Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 23:20, доклад
“Веротерпимость, согласно Локку, — главная характеристика “истинной церкви”. Это согласуется, считает философ, с главными целями “истинной религии”, которые состоят не в достижении внешнего блеска и помпезности, а в регулировании человеческой жизни на основе правил благочестия и сострадания» Нельзя позволять людям использовать всуе имя христиан, если они не оправдывают его святостью жизни, чистотой помыслов и высотой духа, если христианская религия не укоренена в их сердцах.
“Веротерпимость, согласно Локку, — главная характеристика “истинной церкви”. Это согласуется, считает философ, с главными целями “истинной религии”, которые состоят не в достижении внешнего блеска и помпезности, а в регулировании человеческой жизни на основе правил благочестия и сострадания» Нельзя позволять людям использовать всуе имя христиан, если они не оправдывают его святостью жизни, чистотой помыслов и высотой духа, если христианская религия не укоренена в их сердцах. Локк считает абсолютно неприемлемыми такие действия во имя христианства, при которых веру полагают возможным укреплять и поддерживать огнем и мечом. Такие методы — несовместимые с любовью, состраданием, спасением, прощением и другими ценностями, которые стоят в центре христианского вероучения, — наносят христианству, славе Бога, больший вред, чем некоторые отклонения от веры, строго караемые церковью. Локк приводит эти и многие другие аргументы, страстно защищая веротерпимость, что было одной из главных заслуг английского мыслителя и что стало также поистине великой идеей его философии, на которую в дальнейшем опирались многие его современники и потомки. В общественной жизни, настаивает Локк, функции государственного управления и внутренние задачи церкви и религии должны быть строго различены и отделены друг от друга. Гражданские, или государственные, власти посвящают себя опирающейся на закон защите гражданских интересов, или интересов граждан (civil interests), каковыми являются: жизнь, свобода, здоровье, обладание “внешними вещами” (к последним относятся деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.). Компетенция властей не простирается на то, что относится к “вещам внутренним”, т.е. к душе. Бог, согласно Локку, не вверял, не “поручал” правителям заботы о вере и спасении, которые принадлежат исключительно к компетенции религии и её институтов. Методы деятельности управляющих государственных инстанций и институтов религии тоже различны. Одно дело — управлять, организовывать и командовать, действуя компетентно и грамотно, а другое дело — убеждать и увещевать, обращаясь к духу и душе человека. Отсюда Локк делает вывод, что даже разработка законов, относящихся к вере, религии, церкви, есть не дело магистратов, а компетенция церкви. Но сама церковь должна оставаться исключительно свободным и добровольным объединением людей во имя служения Богу и спасения своих душ. Принадлежность к соответствующим церкви и вероисповеданию должна определиться не фактом рождения: каждый человек вправе свободно и самостоятельно определять, к какой именно церкви, т.е. к какому именно свободному добровольному сообществу, он хотел бы примкнуть. Но и церковь не должна претендовать на то, чтобы от своего имени или во имя веры принимать решения относительно состава гражданских дел и характера их исполнения, хотя мнения церкви и верующих по этим вопросам гражданские власти обязаны принимать в расчет. Не дело церкви — брать на себя роль гражданских инстанций и тем более принимать участие в преследованиях граждан-иноверцев, в которые иногда в политических и экономических целях втягивает их государство. Установив эти принципы свободы вероисповедания и разделения сфер компетенции государственных и церковных властей, Локк, тем не менее, реалистически осмысливает часто возникающие здесь конфликты и противоречия. И во всех случаях либеральный, гуманистический — в толковании Локка истинно христианский — принцип веротерпимости последовательно ставится во главу угла. Таковы основные принципы и идеи философии Дж. Локка, философии, оказавшей глубокое воздействие на современную ему и последующую культуру. Она остается актуальной и в наши дни. К ней обращаются и на нее ссылаются философы, социологи, естествоиспытатели, политики, юристы, педагоги, теологи. Это значит, что философия Локка продолжает свою жизнь в царстве человеческого духа. И сама полемика с нею становится способом дальнейшего развития философской мысли, что мы увидим на примере другого великого философа и ученого XVII в., Лейбница.
"Письма о веротерпимости"
(1685-1692),
"Некоторые мысли о воспитании" (1693).
Основное внимание в своих философских
трудах Локк
уделяет теории познания. В этом отразилась
общая ситуация
в философии того времени, когда последняя
стала больше
заниматься личностным сознанием, индивидуальными
интересами людей. Локк обосновывает гносеологическую
направленность своей философии тем, что
указывает на
необходимость максимального приближения
исследований к
интересам человека, так как "знание
своих познавательных
способностей предохраняет нас от скептицизма
и умственной
бездеятельности"
Большой заслугой Л. была его настойчивая
защита веротерпимости. Этой теме он посвятил
несколько работ, наиболее яркой из которых
является «Послание о веротерпимости»
(1689, рус. пер. 1988) — страстный и глубокий
памфлет в защиту свободы совести как
неотъемлемого права каждого человека.
Право выбора и исповедания религии отвечает
интересам и свободам людей, и поэтому
должно быть признано гос-вом как их естественное
право. Оно отвечает и интересам истинной
церкви как добровольного человеческого
сообщества, которая в своей деятельности
призвана руководствоваться благочестием
и состраданием, а не насилием. Терпимость
не может распространяться лишь на тех,
кто вступает в противоречие с законами
roc-ва и моральными нормами общества, кто
сам не проявляет терпимости в вопросах
религии или использует ее для получения
привилегий и кто вообще отрицает существование
Бога. «Послание...» содержало требования
предоставления религиозным общинам равных
прав и отделения церкви от гос-ва. Защищая
свои взгляды на религию и церковь от критиков,
Л. опубликовал второе (1690) и третье (1692)
послания о веротерпимости (четвертое
так и осталось недописанным).