Великий предел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:09, доклад

Описание работы

Учение о пределах одно из основных в диалектической логике. Принять эту идею и руководствоваться ею в обыденном мышлении — означает избавить себя от многих крайностей, которые возникают, когда человек пытается преодолеть «великий предел», устремляясь к своим желаниям. Это учение приводит к пониманию, что «лучшее— враг хорошего», что «всякому терпению есть предел», что «сколько веревочке ни виться, а конец будет».

Содержание работы

1. Общее понятие о пределе 3
2. Великий предел 5
3. Принцип дополнительности 7
3.1 «Дополнительность» как проявление полярности в естественных процессах 8
3.2 «Дополнительность» как проявление свойств «уместности» («неуместности») в естественных процессах 9
4. Принцип целого 12
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

этот.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 Водохранилища,  построенные на благо энергетики страны, но без учета целого, нарушили климат, превратив большие регионы в болотистые края (Воронежское «море», Краснодарское «море», «море» под Рыбинском...)

Перевод экономики  страны на рыночные рельсы на благо  мелкого предпринимательства, но без учета сложившихся экономических отношений среди крупных производителей приводит к разорению хозяйства;

В жизни, сложенной  из беспорядочных отношений, не возникает  радости.

За всеми  этими и многими подобными  проблемами «стоит» проблема распознавания  и осуществления - целого. А поскольку распознается и осуществляется человеком только то, на что направлено его сознание, то оказывается, что проблема целого — это проблема осмысления целого.

 

Целое возникает  там, где существует единство изменчивости и

неизменности

Неизменность  целого может обеспечивать какое-то ядро, структура, каркас, скелет или  принцип построения. Вот примеры  того, что может быть, неизменным в организации:

-структура подчинения

-культура

-функциональные  обязанности

-основной процесс  деятельности

-территория, на  которой осуществляется деятельность  и др.

Для этих примеров целое следует искать там, где  существует естественно связанное  с ними нечто изменяемое. Так. целое  образуют такие пары:

-структура подчинения  вместе с изменяющимися задачами;

-культура организации  вместе с изменением состава  персонала;

-функциональные  обязанности вместе с изменяющимися  видами деятельности;

-основной процесс  деятельности месте с изменяющимися  способами его осуществления;

-территория, на  которой осуществляется деятельность, вместе с обновляющимися товарами, которые предлагаются клиентам.

Всякая неизменная часть без дополняющей ее до целого изменяющейся части не может долго  существовать. Она либо разрушается, либо «соединяется» с другой частью, чтобы стать целым. Эта идея красиво выражена у Р. Тагора: «В музыкальном журчании потока звучит радостная уверенность: "Я становлюсь морем".. У него же есть и объяснение этой радости: «Радость — есть соединение родственных между собою вещей». В целом неизменное и изменяющееся приобретают радость соединения.

Обнаружить  целое можно, наблюдая за некоторым  объектом в его естественной изменчивости. При этом если неизменны внешние  условия существования объекта, а сам он изменяется, то целым  следует объявить и объект, и условия. Если внешние условия неизменны, неизменен и сам объект, а меняется что-то внутри него, то целое — это сам объект вместе с его изменяющейся частью.

Словом, если что-то изменилось в целом, то что-то должно остаться неизменным.

На практике для определения любых сложных изменяющихся объектов как целого можно применять следующий метод: мысленно исключать поочередно элементы, из которых образуется объект. Размышляя так. можно найти те элементы, без которых объект перестанет существовать, соответствовать своему назначению. Это неизменное. Все остальное «пусть изменяется» — целое схвачено.

Вот интересный пример целого: яйцо, гусеница, куколка, бабочка, яйцо. Что же здесь неизменно, а что изменяется? Неизменна генетическая основа. Если вынуть из целого ряда одно звено, например, бабочку, откладывающую яйца, то целое исчезнет. Но, даже оторвав бабочке крылья, невозможно помешать продолжению рода. Следовательно, яйцо — гусеница — куколка — бабочка — снова яйцо — все это просто спектакль с переодеванием.

А вот другой пример: «Я мыслю, значит, я существую», — сказал о себе как о человеке один философ. Он — это целое. Постоянно в нем существовать означает быть в потоке изменений мысли.

