Вера как ядро религиозного мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Если обратиться к истории человечества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения - от лояльного до открытого враждебного, нетерпимого. И именно представление разных видов религии религиозного мировоззрения с середины XX в. начали путь к диалогу, к совместным действиям при всех сохраняющихся различиях.
Различные религиозного и нерелигиозного мировоззрений лежат также в плоскости понимания соотношения веры и разума. Вопрос о соотношении веры и разума занимал значительное место как религиозном, так и в философском мировоззрениях.

Содержание работы

Введение
Глава I. Религия как форма мировоззрения
1.1 Мировоззрение и его типы
1.2 Религиозное и нерелигиозное мировоззрение
Глава II. Исторические типы религии
2.1 Первобытные религии.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия - Вера как ядро религиозного мировоззрения.docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

 

    1. Первобытные религии

 

О первобытных предрассудках, колдовстве и заклинаниях, фетишизме и мумбо-юмбо, сразу приходят на ум первобытные племена, вовсе не имеющие религии как таковой. В действительности же многие первобытные племена более религиозны, чем народы развитого Запада. Они живут в тесном контакте с природой и ощущают ее таинственные силы. Они зависят от природных катаклизмов, штормов и наводнений, пожаров и землетрясений, которые в их глазах представляют собой силы зла. Им приходится иметь дело с соседними враждебными племенами или со злыми людьми в своей общине. Смерть всегда находится рядом и часто приходит слишком рано.

Именно поэтому первобытные племена чувствуют себя беззащитными, слабыми, окруженными злыми силами, не способными справиться с трудностями жизни и достичь долгожданного счастья. Они с легкостью убеждают себя в существовании вокруг них невидимой сверхъестественной силы и разрабатывают собственные религиозные системы, чтобы попытаться наладить с ней контакт.

Таким образом, религии первобытных племен связываются с реальными потребностями людей и приобретают все признаки настоящей религии. Для них характерны реальный взгляд на жизнь, скромная оценка человеческих возможностей и чувство зависимости от мира духов. Как говорят в племени нуэров в Судане: "Мы все муравьи перед богом".

Большинство людей западного мира попросту презирают первобытные религиозные обычаи, так как они слишком отличаются от их собственных - там не строят церквей, нет воскресных служб, нет священных писаний, псалмов и символов веры. Доходило до того, что некоторые ученые, как, например, Чарльз Дарвин, заявляли об отсутствии у подобных племен религии вообще. В отдельных случаях это, может быть, и верно, но большинство из 200-300 миллионов людей современных первобытных племен на самом деле чрезвычайно религиозны. За последние сто лет с помощью тщательного изучения их миссионерами, антропологами и другими учеными удалось значительно лучше понять сущность подобных религиозных систем.

Основой первобытных религий является вера в мир духов, полный сил и существ, намного превосходящих силы человека. В мире мы не одни. За рядовыми вещами и повседневными событиями стоит невидимая сила. Иногда она проявляется в виде силы, проникающей во все на свете, но особенно сконцентрированной в необычных явлениях или необычных способностях человека. Такая сила называется "мана".

Признаком этой силы служат полчиша духов, проживающих в самых различных местах или просто блуждающих вокруг. Одни духи могут быть добры к людям и получать за свою помощь благодарственные молитвы и приношения; другие могут строить различные козни и быть постоянной помехой: некоторые бывают злобными духами, настоящими демонами и представляют опасность, их следует избегать или задабривать. Для обозначения этого явления мы используем термин "анимизм" (от латинского "дух"). Подобные верования подчеркивают, что человек не может один управлять всем и что духовные силы тоже заняты своим делом.

Для некоторых первобытных религий характерно существование духовных сил другого типа, которых можно назвать богами. Эти силы управляют определенными сферами окружающего мира или человеческой деятельности, такими как охота, земледелие, война или обработка металлов. В нигерийском племени йоруба бог Огун, например, одновременно ведает вопросами войны и обработки металлов. У таких основных богов часто есть храмы или святилища, специальные жрецы и праздники, и почитаются они гораздо больше духов.

Во многих первобытных религиях над всеми остальными силами царит один верховный бог. Иногда этот бог может считаться универсальным Богом для всех народов. Например, для североамериканских индейцев таким богом является Великий Дух, а для новозеландского народа маори - бог Ио. Такой бог обычно считается создателем мира.

В некоторых случаях верховного бога интересуют вопросы праведности жизни людей, он общается с ними через второстепенных богов. Иногда считается, что он рассержен на человечество и покинул этот мир или же находится так высоко и окружен такой таинственностью, что достичь его невозможно. Такой Верховный Бог, или Небесный Бог, может не иметь храмов, жрецов, организованных ритуалов или жертвоприношений, и поэтому посторонним наблюдателям его не так легко заметить.

 

Заключение

 

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Согласно библии человек – это венец творения, образ и подобия Бога.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

 

Список используемой литературы.

 

1. Борунков Ю.Ф. Яблоков И.Н., Никонов К.И.. под ред. И.Н. Яблокова. Основы религиоведения: учеб. для вузов 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2010. 480с.

2. Финогентов В.Н. Религиозный  ренессанс или философия гуманизма? Мировоззрений выбор современной  культуры. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 304с.

3. Миркина З.А., Померанц  Г.С. Великие религии мира. М.: ИД  Международного университета в  Москве 2006. 280с.

4. Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия – 2009 электронный  вариант.

Размещено на Allbest.ru

 

1 Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззрений выбор современной культуры. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 204с.

2 . Борунков  Ю.Ф. Яблоков И.Н., Никонов  К.И.. под ред. И.Н. Яблокова. Основы религиоведения: учеб. для вузов 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2001. 305с.

3 . Борунков  Ю.Ф. Яблоков И.Н., Никонов  К.И.. под ред. И.Н. Яблокова. Основы религиоведения: учеб. для вузов 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2001. 298с.

4 Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. М.: ИД Международного университета в Москве 2006. 210с.


Информация о работе Вера как ядро религиозного мировоззрения