядро, структура, каркас, скелет или принцип построения. Вот примеры того, что может быть, неизменным в организации:
-структура подчинения
-культура
-функциональные обязанности
-основной процесс деятельности
-территория, на
которой осуществляется
Для этих примеров целое следует искать там, где существует естественно связанное с ними нечто изменяемое. Так. целое образуют такие пары:
-структура подчинения
вместе с изменяющимися
-культура организации вместе с изменением состава персонала;
-функциональные
обязанности вместе с
-основной процесс
деятельности месте с
-территория, на
которой осуществляется деятель
Всякая неизменная часть без дополняющей ее до целого изменяющейся части не может долго существовать. Она либо разрушается, либо «соединяется» с другой частью, чтобы стать целым. Эта идея красиво выражена у Р. Тагора: «В музыкальном журчании потока звучит радостная уверенность: "Я становлюсь морем".. У него же есть и объяснение этой радости: «Радость — есть соединение родственных между собою вещей». В целом неизменное и изменяющееся приобретают радость соединения.
Обнаружить целое можно, наблюдая за некоторым объектом в его естественной изменчивости. При этом если неизменны внешние условия существования объекта, а сам он изменяется, то целым следует объявить и объект, и условия. Если внешние условия неизменны, неизменен и сам объект, а меняется что-то внутри него, то целое — это сам объект вместе с его изменяющейся частью.
Словом, если что-то изменилось в целом, то что-то должно остаться неизменным.
На практике для определения любых сложных изменяющихся объектов как целого можно применять следующий метод: мысленно исключать поочередно элементы, из которых образуется объект. Размышляя так. можно найти те элементы, без которых объект перестанет существовать, соответствовать своему назначению. Это неизменное. Все остальное «пусть изменяется» — целое схвачено.
Вот интересный пример целого: яйцо, гусеница, куколка, бабочка, яйцо. Что же здесь неизменно, а что изменяется? Неизменна генетическая основа. Если вынуть из целого ряда одно звено, например, бабочку, откладывающую яйца, то целое исчезнет. Но, даже оторвав бабочке крылья, невозможно помешать продолжению рода. Следовательно, яйцо — гусеница — куколка — бабочка — снова яйцо — все это просто спектакль с переодеванием.
А вот другой пример: «Я мыслю, значит, я существую», — сказал о себе как о человеке один философ. Он — это целое. Постоянно в нем существовать означает быть в потоке изменений мысли.
Поняв существо принципа целого (неизменное вместе с изменяющимся), можно чуть смягчить правило: в целом может быть больше изменений, но меньше неизменности или наоборот. Главное, нельзя допустить, чтобы все было неизменным или изменяющимся. Целое в таких условиях исчезает.
Другой признак целого: Целое нечётно и состоит из трёх
Показательным
примером такого целого является искусство
составления букетов — «
Такое понятие целого можно выразить с помощью формальной модели. Букеты — это 101 или 010, то есть в структуре целого должна быть некоторая доминирующая основа — 1 или 0. Эта основа образует ядро, а остальные компоненты целого — оболочку. Значит, структуры типа 00 и 11 целого не образуют.
В большом букете можно найти несколько /целых» букетиков. В каждом из них один из элементов является элементом другого букетика. Делается это так: пусть в элементарном букете «главенствует» красный цветок между двумя листочками. Этот цветок уже в роли «внешнего двустороннего» с другим таким же цветком входит в структуру другого букета, где «главенствует» веточка. При этом две веточки могут образовывать «букет» с вазой, в которой они находятся, и т. д. Так структурно целые «единицы» связываются в большие целостности.
Иными словами, структурно целое может состоять из нескольких целых «единиц», имеющих общие элементы. Понятно, что это не сложение, а принцип построения, причем количество здесь не имеет значения. Так, например, певица и четыре гармониста - это «букет», три девушки и два гармониста - тоже «букет». Это может быть и хор из десяти девушек и одного гармониста.
Из этих примеров и рассуждений не должно возникнуть представление о том, что второй признак целого противоречит первому. Следует обратить внимание на то, что в «треугольнике» целого есть нечто неизменное и нечто изменяющееся.
Неизменное
находится между двумя
Заметим также, что «треугольник» отражает иерархию. Выразим это как еще один признак целого: целое по структуре иерархично.
Этот признак может быть легко принят как следствие рассуждений о нечетной структуре целого. Но для пользы дела стоит заострить внимание именно на иерархичности целого.
Взвод солдат как целое состоит из командира и двух отделений . Командир — это «вершина» в треугольнике.
В семье как в целом двое взрослых и один ребенок. Здесь ребенок — на «вершине» иерархии, например, по возрасту, по сознанию и по беспомощности.
Двое людей образуют целое, если только они любят друг друга. Любовь — это вершина.
Двое верующих едины в Боге.
Треугольник — самая устойчивая конструкция.
Свойство целого «содержать единство непрерывного и прерывистого» наглядно выражено в древнекитайском символе «Тай цзы». Отметим, что две полярности как дискретное соединены в круге. Круг обозначает единство и целое. В этом примере круг — это третий компонент целого.
Подведем краткий итог рассуждений о целом:
1.Целое имеет структуру;
2.В этой структуре
неизменное сочетается с
3.Целое по
количеству элементов в
4. Структура целого иерархична;
5.«Большое» целое образуется через целые «единицы», через общие для них элементы;
6.В целом
дискретное и непрерывное