Поняв существо принципа целого (неизменное вместе с  изменяющимся), можно чуть смягчить правило: в целом может быть больше изменений, но меньше неизменности или наоборот. Главное, нельзя допустить, чтобы все было неизменным или изменяющимся. Целое в таких условиях исчезает.

Другой признак  целого: Целое нечётно и состоит  из трёх

Показательным примером такого целого является искусство  составления букетов — «икебана»  В древнем Китае, а затем в  Японии было установлено, что простейший букет составляется из «треугольника» цветок между двумя листочками; два низких цветка и один высокий; два круглых и один вытянутый и так далее. То же самое можно сказать и о других выразительных композициях. Если они представляют собой целое, то в них можно найти  «треугольники».

Такое понятие  целого можно выразить с помощью формальной модели. Букеты — это 101 или 010, то есть в структуре целого должна быть некоторая доминирующая основа — 1 или 0. Эта основа образует ядро, а остальные компоненты целого — оболочку. Значит, структуры типа 00 и 11 целого не образуют.

В большом букете можно найти несколько /целых» букетиков. В каждом из них один из элементов  является элементом другого букетика. Делается это так: пусть в элементарном букете «главенствует» красный цветок между двумя листочками. Этот цветок уже в роли «внешнего двустороннего» с другим таким же цветком входит в структуру другого букета, где «главенствует» веточка. При этом две веточки могут образовывать «букет» с вазой, в которой они находятся, и т. д. Так структурно целые «единицы» связываются в большие целостности.

Иными словами, структурно целое может состоять из нескольких целых «единиц», имеющих  общие элементы. Понятно, что это  не сложение, а принцип построения, причем количество здесь не имеет  значения. Так, например, певица и четыре гармониста - это «букет», три девушки и два гармониста - тоже «букет». Это может быть и хор из десяти девушек и одного гармониста.

Из этих примеров и рассуждений не должно возникнуть представление о том, что второй признак целого противоречит первому. Следует обратить внимание на то, что в «треугольнике» целого есть нечто неизменное и нечто изменяющееся.

Неизменное  находится между двумя элементами (основаниями) треугольника, а изменяющееся — между основаниями и вершиной, между слабыми признаками и доминирующим признаком. Только теперь наше различение целого становится более «тонким».

Заметим также, что «треугольник» отражает иерархию. Выразим это как еще один признак  целого: целое по структуре иерархично.

Этот признак  может быть легко принят как следствие  рассуждений о нечетной структуре целого. Но для пользы дела стоит заострить внимание именно на иерархичности целого.

Взвод солдат как  целое состоит из командира и  двух отделений . Командир — это  «вершина» в треугольнике.

В семье как  в целом двое взрослых и один ребенок. Здесь ребенок — на «вершине» иерархии, например, по возрасту, по сознанию и по беспомощности.

Двое людей  образуют целое, если только они любят  друг друга. Любовь — это вершина.

Двое верующих едины в Боге.

Треугольник —  самая устойчивая конструкция.

Свойство целого «содержать единство непрерывного и  прерывистого» наглядно выражено в  древнекитайском символе «Тай цзы». Отметим, что две полярности как  дискретное соединены в круге. Круг обозначает единство и целое. В этом примере круг — это третий компонент целого.

 

 

 

 

Подведем краткий итог рассуждений о целом:

1.Целое имеет  структуру;

2.В этой структуре  неизменное сочетается с изменяющимся;

3.Целое по  количеству элементов в структуре  нечетно;

4. Структура  целого иерархична;

5.«Большое»  целое образуется через целые «единицы», через общие для них элементы;

6.В целом  дискретное и непрерывное образуют  единство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Сергеев, М.Н.-Диалектика.- [Электронный ресурс],- http://vmede.org/index.php?PHPSESSID=tmuh2p7cr85boeohjdm12fn620&topic=1031.0
  2. Калкаев Е. Г. Категория «Великий предел» в философии Шао Юна // Человек и духовная культура Востока. Альманах. Вып.1. М., 2003. С.105-142.
  3. И.З. Цехмистро. Диалектика множественного и единого.-М.: Мысль, 1972

 

 


Информация о работе Великий предел